В детстве я помню как-то спросила в пионерлагере кого-то из пермских товарищей по отряду: "А ты где живешь в Перми первой или в Перми второй?" Пермяки меня обсмеяли. Я ж из Добрянки, "деревня", откуда мне было знать, что Пермь I и Пермь II - это только названия железнодорожных вокзалов, и нет никакой стены, разделяющий город на две части, как представлялось в моем детском воображении. Тогда и узнала. Стены нет, да и у города другие административные границы. А вокзал Пермь II
сейчас настолько мне знаком, что, наверное, без ошибки смогу предположить сколько шагов нужно пройти по нему вдоль и поперек. Не берусь сосчитать сколько раз я уезжала отсюда и приезжала сюда, следуя обычно одним и тем же маршрутом "Пермь - Питер" или, соответственно, "Питер - Пермь". Начиная с лихих 90-х я зачастила фланировать на поезде туда-сюда. Поезда, как повелось еще с тех незапамятных времен, из Перми в сторону Питера уезжают ночью или ранним-ранним утром. Пермским поудобнее, а кто из области приехал? Жди сиди поезд всю ночь, кукуй на вокзале. Так что волей не волей, а со всеми закоулками вокзала ознакомишься. Меня все время провожали. Чаще мама или мама с тетей Таней, или другие родственники, иногда друзья. А из Добрянки в 90-е годы путь и вовсе неблизкий был. Нужно было ехать больше часа на автобусе до станции под названием "Пальники", потом садиться на электричку, в которой продолжать путь до вокзала. Иногда приходилось проводить ужасно утомительные долгие часы ожидания нужной электрички на забытой богом станции "Пальники". Как же ездили в Пермь на машинах (те счастливчики, у кого они были)? На пароме через реку Чусовую - летом, или по льду замерзшему - зимой. А обратно, ужас какой, вспоминаю, как люди выпрыгивали на станции "Пальники", чтобы бежать в стоящие автобусы "Пальники - Добрянка". На всех мест могло не хватить! Автобусы-пазики были не резиновые, людей - много. А те, кто спрыгивал на ходу электрички, уж точно могли бы занять вакантные сидячие места в автобусах, если.. ноги себе не переломают, ибо спрыгивать приходилось еще и с высоты около метра - никакой там платформы не было оборудовано, и ступеньки электричек находились высоко.
С 1996-го года Пермь стала ближе. Наконец-то был построен долгожданный мост через Чусовую, более 1,5 километра длиной. Строили его с 1988-го года. В наши дни многие из Добрянки ездят в Пермь на работу. Конечно те еще мотания - каждый день час с гаком - туда, и столько же обратно. Это если без пробок. Но вполне возможно.
А я опять вернусь к вокзалу Пермь II. Меньше чем через неделю екатеринбургский поезд повезет меня в Питер. Поезд, как водится, проходит через Пермь рано утром. И вот, думаю, посидеть мне покуковать на вокзале или ехать на такси прямо из Добрянки. Последний вариант хорош тем, что удобно, быстро, как раз к поезду. Но нехорош тем, что не люблю платить за такси, нет желания. Вначале перспектива сидеть на вокзале меня совсем не прельщала. Но не далее как в пятницу, гуляя по Перми, я зашла на вокзал, чтобы распечатать свой электронный билет и обнаружила там чудесную кофейню, с вайфаем, с розетками, с ценой кофе вполне себе бюджетной. Запахи вокзала (о, эти запахи не сильно меняются с тех еще, 90-х гг.!) достигают и зала этой кафешки, но они не нагло-назойливы, запах кофе перебивает их.
В общем, я все это про прогресс. Хорошо иногда жить в деревне. Но хорошо иметь при этом доступ к благам цивилизации и вокзал, с которого можно уехать в Питер, хорошо чтоб тоже был в доступности, без прыгания с идущих на полном ходу электричек, да еще и с уютной кафешкой, с вайфаем. Склонна я принять этот вариант - уехать из Добрянки на самом последнем автобусе и посидеть в ЖЖ-шке за чашечкой кофе до утра, в ожидании поезда, чем для меня, совы, плохо?
Не всегда станция Пермь II называлась так. Когда-то это была станция Заимки (с 1899 года по 1909 год), потом еще пару лет Пермь-Заимки, а уж после - Пермь II.
Внешне мало что, кажется, изменилось в облике здания - таким, примерно, я этот вокзал всегда и помню, то есть с тех самых 90-х, когда творился полный бардак, и не только в головах, в туалетах, но и поездах!.. Вот, к примеру, как-то я ехала своим стандартным маршрутом "Пермь - Питер", протяженностью 36 часов, в общем вагоне, отдав деньги "в лапу" проводнику, поездочка была сравнима по цене с билетом на самолет. А "законных" билетов и вовсе не купить было! Лежала я тогда на солдатской шинели, на третьей полке, между банок с огурцами. Но я тогда жутко хотела спать и благополучно проспала большую часть дороги. Да и дальше бы поспала, но солдат, уступивший мне вакантное местечко, выходил в Череповце и разбудил меня, вынув из-под меня свою шинель. Поезда изменились. Теперь никто не спит на третьих полках. И банки с огурцами, да мешки с картошкой, не кочуют из одной области в другую, по крайней мере в таком количестве. А вокзал - он такой же как и раньше.
Если и изменился, то незначительно.
А вот привокзальная площадь сильно изменила свой облик. Если опять углубиться в те времена.. хмм.. вот прямо недалеко от лестницы, по которой спускаешься к площади, здесь вплоть до, боюсь соврать, но чуть ли не 2000 года стояло ужасное здание - бесплатного туалета. Я плохо помню облик этого здания. Да и был ли у него облик? Пару раз, заходя в это заведение по прямому назначению, я чуть реально не падала в обморок. Впрочем, я помню только один визит туда. Наверное, второй раз я уже не решилась, это было выше моих сил. К тому же в альтернативе на вокзале был платный туалет. Он и сейчас там есть. Тоже вонючий. Не понятно за что платить. Но если вспоминаешь вот этот шедевр бесплатного, то кажется, что можно и заплатить... пожалуй, я перестану вспоминать. Меня уже подташнивает... Это было что-то! И ведь это пишу я, которая провела ночь в одном из бесплатных туалетов Италии. Вспомнила, раз уже пошла такая туалетная тема. Мы тогда с Ашей нашли неплохую вписку в туалете - отлично посидели в интернете, хорошо выспались, поели бутербродов с красной рыбой, и все это практически в двух шагах от общественных унитазов. Да уж, туалет туалету рознь, пермский туалет 90-х на станции Пермь II точно не товарищ
джибеллинскому туалету!
Привокзальную площадь оккупировали машины на платной стоянке и таксисты, на передовых позициях, встречающие людей из поезда в боевых позах - "но пасаран!". В этом вокзал Перми не отличается от вокзалов тысяч других городов мира.
А шла я к вокзалу по навесному мосту. И невольно залюбовалась видом сверху. Есть что-то в этом... В технических деталях поездов я не разбираюсь. Могу не отличить паровоз от электровоза, если честно. Но смотрю на них радостно - на поезда, на рельсы, уходящие вдаль.. Понимаешь, что будоражит, что хочется в дорогу.
Тут и грузовые, и пассажирские составы. Пермь II - большой транспортный узел. А снег все равно удивительно белый, даже рядом с черно-мазутным поездом.
Грузы разные нужны - грузы разные важны. Уголь, лес, что-то-там-в-цистернах...
Покинув вокзал, я отправилась в
пятикилометровую прогулку по Перми, о которой расскажу в следующем посте. А в этом было просто про поезда, вокзал, вокзальные запахи и ощущение дороги. Уже скоро, Питер ждет меня!