JR PASS - чудо японской автоматизации

Nov 17, 2014 19:00




Перед началом большого отчета про наше путешествие мы решили дать еще несколько зарисовок, что бы вы могли лучше почувствовать Японию. Она действительно необычная и ни на что не похожая страна.
Сегодня я расскажу вам про JR PASS, поистине чудо японской автоматизации.
Вся информация о том, что такое JR PASS и зачем он нужен, была в этом посте.  А теперь собственно поделюсь опытом его получения и использования. Как он выглядит с одной строны можно посмотреть на заглавном фото.
Обменять ваучер на JR PASS, можно в лобом офисе JR, практически на любом вокзале и в любом аэропорте. Сразу по прилету в аэропорт Токио - Нарита мы это сделали. Офис JR нашелся сразу, очереди практически не было и мы отправили двух делегатов менять наши ваучеры на настоящий JR PASS. Что для этого нужно? Во-первых сам ваучер, во-вторых загранпаспорт и в-третьих, терпение. Уж очень долго все это происходит. Как вы могли догадаться, собственное присутствие не требуется. Наши делегаты оформляли нам пассы минут 40 :(  И это всего на шесть человек. Девушка тщательно сверяла паспорта с надписами в ваучере, а потом так же тщательно делала записи в сам пасс. Вот как это выглядит с другой стороны.



Помните, я все недоумевал, почему ваучер выглядит так странно? Сам пасс выглядит не менее странно :) По сути, простая бумажка, на которой что-то от руки написано. Явно использовались последние достижения науки и техники. Сразу покажу, что внутри JR PASS.



Карта и описание где он действует. Больше нет ничего.
Теперь самое интересное. Как им пользоваться.
JR PASS действует на некоторые ветки метро в разных городах. Для прохода на эти ветки JR PASS нужно просто показать смотрителю, который сидит в будке у турникетов и он тебя пропустит. Мы сначала не могли поверить, что все так устроено. Но да, везде вход в метро именно такой. Автоматизация на высшем уровне. С обычным проходом в метро дело обстоит немного получше. В первый день мы очень много прошли (около 30 км) и решили обратно ехать на метро, сил не было никаких. Ветка была не наша, пришлось покупать билеты в автомате. Естественно, в нем все было на японском и ничего не понятно. Хорошо, что рядом оказался какой-то доброволец (в розовой кофте), говорящий по английски, который и помог купить нам билеты.



Самое интересное, что когда я подошел к автомату (я был последним), в верхнем правом углу я обнаружил оооочень мелкую надпись English и даже нажал ее. Но добровольный помошник все равно купил билет за меня :)



Так вот, такие билеты ты засовываешь в турникет, и если билет одноразовый,  то он просто съедается, а если на несколько поездок, то вылезает с другой стороны. Не магнитные карточки конечно, но хоть какая-то автоматизация. Могу предположить, что на много поездок билет все-таки выглядит как магнитная карточка. Хотя кто этих японцев поймет :) Раз уж немного отвлекся от JR PASS, пару слов скажу про само метро. Все надписи дублируются по английски, более того, объявления в поездах делаются на двух языках. А теперь представьте себе японца в нашем метро :) на станции VDNKH :)
ОК, возвращаюсь к JR PASS.
Если в метро его нужно просто показать, то с поездами дело обстоит серьезнее. Как я уже писал, в поездах есть места с резервированием и без. Более того, выяснилось, что это не просто места, а целые вагоны. Т.е. часть поезда это вагоны с резервированием мест, а часть без. Честно, не знаю что нужно делать, что бы сесть в вагон без резервирования. Возможно достаточно просто показать JR PASS. Мы не рисковали, и каждый раз перед поездкой резервировали места. Что для этого нужно сделать? Не догадываетесь? Правильно, прийти в офис JR на станции перед отправлением с паспортом и JR PASS. На основании этого тебе выпишут бумажный (!) билет на нужный тебе поезд с указанием вагона и места. Процедура тоже не быстрая. Далее, что бы попасть на нужный тебе перрон, JR PASS опять-таки нужно просто показать смотрителю в будке. При том, что нам это объяснили при выдаже билетов, первый раз мы ломанулись через турникеты. Более того, я успел засунуть в него свой билет :)))  Хорошо, что он вылез с обратной стороны. А потом, когда идет проверка документов в поезде, необходимо показать тот самый билет, который тебе выписали в офисе. При проверке, входящий в вагон кондуктор сначала всем кланяется и только потом начинает проверять билеты.
В общем уровнь автоматизации JR PASS поразил меня до глубины души. В 21 веке, в Японии, где поезда развивают скорость до 500 км/ч, в Мекке техники и электроники мы неделю ходили с картонным (!!!) билетом, просто показывая его всем подряд и тратили кучу времени на оформление дополнительных бумажных билетов! Чудеса, да и только.
Ну и на последок пара забавных историй про поезда.
Когда мы ехали из Киото в Широхаму (буду все-таки писать так, как удобнее), поезд оказался переполнен и мест подряд не было. Кассир предложил нам 3 места для девочек и три места для мальчиков. Выяснилось, что в одном вагоне есть специально выделенные 3 ряда, куда могут садиться только женщины. Там даже подголовники у кресел розовые, а в остальном вагоне серые :)
А когда мы ехали из Широхамы в Осаку, нам очень долго выписывали билеты и запрыгнуть в поезд мы успели только в последний момент, в первый вагон. У нас был вагон номер 7 и мы двинулись в его направлении. Четвертый, пятый, шестой и... глухая дверь со значком, что за ней сидит машинист. Сказать, что мы удивились, ничего не сказать :) А поезд уже едет. Делать нечего, пошли, назад, нашли вагон без резервирования мест, сели на свободные места. Когда пришел кондуктор, мы показали ему билеты, он ничего не сказал (по-моему даже не удивился), просто проколол их и все. А когда мы приезали на место, оказалось, что седьмой (и не только седьмой) вагоны в поезде были, просто доступ к ним почему-то был перегорожен такой дверью :)
Вот такой любопытный опыт использования JR PASS получился у нас :)

#jrpass, #Япония, jr pass, #путешествие

Previous post Next post
Up