Положительная мотивация

Dec 14, 2014 17:41




Чтобы избежать затяжной депрессии, которая разрушает душу и тело и может даже привести к гибели, каждому человеку нужна положительная мотивация в жизни. Обязательно. Даже если окружающая действительность этому не способствует, нужно ее создать. Она может быть самой разной. У совсем молодых людей - это обычно череда любовных приключений или экстремальный туризм в горах, на морях или в экзотических странах. Положительной мотивацией может быть увлеченность идеей, например, компьютерами, социальными сетями и т.п. Семья, и в первую очередь маленькие дети - мощный источник положительной мотивации. Положительная мотивация может быть связана с процессом обогащения, или наоборот, постоянного употребления алкоголя… Ну вы поняли. Часто бывает что любимая творческая работа и есть та самая, необходимая положительная мотивация, жизненный доппинг. Иногда все это перемешивается в разных пропорциях…

В мрачные брежневские времена, когда уровень абсурда зашкаливал, и казалось этому топкому болоту не будет ни конца ни края, среди московской интеллигенции, тогда еще многочисленной, возникла теория малых дел. Люди думали: “Если нельзя изменить окружающих действительность к лучшему в целом, то, может быть, можно получать удовольствие от малых дел - помочь другу, организовать квартирник Окуджавы, вести кружок по математике или физике в родной школе…” На какое-то время это действительно помогало.

После первой защиты в 1976 у меня появились дети, и я постарался изолироваться от окружающегоо мира как можно герметичнее. Работа и дом. Летние месяцы - работа на даче. Меня просто физически тошнило от того, что черное считалось белым и наоборот, что все врали или в самом лучшем случае говорили полуправду.

Тем временем дети подросли, а маразм, как говорится, все крепчал. Где-то в середине 80х моя самооборона лопнула по швам, и я таки впал в тяжелую депрессию. Если бы не перестройка и отъезд на запад, ничем хорошим это не кончилось бы.

Несмотря на трудности переходного периода (в основном из-за детей) я быстро нашел положительную мотивацию. Если в первые почти 40 лет моей жизни за границы социалистического рая меня не выпускали, то в 90х я ездил по миру как сумасшедший. Я летал на все конференции куда меня приглашали, много времени провел в Германии, Швейцарии и Франции, к 1994 году добрался до Тайваня и Японии, и вскоре налетал миллион миль, о чем мне сообщила моя авиакомпания, приславшая в подарок грамоту и авторучку.

Постепенно голод был насыщен, сейчас я гораздо реже принимаю приглашения, дети разлетелись по миру, но положительная мотивация в жизни, zest for life, пока еще есть. Мне все еще нравится делать хорошие работы, даже если получается они не так часто, как в молодости. Кроме того, у меня появились хобби: фотография и работа над эссе (и даже книгами) о жизни советских физиков в тяжелые годы, начиная с Большого террора и кончая смертью Брежнева. Таких книг у меня несколько, все они малотиражные и некоммерческикие, перед отправкой в World Scientific, в Сингапур, где они издаются, кое-что мне приходится оплачивать из своего гранта, например, перевод с русского на английский.

Вот и сейчас я работаю над книгой, одна из глав которой посвящена Фридриху Хоутермансу, который в 1935-37 годах работал в Харьковском физтехе, затем отсидел два года в тюрьме ГПУ и был выдан Гестапо после пакта Молотова-Риббентропа. Мне очень нравится решать литературные загадки, типа Ираклия Андроникова. Вот об одной такой загадке я и расскажу.



Один из важных героев саги о разгроме Харьковского физтеха в разгар Большого Террора - Александр Вайсберг, приехавший первым, в 1931 году, и основавший журнал
Physikalische Zeitschrift der Sowjetunion, см. http://traveller2.livejournal.com/402694.html.
О Вайсберге я уже писал, вот тут:
http://traveller2.livejournal.com/401162.html
http://traveller2.livejournal.com/404587.html

Для ленивых процитирую небольшой кусочек, про большую любовь:

“До эмиграции в СССР у Александра Вайсберга была подружка Эва - художник и дизайнер. Когда Александр переехал в Харьков, строить государство рабочих и крестьян в 1931 году, она она приехала в Харьков, где они и поженились. Брак их продлился всего несколько лет, завершившись разводом в 1936. Чтобы выехать на запад морем, Эва уехала в Ленинград. Там ее и арестовали. Одно из обвинений ей предъявленных было таково: якобы в своих набросках она вплетала в изображения свастики.

Узнав об аресте Александр Вайсберг понял, что его очередь на подходе. Кестлер пишет, что поскольку у Вайсберга был австрийский паспорт, Эва была его бывшая жена, а на дворе был только 1936 год, он мог бы получить выездную визу и уехать, если бы действовал быстро и, в частности, обратился бы за помощью в австрийское посольство (до аншлюса - 2 года!). Вместо этого Александр бросается в Ленинград, чтобы хлопотать за Эву. Когда в Ленинграде у него ничего не получилось, он отправился в Москву, к высшему начальству, с которым ему ранее приходилось иметь дело в связи с возводимой им установкой по сжижению газов в Харькове. Хождение по кабинетам в Москве заняло несколько месяцев и увенчалось успехом. После 16 месяцев тюремного заключения Эву выпустили, и она уехала. Но для самого Вайсберга поезд ушел.”

Кто же такая, эта Эва? В некоторых источниках ее называли просто Э., и нигде не было ее фамилии.

Так вот, не прошло и нескольких месяцев, как я ее фамилию разузнал. Не буду утомлять историей поисков, но поразительную историю Эвы расскажу.

Eva Striker родилась в Будапеште в 1906 году в богатой и высокообразованной еврейской семье. Ее мать, Лаура Поланьи Striker, была первой женщиной, получившей докторскую степень в Университете Будапешта. После рождения детей Лаура Поланьи Striker открыла в Будапеште экспериментальный частный детский сад. В этот детский сад ходил в будущем знаменитый писатель Артур Кестлер. Когда молодые люди подросли, они влюбились в друг друга и на несколько лет стали любовниками. Потом они расстались, но Эва и Артур Кестлер остались друзьями на всю жизнь!

В 17 лет Эва поступила в Венгерскую королевскую академию изящных искусств, с блеском ее окончила по отделению дизайна, и ее тут же пригласили на работу в Schramberger Majolikafabrik в Шварцвальде (в 1928 году). В 1930 году по приглашению Carstens Эва переезжает в Берлин.

За два года гламурной жизни среди интеллектуалов и художников в декадентском Берлине Эва набралась левых идей, и в 1932 году в возрасте 26 лет отправилась в коммунистический парадиз, в Советский Союз. Там она провела 5 лет.




✵ Эва в Харькове (предп.)

Поскольку у нее было имя в художественных кругах Германии, Эва сразу же получила работу в российских керамической промышленности: сначала главным инспектором заводов на Украине (именно тогда она и вышла замуж за Александра Вайсберга), потом в качестве дизайнера Ломоносовского и Дулевского заводов, и, в конце концов, Эву Штрикер назначили художественным руководителем фарфоровой и стекольной промышленности СССР.

26 мая 1936 года Эва был арестована. Среди обвинений - участие в заговоре с целью убийства Сталина. Она провела в тюрьме 16 месяцев, 12 из которых в одиночной камере. В сентябре 1937 года Эву депортировали в Австрию.




✵ Тюремное фото Эвы из архива ГПУ

В Вене Эву встретил Ганс Цайзель, доктор правоведения и экономики, который был безответно влюблен в нее еще в Берлине. Через несколько месяцев после ее приезда в Вену состоялся аншлюс, немецкие нацисты вошли в Австрию, и Ева чудом успела на последний поезд из донацистской Австрии заграницу. Она и Ганс встретились в Англии, где поженились и отправились в США с 67 долларами на двоих. Много позже, в 2002 году, когда Эве Цайзель было 96 лет, она сказала в интервью, что всегда чувствовала себя богатым человеком, хотя временами у нее не было ни копейки.




✵ Ганс и Эва в пред-аншлюсной Вене (?)

Карьера Эвы Цайзель в дизайне в Соединенных Штатах была поистине звездной. Она делала проекты для лучших компаний, и преподавала индустриальную керамику в Институте Пратта в Нью-Йорке. В 1946 году Музей современного искусства в Нью-Йорке устроил персональную выставку работ Эвы Цайзель - впервые на выставке такого рода автором была женщина.




В 2000 году чайный сервиз, сделанный Эвой, был принят к производству на Ломоносовском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. Не знаю, выпускают ли его до сих пор.




✵ 2002 год. Эве 96 лет

В 2002 году Джилл Джонстон снял большой документальный фильм “Throwing Curves: Eva Zeisel”, охватывающий всю немыслимую жизнь Эвы, весь 20-ый век. Небольшой отрывок из этого фильма можно посмотреть здесь:

http://www.citizenfilm.org/throwing-curves/

Умерла Eva Zeisel в 2011 году, в возрасте 105 лет, за работой.




✵ Незадолго перед смертью…
Previous post Next post
Up