Бюст М.В.Ломоносова. Памятник установлен около Дома культуры в 1961 году (автор - скульптор Г.Д.Гликман). Фото из интернета.
Своё современное название город Ломоносов получил в 1948 году в честь русского учёного, который имел в паре десятков верст от города усадьбу, где организовал небольшую фабрику по изготовлению цветного стекла и смальты. До этого с 1710 года, как загородная резиденция А. Д. Меншикова, город назывался Ораниенбаумом (нем. Oranienbaum - померанцевое дерево). А ещё раньше на старинных Норвежских картах поселение в этих местах называлось Рамбов или Раниб, шведы называли его Rampova, а финны - Kaarosta.
С конца XVIII до середины XIX века Ораниенбаум был уездным городом Петербургской губернии. В настоящее время Ломоносов - внутригородское муниципальное образование в составе Петродворцового района города федерального значения Санкт-Петербурга.
Во время Великой Отечественной войны город представлял собой центр Ораниенбаумского плацдарма, который находился на территории протяжённостью 65 км вдоль Финского залива от Кернова до Старого Петергофа и 20-25 км в глубину. В этот котел входил форт «Красная горка», который представлял собой крупный железнодорожный узел, по которому перемещались артсистемы на базе железнодорожных транспортеров. Помимо этого в форту были расположены орудия стационарных артиллерийских систем, работа орудийных расчетов которых и система заряжения были прекрасно защищены тоннами бетона. Всего в форту были размещены более двух десятков орудий калибра от 76 до 305 мм, способных своим огнем прикрывать форватер Финского залива. С моря от возможного десанта «Красную горку» защищал форт«Серая лошадь». К тому же защищали Ораниенбаумский плацдарм батареи Кронштадта и его фортов. Благодаря этому среди городов Ленинградской области и пригородов Ленинграда Ораниенбаум, как и Кронштадт, пострадали в наименьшей степени.
Ломоносов расположен на Балтийско-Ладожском уступе поднимающемся от берега Финского залива на юг до высоты 70-80 метров ступенями, образуя на прибрежной равнине три террасы. Нижняя терраса в районе города всего в один километр шириной отделена от лежащей над ней второй террасы 20-метровым уступом. На этой террасе расположен вокзал, привокзальная площадь, ломоносовская ярмарка.
Вокзал станции «Ораниенбаум», один из старейших в России. Вокзал сохранился практически в не измененном виде с момента постройки (1864 г.)
Кассовый зал вокзала с литой чугунной колонной по середине
Здание вокзала выходит на привокзальную площадь, с которой начинаются большинство автобусных маршрутов, и привокзальный сквер с памятниками погибшим в годы революции и Великой Отечественной войны.
На Привокзальном сквере установлен памятник погибшим в годы Гражданской войны
Недалеко от вокзала расположена Ломоносовская ярмарка с городским рынком. Сзади - Михайловский собор
По второй террасе в черте города проходит его главная улица - Дворцовый проспект.
Вид на Кронштадтскую улицу и железнодорожный вокзал (последнее здание с левой стороны улицы) со стороны Дворцового проспекта и лестницы, ведущей на Еленинскую улицу, располагающуюся на верхней городской террасе.
На Дворцовом проспекте в центре Ломоносова сплошная 3-х - 4-х этажная застройка напоминает застройку улиц Санкт-Петербурга конца XIX - начала XX веков. В этом нет ничего удивительного, так как с 1784 года город застраивался по регулярному плану, главным образом по «образцовым» проектам, которые создавали такие выдающиеся архитекторы, как Василий Стасов и Абрам Мельников.
Дом Присутственных мест уездного Ораниенбаума на Дворцовом проспекте около Михайловского собора (архитектор В.Стасов)
Дома конца XIX - начала XX веков
Здание, реконструированное в начале XXI века
Особняк, построенный в XIX веке
Здание Дома культуры - типовая постройка советского периода
Михайловский собор на Дворцовом проспекте
Далее, на запад Дворцовый проспект ведет к музейному комплексу "Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»".
На самую высокую, третью, террасу с Дворцового проспекта, кроме дорог с крутыми подъемами, ведут несколько живописных лестниц, выходящих на Еленинскую улицу.
Дорога с Еленинской улицы на Дворцовый проспект к зданию Дома культуры
Застройка Еленинской улицы не такая сплошная, как Дворцового проспекта. Наряду со старинными зданиями на этой улице много домов советской постройки.
По видимому это современный или хорошо реконструированный дом довоенной постройки.
Это законсервированное деревянное здание (дом купца Волкова), построенное в конце XIX века ждет своей очереди на реконструкцию (или снос под новодел).
Типовые дома постройки 1960-х годов на Еленинской улице невдалеке от её пересечения с аллеей Славы
За советский период население города значительно выросло - с 6000 до 40000 человек. В Ломоносове множество жилых домов этого периода, но они очень гармонично сочетаются с застройкой конца XIX - начала XX веков. Что касается современной застройки, то она резко отличается от канонов, по которым город строился три столетия.
Эти многоэтажные современные дома на аллее Славы довольно неуместны
Три архитектурных стиля в одном месте. За многоэтажным новоделом расположено жилое здание советской 5-ти этажки, а рядом - старинное 2-х этажное здание, в котором в настоящее время размещено Отделение по Ломоносовскому району УФК по Ленинградской области.
Александровская улица, угол улицы Победы и сквера с аллеей Славы
Постройка в стиле советского конструктивизма 1930-х годов
Старинные казармы на Александровской улице
В конце XIX - начале XX века в Ораниенбауме размещались Офицерская стрелковая и Оружейная школы, в которых работали конструкторы-оружейники Владимир Фёдоров, Василий Дегтярёв, Фёдор Токарев.
В этом доме в глубине Иликовского проспекта жил выдающийся оружейный конструктор В.А.Дегтярев
На красной линии Иликовского проспекта - современные комфортабельные 2-х - 3-х этажные особняки уважаемых и авторитетных людей города Ломоносова
Это расположено рядом со зданием Аадминистрации района, когда-то это было Доской почета
Современное развитие города Ломоносова связано с дамбой, соединяющей через г.Кронштадт южный и северный берега Финского залива, по которой в обход центра Санкт-Петербурга проходит Кольцевая автомобильная дорога (КАД).
Другой важнейший промышленный объект на территории г.Ломоносова - многофункциональный морской перегрузочный комплекс в Большом порту Санкт-Петербург порт «Бронка».
Многофункциональный морской перегрузочный комплекс в Большом порту Санкт-Петербург порт «Бронка». Слева на горизонте просматривается здание Газпрома в Лахте на северном берегу Финского залива. Вид с дамбы из окна рейсового автобуса
Порт "Бронка" вечером. Вид с дамбы из окна рейсового автобуса.
Однако ни порт, ни дамба не привлекает туристов так, как расположенный в г.Ломоносове
Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум».
Город Ломоносов, современный пригород Санкт-Петербурга, вызывает двоякое впечатление. С одной стороны, хорошо сохранилась прекрасная трехсотлетняя застройка. Но, с другой, поражает вопиющая неряшливость. Не только отсутствие тротуаров на многих улицах, полуразрушенные здания в центре и на окраинах. Хуже то, что архитектурное решение города, разработанное выдающимися отечественными архитекторами и поддерживаемое в советский период, нарушена безвкусным дешевым многоэтажным новоделом.