Неожиданно свалившаяся на меня корректура нарушила все планы, но если я сейчас же не возьмусь за продолжение
http://traveller2.livejournal.com/268895.html то все забуду. Возможно, будет скучновато, но все равно хочется записать, для себя.
Сначала небольшое введение. Почему дед Ларри оказался в 1908 году именно в Виннипеге, мы вряд ли узнаем. Возможно потому, что городок этот тогда испытывал экономический бум. Через Виннипег проходила Трансканадская железная дорога, соединившая Атлантическое побережье с Тихоокеанским, туда же приходили ветки из Чикаго и Детройта, а Панамского канала в то время еще не было. Большая часть грузового потока в Азию проходила через Виннипег, куда и происходила большая эмиграция из восточной Европы. В поисках лучшей доли ехали украинцы, поляки и евреи. Согласно недавней переписи на (необязательный) вопрос об этническом происхождении каждый пятый житель Виннипега ответил украинец/ка. Это граница снизу. Еврейская община в 10 раз меньше и продолжает уменьшаться из-за диффузии. Я даже хотел написать уравнение диффузии и подогнать параметры (статистики хватило бы) но времени нет.
"Новые канадцы" селились в северном предместье Виннипега, которое в то время было отделено от центра путями Трансканадской железной дороги. Мостов еще не было, и перебраться через железную дорогу можно было только пешком. Как всегда в таких случаях, район был бедным, трудовым. Сейчас потомки тех первых иммигрантов почти все переехали в преуспевающие южные предместья, но северное предместье вовсе не опустело. Теперь там селятся новые иммигранты, только на этот раз они прибывают не из Европы, а из юго-восточной Азии, Латинской Амерки и стран Карибского моря. По-прежнему, это самый бедный район Виннипега. Бедный, но все-таки не трущобный.
Как это ни странно, мне ближе пришлись по душе родственники самого старшего поколения, восьмидесятники. Борьба за выживание, если не озлобляет людей, дает им глубину, мудрость и вкус к жизни (zest for life). Те, кто с детства имеют все, даже не знают, что это такое. Не подозревают и не узнают. Опять-таки, как это ни странно, нынешнее молодое поколение, 20-25-летних, показалось мне по духу ближе к дедам, чем к родителям.
Ну а теперь по порядку. Встреча официально началась в пятницу вечером перед заходом солнца в старейшей синагоге Виннипега.
Ей больше ста лет, но ее несколько раз перестраивали. Мы так боялись опоздать, что пришли первыми задолго до начала.
Сначала была служба. Поскольку синагога реформистская, она прошла в ключе музыкального шоу. Две симпатичных девушки и два мальчика пели и задушевные, и веселые, и грустные песни на иврите под аккомпанемент электронных инструментов. На вечные темы. От момента зажигания свечей до "Шабат шалом" прошло минут 35. Ну а потом началась совместная трапеза, чтобы члены Семьи могли получше познакомиться друг с другом.
Девушку в центре зовут Ханна. Она была 'официальным фотографом'. Если вдруг на фото мелькну я, значит снимала она.
Девочка изучающе смотрит на мальчика, а он на девочку. Правильно. Так и положено.
Второй по старшинству член канадской Ветви, Фрэнк. Ему 84 году. Он предложил Ларри выпить рюмочку виски. Ларри сказал, что не пьет. "Ааа ... тогда вы не мой родственник," - сказал Фрэнк.
На следующее утро после завтрака все отправились на экскурсию в северное предместье вот в таких вагончиках.
О самой экскурсии и дальнейшем сегодня уже не успеваю. Только один снимок. С этого дома все начиналось. Его в 1914 году купил Родоначальник за 2000 долларов (архивные разыскания Ларри). По мере появления все новых детей, он расширялся и перестраивался. Десять лет спустя он был продан за 2075 долларов, несмотря на инфляцию и рост цен на недвижимость. "Вот такие мы бизнесмены" - пошутил Ларри. И правда, из 100 членов семьи, за 100 лет, в бизенс ушел один человек. Остальные были мастеровыми: сначала это были переплетчики, жестянщики, сапожники, кожевенщики и т.д., в следующем поколении появились учителя и инженеры, а сейчас в основном врачи, адвокаты, программисты; 2-3 человека работают на местном телевидении.