Когда-то это было одно из любимых мест семейного отдыха берлинских детей и взрослых.
Так и рисуется картинка... Выходной день. "Папа, мама, брат и я - вся немецкая семья" шагает в парк. Ладошка старшего ребенка уютно устроилась в маминой теплой и мягкой ладоне. Папа усадил младшего сынишку на свои широкие плечи, малыш обнял ручонками папину шею, заливается смехом, дурачится, щурит от солнца (или от счастья?) глаза... При входе в парк семья останавливается у ларечка с мороженым. День жаркий, хочется так вкусно тающего во рту мороженого. И, с другой стороны, уже не терпится пойти скорей на манящие аттракционы!..
Может я вспоминаю картинки из своего детства? Нет, я не жила в ГДР. Но ведь и советские дети имели счастье посещать похожие парки. И сколько их, этих парков, пришло сейчас в совершенное запустение, а многие и вовсе стерты с лица земли, будто их вовсе и не было. Такова судьба, например, ПКиО в моем родном маленьком городке. Приезжая туда я, каждый год, брожу по парку, тщетно пытаясь отыскать хоть какие-нибудь следы... Но увы, уже бесполезно. Уральские джунгли безжалостно захватили остатки парковых сооружений, которые в лихие девяностые не были расстасканы на металлолом.
Август 2013. Мы едем на окраину Берлина. Выйдя на станции Плантервальд ныряем в мрачноватые аллеи лесопарковой зоны, идем по наитию, но вот он.. Шпреепарк! Пришли... Кассы пусты, билеты никто не продает.
Обтрепанный Кинг Конг, с выбитым глазом, расклеивающимся носом, жалостливо (хотя кому-то может покажется, что зловеще) ухмыляется, встречая посетителей, осмелившихся прийти в мертвый парк.
Можно сказать, что жизнь парка была счастливой, но никак нельзя назвать ее длинной. Недолго слышался здесь на уютных тропинках детский смех, раздавались восторженные крики и вопли смельчаков, катающихся на американских горках и других аттракционах, щелкали затворами старые пленочные фотоаппараты. Недолго, сам еще не старый, парк был свидетелем, когда влюбленные пионеры шепотом признавались в любви к своим одноклассницам на укромной скамеечке в тени деревьев, подтверждая признание робким прикосновением губами к щекам девочек.
1969-2001гг. - официальные годы жизни Шпреепарка. Парк умер 32-х летним. Прошло 12 лет. Но мне одной кажется, что там еще до сих пор живут духи? Не может такое место быть совершенно пустым, нежилым, и никому не нужным, если еще есть аттракционы (или их скелеты?), пусть и в паутинах, пусть и изъеденные ржавчиной, если еще крутится, хоть и зловеще поскрипывая на ветру, колесо обозрения... Легко представить, что в какие-то моменты во Вселенной происходит какой-то сбой, и парк вновь наполняется веселым детским смехом, криками восторга, щелканьем затворов старых пленочных фотоаппаратов, в кабинки колеса обозрения запрыгивают нетерпеливые посетители... Не думайте, что у меня больная фантазия - когда находишься там такие картинки представляются легко.
Ну что ж, Herzlich willkommen! Weitergeben bitte!
Вот именно здесь, как мне тогда показалось, и живет самый главный дух - дух самого Шпреепарка, он словно заманивает пройти по его лабиринтам, и послушать стоны о его несчастной судьбе.
Лебедь умирает на суше, смотрит затравленным взглядом. Да и там, где когда-то плескалась голубая вода на водоемах для водных аттракционов, все давно затянулось болотиной. Нигде нет жизни в Шпреепарке.
Судьба лебедя № 2 нисколько не завидней участи лебедя № 5
Лодочки выстроились в ряд, но посетители не переминаются с ноги на ноги, в ожидании своей очереди на этот аттракцион. Как и на любой другой.
Как долго за ними никто не ухаживал?
Павильон пуст. Только ветер шелестит листвой.
Можешь выбирать любое место, хоть самое блатное. Нет очереди, и не надо покупать билеты.
Но никто тебя никуда не повезет. Если только Дух Парка проснется, и злобно пошутит - захохотав громким смехом, леденящим душу, понесет скрипучую кабинку вниз, по этим рельсам, с грохотом, под откос.
Динозавры вымерли на нашей планете. Везде. И Шпреепарк лишь подтверждает этот грустный факт.
Прогулка закончилась. Солнце на пару секунд скрылось за облаком, а дух парка напоследок дал о себе знать пронзительным скрипом колеса обозрения, внезапно начавшего крутиться в своем медленном танце, по кругу. Словно говоря о том, что каждому в жизни суждено пройти свой круг. И неплохо бы успеть оставить след на этой бренной земле.
Фото - Аша и Надя. Обработка - Аша.
P.S. Первоначальные впечатления, в жанре путевых заметок, были описаны мной
здесь.