(no subject)

Aug 03, 2012 13:45



Это маленький город на полном самообеспечении, окруженный крепостными стенами. За три дня удалось побывать в шести храмах, на смотровой площадке, в Богом зданных пещерах, трапезной, увидеть дом отца-настоятеля, карету императрицы Анны Иоановны, святой колодец, часовню у святого колодца, братский корпус, хозяйственный блок с двухэтажным(!) коровником - это все на территории.

   
   

Первое упоминание Печёр относится к 1473 году, когда был освящен Успенский собор, прорубленный в пещере. Но прежде, в 1392 году были открыты "Богом зданные пещеры", а потом уже на них был возведен храм. Понимать это надо так, что издревле существовали песчаные холмы в недрах которых прорыли ходы. Общая длина ходов - 250 метров. Они разделяются на 7 "улиц". В стенах сделаны захоронения. Хотя слово это не верное. Тут никого не хоронят, в общепринятом смысле зарывая в землю. Тела покоятся в гробах, которые ставят один на другой. При входе покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы. Сами пещеры являются монастырским кладбищем.

На расположенной выше картинке, сразу под херувимами, видно лесистый холм за храмом. Это они собственно и есть - пещеры.

Представьте, вы стоите на светлой, согретой жарким июльским солнцем площади, в окружении сразу 3-х церквей и запрокинув голову смотрите на гнездо, которое ласточки свили под крышей. Мимо идут прихожане, покидающие храм после службы. Обернувшись на звук колокола, с удивлением обнаруживаете, что звонарь создает мелодию ногами. Вас окликают, приглашая следовать за собой. Пригнув голову, делаете шаг в темную прохладу пещер. За спиной клацает закрываемая дверь. И вы переноситесь в иной мир. Отец Прохор пятится. Слабый свет церковной свечи выхватывает из мрака лишь обращенное к вам лицо человека, чей облик, фигура, волосы, скрытые черным одеянием, абсолютно не различимы во тьме. Тишина, прохлада (температура тут постоянная и не поднимается выше +5) и сумрак. В дрожащем свете перед вами концентрированная мистика: бесконечность и безвременье пустоты, в которых плывет суровый лик монаха. Время размывается. Нет точек отсчета. Нет начала и конца. Знаете ли, жуткова-то... И уже не разберешь отчего мурашки по коже.

Мягкий баритон отражается эхом от древних стен. Вам предлагают коснуться потолка. Подняв свечу, видите привычный цементный потолок, протягиваете руку, ожидая почувствовать шершавость бетона, и непроизвольно вскрикиваете, наткнувшись на сыпучий бархат. Песчинки тонкой струйкой шуршат под ноги. Только тогда, кончиками пальцев, вспоминаешь; тебе же говорили - пещеры песчаные. Как, почему они не осыпаются? "Тайна сия, велика есть..."
В стенах установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, надгробные памятники. Одними губами читаешь фамилии Суворовых, Ртищевых, Нащекиных, Бутурлиных, Мстиславских. Погребены в монастырских пещерах предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского. Возле одной из них предлагают остановиться. Здесь захоронен Отец Иоанн (Крестьянкин).
- Протяни руку и ты почувствуешь гроб. Прикоснись и попроси самого главного. Помолись, - предлагает монах
- Спасибо, не надо. Страшно.
- Чего? Бояться надо живых...
С ним можно говорить. И ты торопишься-торопишься спросить о чем в книгах не сказано. А он с тонким юмором и огромным терпением, абсолютно без высокомерия, отвечает на самые сокровенные и корявые вопросы. Слышит даже порывы. И ты боишься прервать эту связь. Хочется нащупать в темноте край рясы и ухватившись кончиками пальцев, чувствовать защищенность, вбирать ее на будущее.
Тихим голосом рассказывает про это святое место. Точное число захоронений здесь не установлено. Есть основания полагать, что их более десяти тысяч. Погребенные останки не разлагаются и не издают запахов. Был случай, когда в лихие 90-е, поддавшись слабости, уговорам или угрозам настоятель разрешил захоронить именитого авторитета. По прошествии времени пошел такой смрад, что тело пришлось срочно выносить и перезахоранивать. Отца-настоятеля сняли с должности. Он продолжает нести послушание в монастыре простым монахом.

Напротив входа в монастырь расположена деревянная церковь Святой Варвары. Вдоль нее ежедневно, в любую погоду, ходит бородатый человек в армейской плащ-палатке. На любопытные вопросы отец Прохор рассказывает, что в 1995 году, когда он сам пришел в монастырь 16-и летним подростком, человек этот, обладающий феноменальной памятью на лица, уже нес под стенами свое добровольное послушание. И сразу предупреждает: "в церковь не ходит и не исповедуется".

Псково-Печерский монастырь - один из немногих, который смог противостоять всем гонениям и за свою 500-летнюю историю никогда не прекращал богослужений. Случайные люди здесь не задерживались. Одно то, что именно тут возрождались традиции старчества, говорит о многом. Здесь жил старец Иоанн (Крестьянкин), здесь нес послушания, совершал богослужения, здесь и захоронен.

Именно тут впервые поняла, что такое "церковный хор". Чтобы понять, это надо услышать. Никакого надрыва. Чистые, одухотворенные голоса. Это не "белый шум", это тихий, но четкий и властный "разговор душ". Вот то самое "душа поет", а ее слышат и поют в унисон.

Поскольку храм возведен на песчаном холме, на холм можно подняться. Тут размещается смотровая площадка.

Непременно добрым словом помянают отца Алипия, который смог силой духа и характера спасти храмы от разорений в лихую годину богоборчества. Очередным "ответственным лицам с бумажкой" прямо заявил, что сам прошел войну, половина братии воевала, за год восстановили крепостные стены, в монастырских подвалах организовали пороховой склад. "С суши монастырь не взять. Окружающий ров приказано залить водой. Остается один путь - бомбить с воздуха. Но как только в небе послышится гул самолетов, братия закроется внутри монастыря, а вся мировая общественность будет оповещена, что в Советском Союзе бомбят последний оплот православия". Отстоял. Удержал и приумножил. Вскоре после войны он был принят в союз художников. И свой талант использовал на благо монастыря. Шесть икон Божией Матери в Никольской часовне написаны при его участии и руководстве. В праздник Божией Матери 8-го июля и 22-го октября на аналой ставится икона Казанская, келейная икона отца Алипия, им написанная.
Никольская часовня по-своему уникальна. По-сути она представляет их себя каменный переход из одной части монастыря в другую. Тут нет дверей. Её нельзя закрыть. И тут выставлены иконы.

Всем, кто заинтересуется очень рекомендую книгу "Несвятые святые".

Вся территория ухожена и напоминает цветник, чудесным образом разбитый между берез и тополей. В стеклянном "аквариуме" выставлена карета Анны Иоановны, которая, согласно легенде, пересела в зимнюю повозку, более соответствующую случаю. Даже иностранные туристы проходят мимо, скользнув взглядом. Возможно потому, что это единственный тут "мертвый" экспонат, который не живет, "не дышит", не служит, не утешает.


      
;

После службы нас пригласили в трапезную - отведать монастырского обеда. Меню, как и полагается, постное. На столе многое со своего хозяйства: молоко, сметана, творог, капуста, картошка, яйца, сливочное масло, хлеб. Кроме того рыба, гречка (макароны), постный суп. Забористый монастырский квас. Не богато, но сытно. В воскресенье подавали малосольную семгу. Во вторник на десерт черешня.

Поднимались на смотровую площадку. Прошлись по гульбищам. Видели настоящий монастырский сад, с крыжовником, смородиной и вишней. Toe тут есть Святой камень, прикоснуться к которому приезжают женщины вот просто отовсюду. Гладят, прижимаются щекой, шепчут... Говорят, помогает. Иначе б и не ездили.
Previous post Next post
Up