Интервью Ирины Меглинской и Игоря Мухина (1 часть)

Apr 10, 2020 09:50

Интервью 2012 года, по случаю выхода книги "Моя Москва".

"Я тебя знаю сто лет. Недавно зашла по той ссылке, что ты мне присылал, увидела картинки Сережи Леонтьева - и почему-то вспомнила, что вы оба довольно похожую тему брали поначалу. А именно, улицу. Это что такое было? Что за мотив был такой: пойти снимать неформалов?

Ну я музыку просто слушал. А Леонтьев - технарь, но почему-то - р-раз! - ему стало важно высказаться через искусство. Он был в группировке художников-технарей, которые все знали про линзы, про какие-то графики. Был у них такой закрытый клуб.

Это понятно, но сама тема? Что за фактура, которую ты хочешь - хотел - запечатлеть?

В 80-е я работал в «Моспроекте» и фанател от БГ, Цоя и так далее. И вдруг оказалось, что можно купить билет, попасть на концерт. И нет границ, и ты можешь все это фотографировать и быть частью этого небольшого круга. А «Моспроект» - это, условно говоря, куча архитекторов, которые постоянно ходят на концерты Гребенщикова, Рубинштейна, Пригова. То есть такая очень творческая атмосфера. И главное, есть, кому все эти фотографии потом показывать.

То есть ты начал снимать, потому что хотелось для себя сделать постер? Или похвастаться? Какой был мотив? Фанатеть от музыки и взять в руки фотоаппарат - это две разные вещи.

Случилось еще такое событие принципиальное - фестиваль молодежи и студентов 1985 года, куда приехала куча необычной молодежи. Я их снимал телевиком - нельзя было снимать событие, непонятно было, как его взять: боязнь была войти в контакт и применять широкоугольник. Какие-то люди с бородами, в каких-то майках необычных, какие-то транспаранты, клеши, обувь необычная. Вдруг Москва оказалась населена какими-то невиданными типажами.

У тебя есть картинки того времени?

Все выбросил.

То есть к хроникам ты относишься нетрепетно? Ты - художник?

Ладно, дальше фестиваль кончается, и я вижу человека на «Динамо», который одет в джинсы, а на куртке у него написано то ли Alice Cooper, то ли Deep Purple. И я понимаю, что до 1985 года в СССР я такого не видел. Чтобы человек в открытую шел по городу с хайром, эдакий металлист? Нет, такого точно не было. И это захотелось зафиксировать. Все мы слушали рок-музыку, и появлялась среда.

Захотел зафиксировать среду?

Все мальчики тогда увлекались западным роком - какие-то Slade, Black Sabbath, Deep Purple. Какие-то журналы уже в то время в соцлагере публиковались. И там, в принципе, показывалось, как выглядит их среда. И вдруг оказалось, что и у нас есть что-то похоже, что-то зарождается...

И ты, как мальчишка, сразу же побежал смотреть какую-то фактуру?

Кажется, я увязался за каким-то человеком, не помню, но почему-то оказался в команде «Коррозии металла». Я не помню, пошел ли я за человеком, а он пришел в парк, где они все собирались, или как-то иначе на этих людей вышел. Они фотографа доверчиво пустили - ну фотограф и фотограф, снимает и не мешает.

Ты уже в тот момент снимал на «лейку» и сам проявлял?

Нет-нет. Никакой «лейки» тогда не было. Первые фотографии я вручную напечатал в 1977 году, мне подарили «Смену» в шестнадцать лет. А в 1980-м я покупаю себе «Зенит» (на это уходит год, потому что есть деньги, но нет фотоаппаратов в магазинах). Чуть позже приобретается «Ломо Компакт», потому что «Зенит» тяжелый и его не потаскаешь, а «Ломо» очень мобильная камера. И город снимается, но бессмысленно и без знаний. Было совершенно непонятно, как это делают в мире.

Но ты пошел на охоту за какой-то особенной фактурой по городу Москве. Собственно, после 1985 года ты обнаружил, что ее достаточно.

Я осознанно решил это снимать. Был еще такой момент, что я в «Луже», в Лужниках, пошел на футбол, а после футбола, когда публика уже разошлась, был кубок чего-то, я увидел группу молодежи, которая сидела и на улице слушала Цоя. Но и я слушал ту же музыку! И это был шок. Цой звучит на улице! Невероятно. Это ведь 1985 год все-таки. Я подошел и снял их. Потом начался какой-то обмен...

Логику я поняла, но тем не менее у меня есть к тебе провокационный вопрос, на который ты, кажется, решил не отвечать.

Повтори, пожалуйста.

У тебя возникло ощущение, что ты можешь запечатлеть с помощью фотоаппарата нечто, что тебе любопытно, и поделиться этими знаниями с кем-то? Либо тебе было важно попасть в эту среду, и фотоаппарат был неким способом? Есть кумиры - Цой, Гребенщиков - и с помощью фотоаппарата можно приблизиться к этим богам?

Они не были богами. Их слушали в Москве от силы 50-100 человек. Ну какие это боги?

Тем не менее это были люди, с которыми хотелось дружить?

Я с ними не дружил. Я четко чувствовал, что это надо зафиксировать. Непонятно, откуда у меня было это ощущение, но оно было.

Но все-таки мой вопрос: зачем ты все уничтожил? Ведь можно же было не подписывать своим именем, как художник, но оставить на пленке материал, который может в качестве хроники говорить о том времени. С моей точки зрения, ты поступил неправильно.

Ты не понимаешь. В Magnum стоят такие уровни огромные, метровые, и там тысячи слайдов и негативов, и какой-то фотограф с помощником приходят и просто выбрасывают все дубли. Это уличная грязь, и я не хочу ее нигде выставлять.

Что значит «уличная грязь»? Ты говоришь, что пришел и снял людей, которые слушают Цоя. Или у тебя просто не получилась хроника?

Смотри. Раз я снимаю с 1977 года, то, значит, это еще до техникума было...

А ты закончил разве техникум?

Да, строительный.

То есть ты был фотолюбителем всю жизнь?

Всю жизнь. Дальше я погрузился в какую-то футбольную среду. Там я тоже снимаю, и снимаю много, и учусь на этом. Это такая тренировка - снимать людей. Параллельно устраиваюсь работать в «Моспроект», где музыка, походы на выставки и прочее знакомство с искусством. И я все время снимаю - вообще без смысла, один, в одиночку. Даже не с кем посоветоваться. Я, конечно, хожу на курсы в Политехнический музей, но там только растворы преподают; и я осваиваю, как их варить, - жуткая ересь, которая сейчас никому не нужна. Есть желание снимать, но непонятно, что. И вот именно эту бессмысленную съемку я выбросил, не жалея не секунды.

Я сейчас делаю выставку про альтернативную моду. И Бастер включил в нее именно такие фотографии, о каких ты говоришь. Стоит баба в драповом пальто с каким-то мехом драным, и мужик в меховой шапке и с мохеровым платком. И это говорит о времени!

Ну хорошо, но тут же возникает масса вопросов: стоит ли за такие снимки брать деньги, надо ли их сканировать, нужно ли указывать фамилии. А потом все будут тыкать пальцами и говорить: «Смотри, какую хуйню Мухин снимал».

Моя Москва, Игорь Мухин

Previous post Next post
Up