СБЫЛАСЬ МЕЧТА КОМПОЗИТОРА-ФИЛОСОФА - СТАРИННЫЙ ИНСТРУМЕНТ!
Недавно я приобрёл лютню - уникальный, аутентичный, музыкальный инструмент, сделанный по образцу лютни XVII - XVIII веков. Инструмент мастеровой, обладает неповторимым звучанием, которое в корне отличается от звучания гитары. Конечно, пришлось мастеру выложить 200$, но я не жалею. Теперь наслаждаюсь игрой на редком и необычном старинном музыкальном инструменте. Пытаюсь даже сочинять лютневые миниатюры. Новый альбом, думаю, буду писать, применяя уникальное звучание этой шикарной новинки.
Впервые, когда взял в руки старинную лютню и стал на ней наигрывать, то ощутил совершенно непривычные технические особенности. А именно:
1. Гриф лютни, по сравнению с грифом гитары, немного толще и обхватывать его левой рукой немного непривычно. Это влияет на положение кисти во время игры.
2. Так же, из-за толщины играть на грифе в позиции возле корпуса очень трудно и неудобно. Я так понял, лютня удобна для исполнения пьес, в которых ноты берутся до VII - VIII лада.
3. Грушеподобная овальная форма корпуса - самый неожиданный момент для позиции с инструментом. Я, как классический гитарист, привык класть корпус на левую ногу, опираясь задней декой в грудь. Но с лютней такой вариант не подходит. Она всё время переворачиваете, и ложится плашмя на колени. Грудь, как опора здесь не годиться, ибо лютня соскальзывает вниз. Пришлось немного помучиться. В итоге, я привязал к корпусу пояс, поставил его на левую ногу, а правой подстраховал с бока. Пояс удерживал от переворачивания, овальная выпухлось задней деки упёрлась в живот. В итоге - играть стало удобнее.
4. Естественно, если вы меняете положение корпуса инструмента, то меняется и положение правого локтя. Локоть я разместил примерно так, как и на классической гитаре, сместив его немного наружу. Главное необходимо было оставить полностью расслабленной правую кисть.
5. При игре на старинной лютне чувствуешь, как по иному рождается звук внутри корпуса, как совершенно непривычно проходят в нём вибрации. Если в гитаре звук движется по корпусу как-то параллельно и прямо, то в лютне звук словно «крутится» или «вертится» по всей грушеподобной полости инструмента.
6. Розетка на лютне прикрыта тонкой деревянной пластинкой, которая действует как фильтр некоторых частот. Верхние частоты получаются более острыми и хрустальными, а нижние - более благородными и матовыми. В классической гитаре розетка открыта, поэтому звук в этом случае насыщен обертонами и более объёмен. Лютня ближе по звучанию к клавесину, а гитара - ближе к арфе.
В игре на любом инструменте - позиция должна быть удобной и естественной. На эти фундаментальный принципы я и ориентировался. В итоге, инструмент XVII - XVIII веков зазвучал в моей комнате красивым, сказочным звуком. Особенно красиво на нём исполнять старинные баллады. Например, прекрасно слушается английская баллада «Зелёные рукава». Чувствуется, что именно для таких пьес создавались подобные инструменты, а может, наоборот - такие пьесы сочинялись специально под такие инструменты. Во всяком случае, когда сравниваешь технику игры на старинной лютне и на классической гитаре, ясно чувствуешь, как эволюционировал струнный инструмент. Как и почему менялась форма его корпуса, его гриф, розетка, а, следовательно, и техника исполнения.
На втором курсе музыкального училища я писал курсовую работу по старинной лютневой музыке. Ещё тогда у меня была мечта приобрести этот интересный инструмент, а заодно - будучи студентом, мечтал заняться научными исследованиями философских аспектов музыки. И первое, и второе, вроде как, уже осуществилось. Хвала Богам Музыки!
Хотя, лютня и считается «бабушкой» гитары, но с моей точки зрения, если принимать во внимание жанрово-стилистический аспект, то одни пьесы звучат естественнее именно на лютне, а другие - на гитаре. Балладные вещи эпохи поздней готики и барокко лучше исполнять на лютне, а некоторые сонаты и прелюдии конца XVIII - XIX веков желательно исполнять на гитаре.
МОЁ РАБОЧЕЕ МЕСТО
PS. Когда-то у меня была даже «прабабушка» гитары - мандолина. Но она по форме и размеру всегда вызывала ассоциацию с нашей домброй или балалайкой. Вивальди сочинял для мандолины неплохие пьесы. Но её звучание и техника игры плектром, когда звук получается «сухим», отрывистым и «острым», напоминали мне фольклорные напевы и народные песни. Словно мандолина предназначена исключительно для ансамбля народных инструментов. Когда видишь такой контраст между гитарой и мандолиной, то видишь развитие не только струнного инструмента и техники, но и самой музыкальной культуры от простых крестьянских песенок до многочастных гигантских сонат.
Что-то во всём этом есть…
Какая-то неуловимая взаимосвязь между формой, содержанием, исполнением и выражением.