Мне кажется, что это место, на котором лежит тень самого мистического русского царя Павла Первого, стоит немного особняком в ряду роскошных дворцов и парков в окрестностях Петербурга. Ему присуща какая-то атмосфера загадочности и таинственности.
Мы побывали здесь в солнечный, правда, довольно холодный, золотоосенний день и нагулялись по парку вдоволь.
Встречает всех посетителей сам император,
стоящий перед огромным дворцом, построенным еще при Екатерине Великой для Григория Орлова по проекту архитектора Антонио Ринальди. Но Орлов пожил здесь недолго, и после его смерти Екатерина подарила Гатчину своему сыну, таким образом, отдалив его от двора. И Павел начал превращать Гатчину в полувоенное поселение, строятся казармы, зеленый луг перед дворцом переделывают в огромный плац для бесконечной маршировки гвардейцев Павла, дворец окружают рвом с водой и подъемными мостами. А в самом дворце есть подземный ход из дворца на берег озера.
Но, к счастью, вся маршировка и военные экзерсисы касаются только дворца, а в парке царит уют, душевность и тонкий вкус.
Большая часть парка - пейзажный английский сад, и только несколько кусочков занимают регулярные сады. (Кстати, еще очень давно, когда я только узнала про пейзажные и регулярные сады, в моей голове долго не укладывалось, что именно английский сад - пейзажный, а французский - регулярный, мне казалось, что все должно быть наоборот, ведь англичане - очень организованные люди, любящие порядок и точность, а французы - генетические раздолбаи.)
Самый-самый регулярный - Собственный сад, который примыкает к стене дворца, настолько собственный, что туда пускают только за отдельную плату (кстати, вход в остальной парк совершенно бесплатный).
Но мы через калиточку посмотрели - действительно красиво, статуи, клумбы, но мы больше пейзажные парки (и бесплатные) любим.
Без прудов и других водных объектов, конечно, никакой парк не выглядел бы так, как в сочетании с водной гладью. (Вот, например, Версаль - денег туда угрохано куча, деревья стригут, цветы сажают, а нет воды и все, с Петергофом даже и сравнивать не стоит). Так вот в Гатчине несколько прудов и такой замысловатой формы, что смотрится это все чудесно.
А еще во времена Павла I был устроен водный лабиринт. В одном из заливов Белого озера в 1790-х годах были созданы искусственные острова, в результате чего образовались протоки причудливой формы шириной от 7 до 12 метров. Лабиринт имел несколько тупиков и неожиданных поворотов, так что гостям, заплывшим сюда на лодках, было очень трудно вернуться снова в Белое озеро.(
http://www.spb-guide.ru/gatchina.htm)
На острове Любви архитектором Винченцо Бренной был построен Павильон Венеры, на который Павла вдохновил такой же павильон в замке Шантийи во Франции
Архитектор не стал копировать французскую постройку, а передал только саму идею этого прекрасного храма. Здание стоит на берегу у самой воды, а частично и на сваях, уходящих в озеро. Гости подплывали к острову на лодках и поднимались по ступенькам в залы.
Теперь опять немного про загадки. Пройдя еще немного по парку, увидели мы не то арку, не то портал в античном стиле, а за ним что-то странное, похожее на большую поленницу дров.
И только при ближайшем рассмотрении эта поленница оказалась домиком, и не маленьким, а при взгляде внутрь там обнаружились картины, изящная мебель и все остальное, что характерно для царских покоев.
Называется это сооружение Березовый домик, и такие сюрпризы были нередки в те годы в российских парках. А портал, названный Маска, до последней минуты скрывает этот домик от гуляющих.
Дальше мы пошли на запад, чтобы обогнуть пруды по нарисованным на схеме мостикам и вернуться ко дворцу. Но выйдя к Зверинским (название то какое прикольное!) воротам обнаружили там вот такой мост, тоже видимо, памятник архитектуры.
Но не возвращаться же назад! Полезли по каким-то мостикам, тропинкам, нашли родник, обошли какими-то круголями и все-таки попали на тот берег. Там еще есть Чесменская колонна,
Лесная оранжерея, где выращивали цитрусовые,
и Павильон Орла.
Название Зверинские ворота связано со Зверинцем или с Охотничьим заповедником, который Орлов - страстный охотник - приказал создать рядом с дворцом. Здесь были устроены загоны, в которых жили на свободе привезенные дикие козы, лани и олени, а также обитатели местных лесов - лоси и зайцы.
А теперь про самое известное строение в Гатчине.
Самая удивительная постройка Гатчины - Приоратский дворец. Удивительно все: название, история, архитектура.
Начало этой истории относится еще к детским годам Павла Первого, когда он, начитавшись рыцарских романов, представлял себя мальтийским кавалером. В 18 в. связи России и Мальты были довольно тесные, и Екатерина, например, посылала на Мальту офицеров для морской практики на кораблях Ордена. Когда в результате Французской революции Орден потерял большую часть своих владений, он обратился за помощью к Павлу. В январе 1797 г. император подписал Конвенцию, согласно которой в России создавалось «Великое Приорство» Мальтийского Ордена. Для размещения администрации приорства в собственность Ордену был передан бывший Воронцовский дворец в Петербурге. Вскоре после этого Павел I решил построить летнюю резиденцию для приора Мальтийского ордена принца Конде. Местоположением дворца была избрана Гатчина (
http://history-gatchina.ru/museum/priorat/index.htm).
Проектирование дворца поручили Н.А.Львову. Я уже писала об этом одареннейшем архитекторе, так получается, что в этом году мы увидели много его творений. Каждое - удивительно, но Приоратский дворец удивителен не только своей архитектурой, но и материалом, из которого он построен.
Это просто земля)) Вернее, конечно, не просто:
Массу для возведения стен готовили следующим образом. Сняв верхний слой почвы, грунт выкапывали из карьера, разрыхляли и просеивали через сито, чтобы удалить камни и другие включения. В деревянную переставную опалубку засыпали подготовленную массу слоем 12-15 см, предварительно установив опалубку на выровненную поверхность фундамента. Слой плотно утрамбовывали до толщины 5 - 6 см. По верху слоя наносился известковый раствор и вновь укладывался очередной слой грунта. Ограда и приворотные будки дворца выстроены "особым образом от прочего строения" - из грунтоблоков. Блоки изготавливались в формах путем того же трамбования, а кладка велась на известковом растворе.
Перед строительством Приората в саду Гатчинского дворца под руководством Н. А. Львова был построен по землебитной технологии угол избы с фундаментом. Испытывали её на прочность придворные дамы, пытаясь проколоть зонтиками, и офицеры - стараясь разрушить палашами. Осмотрев постройку, Павел I предложил выбрать архитектору самому место и построить там Приорат.
Но потом Львову пришлось иметь дело с первым лицом при государе Обольянинове, малообразованным и завистливым служакой, который отклонил несколько мест, выбранных Львовым и сам указал на болото возле Черного озера. Таким образом, дворец из земли был построен на самом влажном месте, конечно, осушенном каналами, но при этом он стоит уже более 200 лет без ремонта! Причем стоимость стен составила 2000 руб, а аналогичные из камня стоили бы 25000 руб.
И построен он был всего за 3 месяца!
Дворец напоминает небольшой монастырь, собственно, приорство в Западной Европе - это и есть маленький монастырь, подчиненный аббатству. Стена придает ему вид монастыря или крепости, башня (единственное, что сделано из камня) напоминает колокольню.
Вообще, с каждой точки обзора открывается совсем другой вид.
Приорат был принят императором 22 августа 1799 г., а 23 августа пожалован Мальтийскому Ордену. К этому времени император Павел I был de facto уже великим магистром - главой ордена, таким образом став полноправным владельцем Приората.
После смерти Павла император Александр I - протектор Ордена - передал Приорат в государственную казну. Дворцом почти не пользовались. Члены императорской семьи изредка приезжали во дворец на кратковременный отдых.
В 1880-х годах дворец ремонтировался и был частично реконструирован для размещения в нём придворных певчих. В дальнейшем в нём предоставлялись квартиры придворным.
В начале XX века во дворце начали организовываться различные выставки, с 1930 по 1940 здесь были базы отдыха некоторых ленинградских заводов.
В годы Второй мировой войны Приорат уцелел, хотя были разрушены часть ограды, одна из караульных будок, снесена крыша. После войны в нём располагались сначала военно-строительная часть, затем Дом пионеров и школьников, а с 1968, вплоть до начала реставрации - районный Краеведческий музей. В 2004 г. после реставрации дворец был открыт для посещения.
Приоратский дворец открыт каждый день кроме понедельника и первого вторника месяца с 10 до 18 часов (касса работает до 17 часов). Координаты 59°33'29"N 30°7'16"E
Мы, к сожалению, внутри не были. Это еще одно must see в наш уже довольно длинный список для будущих путешествий в Питер. В общем, Питер и его окрестности - это такое место, где даже хочется оставить что-то недосмотренным, чтобы обязательно вернуться еще раз))
Ну, и наконец, немножко про не столь далекое время.
Гатчина, оказывается, интересна не только событиями и памятниками старины глубокой, но и более современными событиями, хотя тоже случившимися уже в прошлом веке.
Когда мы, намерзшись в гатчинском парке, быстренько бежали к машине, рядом в скверике увидели какие-то странные памятники и свернули прямо к ним. В общем, пришлось еще немного померзнуть и было для чего.
В Гатчине испытывалась подводная лодка конструкции С.К.Джевецкого - первая в мире серийная подводная лодка. Подводная лодка была построена в 1879 г, а испытания проведены в 1880 г. в г.Гатчине на Серебряном озере в присутствии императора Александра III и его супруги Марии Федоровны.
А чуть дальше стоит макет самолета «Фарман», установленный в честь 100-летия первого отечественного военного аэродрома, открытого в 1910 г.
Воздухоплавательный парк в Петербурге был маловат для аэропланов, и после долгих поисков плоской территории, не находящейся в частной собственности, было выбрано Военное поле в Гатчине, которое раньше использовалось для учений Кирасирского полка.
К 14 маю 1910 года все подготовительные работы по устройству
аэродрома были закончены, и в Гатчину были доставлены два самолета типа «Фарман» и аэроплан братьев Райт. Всего на гатчинском аэродроме в первые годы его существования располагались 10-12 самолетов, ангары, мастерские, помещения для обслуживающего персонала, бензохранилище и метеорологическая станция.
В октябре 1910 года был выполнен первый перелет из Санкт-Петербурга в Гатчину на самолете «Фарман». С аэродрома Гатчины начался боевой путь большинства воздушных асов Первой мировой войны, здесь учился основоположник высшего пилотажа Петр Нестеров и оттачивал свое мастерство первый дипломированный авиатор России Михаил Ефимов.
А симпатичное здание рядом с памятником оказалось Учебно-историческим классом Авиаремонтного завода. Мы в окошко посмотрели - столько там двигателей разных, любителям техники интересно было бы))