Глухомань в пригороде Стокгольма

Apr 20, 2018 01:10

Ветка Saltsjöbanan - пригородная железная дорога, пересекающая волость Накка в уезде Стокгольма и связывающая город Стокгольм с маленькими курортными городками и посёлками его восточного пригорода на фьордах архипелага. Казалось бы - обычная железная дорога всё той же европейской колеи, но кое-какие факты заставляют рассматривать её как отдельный подвид железнодорожного транспорта этих мест. В первую очередь её уникальность в том, что она не связана с национальными железными дорогами Швеции и действует независимо от них - сама по себе. Управляется транспортной компанией Stockholms Lokaltrafik (SL) - единственным организатором пассажирских перевозок в Стокгольме и основным в его пригородах, поэтому в поездах этой ветки действуют те же проездные билеты, что и во всём общественном транспорте Стокгольма. Другая её уникальность состоит в том, что, в отличии от остального современного развивающегося транспорта города и региона, здесь царит спокойная и умиротворённая атмосфера какой-то ретро-сказки - станции в этих не особо населённых пригородах выглядят довольно архаично. До прошедшей чуть более полгода назад реконструкции эта ветка славилась деревянными перронами времён конца XIX века и красно-коричневыми зданиями вокзалов, построенными в едином стиле из натурального дерева с красными черепичными крышами. Здания вокзалов сохранены и сейчас, хоть и не используются по назначению, поскольку обилечивает кондуктор в поезде. А вот деревянным перронам повезло гораздо меньше - во время закончившейся полгода назад реконструкции линии, проведённой в связи с новым продлением стокгольмской трамвайной системы Tvärbanan до новой станции "Sickla", которая теперь объединена с одноимённой станцией этой железной дороги в единый кроссплатформенный комплекс, большинство из них были заменены на ничем непримечательные для городского жителя бетонные. На большинстве фото мне всё же удалось запечатлеть линию до реконструкции.




1. Увы, но, вопреки своим живописным видам, линия берёт начало в отнюдь не привлекательном месте - нижнем ярусе многоуровневой транспортной развязки возле станции стокгольмского метро "Slussen" - второго по масштабам транспортного узла города после Центрального вокзала. Кроме тупикового пути с довольно бомжеватого вида платформой, здесь находится "стихийный" по виду автовокзал, пристань городского парома и шлюз между солёными водами Балтийского моря и пресноводным озером Меларен.


2. Около года назад конечная тупиковая платформа "Slussen" у одноимённой станции метро и транспортной развязки закрылась на реконструкцию, в рамках которой собираются расширить транспортный узел и сделать его более комфортабельным для пассажиров. Хотелось бы верить, что после реконструкции станция приобретёт более благоприятный вид, чем на фото.


3. Отправляясь со станции, поезд почти сразу ныряет в тоннель "Stadsgårdstunneln" длиной 638 м, выныривая на поверхность уже у пассажирского терминала морского порта Stadsgården. Вся ветка проходит по очень сложному горному профилю, из-за чего без строительства тоннелей на линии обойтись не могло. По мере удаления от Стокгольма встречаются ещё два вырубленных в скалах тоннеля - "Henriksdaltunneln" (337 м) и "Tattbytunneln" (125 м).


4. На некоторых открытых участках путь тоже пришлось пробивать в скальной породе, а местами железнодорожная ветка напоминает горный серпантин, с одной стороны которого скала, а с другой крутой склон вниз или обрыв, иногда открывающий очень живописные виды на фьорды Стокгольмского архипелага.


5. Разъезд "Henriksdal" и одноимённый тоннель. На данный момент, когда конечная станция "Slussen" в Стокгольме проходит реконструкцию, этот разъезд является временным конечным пунктом ветки. Отсюда до центра Стокгольма пассажиров отвозит бесплатный автобус, курсирующий на время реконстркуции.


6. На линии 18 станций и остановочных пунктов. Так как большинство участков однопутные, на некоторых предусмотрены разъезды для пропуска встречных поездов. В дневное время поезда ходят с довольно большим по меркам Стокгольма, но стабильным 20-минутным интервалом.


7. Платформа "Sickla". Находится на однопутном участке. К осени 2017 года подверглась глобальной реконструкции, в результате которой рядом с платформой был выстроен двухпутный вокзал городской трамвайной системы Tvärbanan, имеющий теперь удобную и быструю кроссплатформенную пересадку с железнодорожной линией.


8. Та же платформа более двух лет назад. Реконструкция платформы ещё не началась, но на месте будущего трамвайного вокзала уже развернулась строительная площадка, отгороженная от старого деревянного перрона, который ещё не успели заменить на бетонный.


9. Для повышения пропускной способности ветки и менее продолжительных простоев для пропуска встречных составов на главной линии кроме разъездов имеются две двухпутные вставки: Nacka - Saltsjö-Järla и Sturängen - Saltsjö-Duvnäs. Ответвление Igelboda - Solsidan полностью однопутное без разъездов - на нём действует челночное движение.


10. Упомянутая выше "Saltsjö-Duvnäs" - одна из самых красивых и живописных станций на линии до сих пор, а тишина и свежий лесной воздух невольно подчёркивают этот статус. К сожалению, деревянный перрон около полугода назад сменился на бетонный, но здание вокзала по сей день сохранено в лучшем виде и ухожено. Фото станции ещё с деревянной пассажирской платформой, сделанное до реконструкции.


11. Станция "Saltsjö-Duvnäs". Вид на пассажирскую платформу и здание вокзала. Козырёк жестяной крыши здания над деревянным перроном служит для ожидающих поезда пассажиров навесом от дождя и снега, а само здание уже давно используется под ресторан или кафе.


12. Деревянная пассажирская платформа и табличка с названием станции.


13. Вокзальчик на станции "Storängen". Каждое здание вокзала отличается от предыдущего, но при этом все они оставляют ощущение общего единого стиля. А здесь даже черепичная крыша сохранилась.


14. Ещё одна уникальная особенность этой железной дороги - контактная сеть питается напряжением 750 В постоянного тока, что полностью исключает возможность работы на линии электрического подвижного состава, курсирующего по путям национальных железных дорог Швеции, электрифицированных переменным током с напряжением 15 кВ и частотой 16,7 Гц.


15. В качестве подвижного состава на линии используются вагоны серий C10 и C11, строившиеся для стокгольмского метрополитена, но впоследствии переделанные для работы на этой железной дороге. Модернизация включала смену нижнего токосъёма на верхний, уменьшение количества выходов с каждой стороны и добавление "юбки" в нижней части каждого борта, чтобы вагон соответствовал габариту подвижного состава этой ветки для более удобной посадки и высадки пассажиров.


16. Вагоны серии C10 - моторные, C11 - прицепные, в каждом имеется кабина управления. В дополнение к ним в регулярной эксплуатации два моторных вагона C16, переделанные из старых вагонов метро серии C6 и использующиеся в составах с нечётным количеством вагонов, а также четыре работавших когда-то в метро Стокгольма вагона серии C8, два из которых были переделаны в C10, а два другие - в C11. Все они приписаны к депо "Neglinge", находящемуся рядом с одноимённой станцией.


17. Для грузовой и маневровой работы здесь служит тепловоз Move250B, построенный в Финляндиии и получивший здесь шведскую серию и номер Z66-16. Подобные локомотивы встречаются на железных дорогах соседней Финляндии на колее 1524 мм, где им присвоена финская серия Tve4 и где они в основном выполняют лёгкую маневровую работу. Всего построено около 40 машин, 25 из которых позднее были переделаны в служебные мотрисы серии Tka8 для нужд железных дорог Финляндии.


18. С момента электрификации ветки в 1913 году и вплоть до середины 1970-х годов напряжение в контактной сети было 1500 В постоянного тока, а на линии работали старые деревянные вагоны, два из которых до сих пор в строю и принадлежат музею общественного транспорта Стокгольма. Есть информация, что по определённым дням их можно встретить на линии с пассажирами в качестве ретро-поезда, но мне он пока не попадался. Вид на парковые пути депо "Neglinge".


19. Железнодорожный узел "Igelboda" - здесь сходятся поезда двух веток и трёх направлений этой железной дороги. Узел представляет собой два пути и центральную островную платформу между ними. Поезда со всех трёх направлений сходятся здесь в одно время и останавливаются по разные стороны одного перрона, причём два состава из трёх заходят на один путь, "стыкуясь" кабинами друг к другу, после чего разходятся в противоположных направлениях.


20. Здесь же сохранилось деревянное здание старого вокзала, которое одно время даже хотели снести, но всё же оставили.


21. К перрону на противоположный занятый другим составом путь прибыл короткий двухвагонный состав, который курсирует между этой станцией и тупиковой платформой "Solsidan" по полностью однопутному ответвлению без разъездов в челночном режиме.


22. Составы некоторое время стоят, ожидая пока нерасторопные шведские пассажиры пересядут в нужный им вагон, а затем разъезжаются в разные стороны. Тот, что на фото - только что отправился в Стокгольм.


23. Ну а мы перенесёмся в противоположном направлении на другой конец короткого однопутного ответвления к тупиковой станции "Solsidan", куда ушёл двухвагонный состав-челнок. Всё, что нужно для челночного движения - тупиковый путь, перрон, здание вокзала.


24. Вид в сторону тупика. К сожалению я не успел запечатлеть эту станцию до реконструкции с архаичным деревянным перроном. Остаётся любоваться только оставшимся на перроне наследием недавнего прошлого - зданием старого вокзала из натурального дерева и остеклённым павильоном, защищающим ожидающих поезда пассажиров от ветра и осадков.


25. Тот же вид с часами - одним из главных атрибутов остановочного пункта любого вида пассажирского транспорта в Стокгольме и его окрестностях, будь то станция метро, электрички, трамвая, остановка автобуса или причал городского парома.


26. Вид в противоположную сторону. Выходной светофор.


27. А в заключение вернёмся к главному направлению ветки, которое заканчивается двухпутной тупиковой станцией "Saltsjöbaden" в одноимённом курортном городке. К перрону подходит состав, прибывающий из Стокгольма.


28. Станция "Saltsjöbaden". Вид в сторону тупиков.


29. Собственно и сами тупики. В 2013 году один из поездов с работавшей в нём уборщицей неожиданно тронулся с места и снёс тупиковую призму, въехав в жилой дом, находящийся за тупиками. К счастью, в аварии никто не пострадал. Тупики после этого случая серьёзно укрепили.


30. Фото после реконструкции. Как видно, один из перронов станции всё-таки решили оставить деревянным.


31. Табличка с названием станции и указанием единственного здесь направления.


32. Вид на станцию из жилого района маленького курортного городка.


33. Здание, некогда являвшееся вокзалом станции Saltsjöbaden и действующее с начала 1950-х годов. Сейчас в здании находятся ресторан, аппартаменты и кафе.


34. Благодарю за внимание!


2892, c10-2891, фото, slussen, фоторепортаж, общественный транснпорт, 2890, экскурсия, 2891, перрон, c11-2892, рельсовый транспорт, stockholms lokaltrafik, Швеция, 1435 мм, Стокгольмский архипелаг, пригород, Saltsjö-Duvnäs, вокзал, c10-2899, электричка, 2821, z66-16, вагоны, nikon coolpix s4150, платформа, Стокгольм, станция, пути, тепловоз, Стокгольмские шхеры, c11-2894, c10-2909, 16, z66, c11, рельсы, 2909, c10, 2894, железная дорога, впечатления, поезд, обзор, nikon, подвижной состав, Saltsjöbanan, фотообзор, транспорт, электропоезд, c8, Скандинавия, город, 2899, tve4, c10-2821, c11-2890, sl, фотоэкскурсия, Saltsjöbaden

Previous post Next post
Up