Тем, кто решил заняться маслописью, даю свое слово неопытного маслописца, но и не полного дилетанта. Как у многих, академическое образование напрочь и надолго отшибло у меня всякое желание заниматься тем, чему я учился в течение шести лет. К тому же акварель никогда мне не давалась хорошо и я даже думал, что безнадежно графичен, пока не открыл для себя маслопись.
Я уверен, что писать маслом может каждый.
Каждый раз, бывая в Париже, я стараюсь заходить в Орсэ чтобы поклониться тем людям, которые дали нам свое слово и дело. Когда вся живопись заключалась во фресках титанов Возрождения, а потом в масляных полотнах классицистов, правда заключалась в том, что изображение должно было в точности повторять реальность хотя бы в ощущениях, а учиться было сложно и долго, и большие таланты были обязательным условием. Никакого альтернативного взгляда на жизнь и искусство, что могло считаться одним и тем же предметом, не существовало и не могло существовать. Великие открытия живописи еще не были сделаны.
Я не буду углубляться в историю материала, это совсем не то, что я хочу сейчас сказать. Говорю вам лишь, что сейчас нет никаких канонов живописи. Кандинский дал нам структуру, а импрессионизм манеру. И это я еще не упоминаю мастеров модерна. Взгляните, если не верите мне, на работы мастеров последнего столетия. Разные работы в разных стилях. И поверьте, что теперь любой имеет право писать так, как считает нужным. Во времена первой передвижной выставки импрессионистов была лишь одна манера письма, которую оспаривали, с которой дискутировали и которая была побеждена, как единственная. Сейчас единый способ изображения реальности просто не существует.
Что это значит для нас с вами, практикующих маслописцев? Хорошие новости - каждый может писать так, как считает нужным, как видит, как получается лучше. В том числе и вы.
Если вы последний раз держали кисточку в руках на уроке рисования в младшей школе, вашим естественным вопросом будет следующий: почему масло? Конечно, ведь вы пользовались акварелью, возможно, она до сих пор где-то лежит. Акварель не требует практически никаких материалов, которые потребует масло. Хорошая бумага, хорошие кисти и хорошие краски, пожалуй вот и все. Ну а теперь скажите, у кого получалась акварельная живопись? Не стесняйтесь, не у вас одного выходила только грязь и мешанина. Следующим этапом обычно бывает гуашь. Камрады, гуашь не живопись, гуашь графика. Не спрашивайте меня почему, я не смогу объяснить, но я это точно знаю, потому что мне это сказали мои учителя, и к тому же я работал гуашью и определенно чувствую это. Не повод верить мне, не так ли? После акварели с ее трепетностью и бескомпромиссной безжалостностью, гуашь любому кажется благословением богов. Сомневаюсь, что кто-то захочет вернуться к ней, попробовав масло. Если конечно, вы не отбиваете декоративные планшеты к новому проекту, но тогда вам стоило бы попробовать акрил и темперу. Эти техники конечно составляют некоторую конкуренцию маслу, но только для недостаточно опытных и серьезных. Они похожи по методу нанесения, но… Это всего лишь компромисс, позволяющий отделить тех, кто хочет писать маслом от тех, кто хочет писать. Акрилом пишут многие фантазийные авторы, последователи прерафаэлитов, создатели как классических, так и стилистически новых работ. Он вроде всем хорош, но он не масло, и я не могу с ним смириться, это мой сознательный выбор. А еще я не ем маргарин. Масло и любовь - как Луи Виттон - или настоящее, или никакого не надо.
Масло имеет свои неочевидные достоинства, особенно не очевидные на фоне акрила, и совершенно очевидные недостатки. Но масло это божество. Хотите приобщиться к таинству? Нет, это еще не посвящение, просто введение в святилище. Я начну с конца, чтобы вы знали, что вас ждет, и в большей степени для того, чтобы вы прониклись в полной мере прелестью и многообещающими авансами масляной живописи.
Обычно все пособия начинаются с перечня материалов. Я даю вам не пособие, а свой взгляд на вещи, поэтому список материалов будет в самом конце. Я просто расскажу вам про то, что такое масло для меня, что я вынес из работы с ним, что заставляет меня поклоняться ему. Если вы поймете, почему работа с маслом доставляет мне чувственное удовольствие, вам, возможно, захочется попробовать, и вот тут вас будет ждать список материалов. Если вы решите, что технология слишком сложна, то это просто не ваш бог, достаточно вежливо приподнять шляпу и не нужно грохаться ниц подле меня. Только не хлопайте дверью, выходя. Можете вообще не закрывать дверь, пусть воздух входит. Можете даже не выходить из храма, никто вас не выгонит.
Нет, вы не обязаны восхищаться этим, у всех разные вкусы и разные боги. Вашего интереса вполне достаточно. Понимать и разделять это тоже разные вещи. Я никогда не полюблю акварель, но это не значит, что я не могу оценить мастерство и характер. Просто повторить меня не тянет. Красиво, восхищен, извините, следующий. Если на вас не производит впечатления, это не говорит о вашей неразвитости или отсутствии вкуса. Это просто ваш выбор. Да, конечно, поставь вы себе задачу восхищаться, вы бы понемногу научились считать красивым то, что канонично. Но зачем вам это в мире сегодняшних свобод?
A suivre…