Так получилось, что уже почти четверть века я каждое лето езжу в одну деревушку. Она стоит на берегу реки, которая в нашем течении не очень широка, а полноводна бывает лишь весной или после сильных затяжных дождей, и в это время становится преодолимой лишь на лодке преградой. Так вот, наша деревня стоит за этой рекой, которая в некотором смысле является не только рекой, но водоразделом, границей между мирами.
Там, на большой земле, как мы иногда смеёмся, - цивилизация: дороги, автобус, автолавка, церковь, в которой проводятся службы, сотовая связь, пусть и плохонькая. Недавно стали обновлять линии электропередач. Во время майских праздников в местном клубе устраивают патриотические концерты. В эти дни громкая музыка доносится и до нас. Не скажу, что на той стороне уж очень многолюдные деревни, но, по крайней мере, время от времени там кто-нибудь да и купит участок земли. Раз в несколько лет кто-нибудь новый домик да и построит.
А у нас в потустороннем мире: дорог нет, новых домов нет, музыку если кто и слушает, то об этом знает только он один, никого в свои музыкальные пристрастия не посвящает, старые покосившиеся столбы с проводами, которые того и гляди упадут окончательно. От этого падения их пока еще удерживают исключительно те самые провода, по которым приходит электричество в оставшиеся дома. И нет никакой уверенности, что если столбы вдруг упадут, то кому-нибудь в райцентре, куда нам требуется теперь обращаться, будет до нас дело. Сотовая связь появилась у нас лет двадцать назад. Но, как и тогда, чтобы поговорить, лучше отойти подальше от дома, в поле. Людей с каждым годом все меньше, а зверей и птиц все больше 🙂. И заборов у нас нет, не то, что на той стороне.
В нашу деревню, как и в еще несколько соседних населенных пунктов, стоящих на том же берегу, с большака (как местные называли песчаную сельскую дорогу) когда-то вела полевая дорога. Основным транспортом на ней был трактор «Беларусь». Ездили круглый год: перепахивали и обрабатывали поля, в лес за дровами или же на покос травы. Поэтому состояние этой дороги было не ахти. Летом в сухие жаркие дни по ней могла проехать легковушка, а весной во время таяния снега или во время затяжных осенних дождей мог застрять и трактор.
За последние лет тридцать никаких колхозно-совхозных хозяйств на нашей стороне не осталось, и та единственная тракторная дорога постепенно превратилась в направление. И в те годы этот путь был не из легких. Сейчас же, когда поля постепенно зарастают и местами превращаются если не в настоящий глухой лес, то достаточно большие рощи, случайный водитель и не найдет правильного пути даже летом в хорошую погоду среди деревьев, высоких кустарников и под стать им высокой травы. Когда в первый раз каждого сезона я прокладываю дорогу до дома, то нет-нет, да и заложу лишнюю петлю в поле, заплутав в сумерках в плотном тумане. Единственное оставшееся напоминанием о ней - колеи, которые в низинных местах особенно глубоки. И если кто-то рискнет поехать по полям после сильных дождей и попадет в эти колеи, то выбраться в одиночку для него может оказаться непосильной задачей. Зато будет понимать, что оказался на дороге, а значит, двигается в правильном направлении 🙂. Иногда к нам весной случайно заезжают любители кататься на квадроциклах и удивляются, что тут еще кто-то живет. Но мы не жалуемся!
Чуть больше чем в километре от нас, в селе, существует пешеходный мост, который является единственной заботой местной администрации о жителях потустороннего мира. Каждую весну во время ледохода его как правило сносит и прибивает к нашему берегу, поскольку он привязан тросом на нашей же стороне. Так технологичнее его ставить на прежнее место. После возвращения реки в свое нормальное русло второй конец цепляют тросом к трактору и возвращают мост в обычное положение. Но бывают годы, когда он ломается под напором льда, и тогда приходится строить новый.
Время идет, деревни хиреют, местных жителей уже не осталось, их места постепенно заняли дачники, приезжающие сюда только летом. Актуальность восстановления моста несколько снизилась. Все-таки дачники - это не постоянные жители, потому не требуют «пристальной» заботы. Но мост, тем не менее, по-прежнему ставят. Дачники, в свою очередь, даже оплачивали до поры до времени какой-то сельский налог на благоустройство. Наверное, имелся в виду, как раз мост. Больше благоустраивать у нас нечего.
Деревни нашего потустороннего мира находятся не прямо возле моста. К каждой из них ведет своя тропинка. К нам, например, от моста нужно идти вдоль реки чуть больше километра. Раньше по полям такой путь был несложным, особенно налегке. Но всё настолько заросло, что сейчас даже весной практически невозможно отыскать тропинку, по которой когда-то сюда приходили. Поэтому, чтобы повторить маршрут, которым я попал в нашу деревню в первый раз, потребуется топор, бензопила, а летом еще и коса, чтобы продраться через высокую, в человеческий рост, траву.
Помнится в какой-то год, в сентябре, провожая гостей, пришедших к нам из соседней деревни (наши знакомые, мы иногда ходим друг другу в гости, и делаем это, дважды переходя реку - по мосту в нашей деревне, о котором речь пойдет ниже, и по сельскому мосту), я решил вернуться по старинке, вдоль реки. На улице вечерело, стали сгущаться сумерки, в голове у меня после выпитого алкоголя набежал легкий туман. И хотя я по весне хожу вдоль берега со спиннингом, то есть неплохо представляю, где и как можно пролезть, пришлось изрядно попотеть, чтобы вернуться домой, не переломав ноги. Фонарика не было, пробирался на ощупь 🙂.
Мы не хотели зависеть от наличия/отсутствия общественного моста, поэтому когда-то решили построить свой собственный. К тому же в то время и в нашей деревне круглогодично проживала одна пожилая пара. Зимой им приходилось на лыжах-снегоступах прокладывать себе дорогу до сельского моста, а после еще метров триста до дороги, чтобы дойти до автолавки. Течение сильное, река в середине не замерзает, поэтому перейти ее по льду возле нашей деревеньки, чтобы сократить путь зимой, нельзя. Так мы решили, что нам нужен свой мост.
В начале лета, дождавшись, когда в деревне на выходные соберется весь мужской коллектив, а тогда он насчитывал аж целых 5 человек, мы построили первый мостик: плохонький, кривенький из подручных средств, старых бревен, в самом узком месте реки. Мостостроителей среди нас не было, поэтому никто сильно не думал над его конструкцией. Вода в реке в тот момент совсем упала, и длинные бревна не понадобились. Но буквально через несколько недель небеса разверзлись, и наша, в общем-то, неширокая в этом течении река, разлилась почти на двадцать метров, а ее уровень поднялся почти на два. Мы не стали ждать, пока вода упадет, и зачем-то решили построить по-быстрому новый мост, что называется по воде. Делали это на лодке. Особенно забавно со стороны выглядел процесс вбивания деревянных свай в дно. На течении лодку постоянно разворачивало, длинные и тощие сваи стремились все время всплыть, в общем, казалось, что это будет сизифов труд. Но мост в итоге поставили, он получился очень длинным, узким, но на удивление устойчивым. До сих пор где-то хранятся старые фотографии, снятые еще на пленку, с этим «достижением» инженерной мысли. Даже когда вода упала до нормального уровня, и старый мост показался над водой, мы продолжали пользовались этим длинным и внешне несуразным сооружением. Простоял он недолго, следующим половодьем его разломало, и часть моста унесло вместе со льдом. После этого конструкция моста изменялась, но не менялась его суть. Он оставался исключительно пешеходным. Хотя в голове рождались различные безумные идеи о строительстве более капитального сооружения, по которому будут проноситься суперкары жителей деревни 🙂. Ведь кусочек Остапа Бендера есть в каждом из нас.
Сейчас же гений инженерной мысли дошел то того, что в дно вкрутили винтовые сваи, к ним прикрепили поперечины, на которых, собственно, и лежит мостик. С двух сторон он привязан тросами, чтобы при повышении уровня воды он всплывал, а потом с ее падением возвращался на свое место. Его единственным недостатком является невозможность перейти реку в момент, когда он плавает: того и гляди рухнешь в воду. Хорошо если без вещей. Даже летом несмотря на теплую воду реку не всегда можно перейти после повышения уровня воды из-за дождей: глубоко, да и течение в этот период довольно сильное. В это время нужна лодка. Но этим обязательным атрибутом жизни в потустороннем мире обладают все жители нашей деревни.
За последние годы количество мужчин в деревне сократилось до 2 человек, зимой больше никто не живет. Существующая конструкция признана единственно подходящей, а от добра до не ищут. Нам по силам в четыре руки ее поддерживать в нормальном состоянии.
Так в наш собственный маленький потусторонний деревенский мир появился свой, не зависящий от «капризов» местной администрации, устойчивый переход. И пока он есть, остается надежда, что деревня тоже будет продолжать жить, и наши немногочисленные соседи смогут проводить летние месяцы в повседневных хлопотах на лоне почти дикой природы. Дикой, потому что у нас прямо возле деревни живет личный лось, которого мы иногда встречаем по пути на речку. В этом году к нам на участок в мае пришли пожить зайцы, периодически заходят кабаны, поинтересоваться тем, как растет картошка, достаточны ли запасы, а в лесу, по соседству, живут лисы, которые раньше таскали кур и кроликов у той самой пары, о которой я упомянул, и енотовидные собаки. Иногда в лесу можно встретить медвежьи следы. Он, как и мы любит ходить по опушкам, где растут ягоды. Но у него очень большая зона обитания, и именно в нашем лесу он бывает нечасто. Регулярно видим тетеревов, куропаток, глухарей. Наверняка есть еще кто-то, о ком мы не догадываемся.
Гостей (людей) у нас бывает немного, а о большом их количестве мы никто и не мечтаем, иначе исчезнет уединенность, к которой мы уже привыкли. Осенью большими группами приезжают охотники с собаками в сопровождении егерей. Вот, пожалуй, и все гости. Совершенно не мечтаем о том, чтобы появились соседи. Слава богу, таких сумасшедших, которые бы сюда стремились, нет. Просто мы хотим, чтобы этот потусторонний мир оставался для нас, избранных.
Все посты проекта #летовместе
#10постовпроекта
#деревенскиезарисовки
#деревенскиезаметки