Книга Лилии Саттаровой "Казанская узорная кожа" вышла в Москве в издательстве "Культура и традиции" в 2004г.
Это великолепная книга. Достойная всяческих похвал. В ней всё безупречно - и содержание и форма.
Остановимся на содержании.
По моему мнению это идеал для книг по какому-либо определённому канону народного искусства. В данном случае этот канон - "казанская узорная кожа", он рассмотрен и подан в книге глубоко и очень разносторонне.
1. Общее введение, исторический экскурс...
Очень интересно.
Ну кто сам навскидку скажет, во что обут отрок Варфоломей на известной картине Нестерова???
Или во что обута Айседора Дункан, сфотографированная с Есениным на какой-то палубе???
А оказывается - в казанскую узорную кожу! И вы это имеете возможность тут же видеть.
2. Великолепная подборка музейных образцов высочайшего художественного достоинства.
Качество фотографий отличное - у вас не возникает очень привычного при "смотрении" книг такого рода бессознательного желания завопить - ой-ой не убирайте пожалуйста, дайте рассмотреть, а нельзя ли повернуть, а нельзя ли поближе, ой-ой подождите, я сейчас лупу возьму, очки надену!!! Хотя вы прекрасно понимаете, держа книгу в руках, что поезд уже очень давно ушёл, и адресовать эти вопли некому!
Здесь же Вы всё хорошо видите без лупы и даже прекрасно чувствуете фактуру - редкое ещё к сожалению достоинство в книгах по народному искусству, как впрочем редки и сами эти книги.
До того, как я взяла эту книгу в руки, я и понятия об этом предмете не имела! И только лишь пролистав её, я чувствую, что предмет мне уже по меньшей мере знаком, что сформировалось совершенно определённое представление об этом явлении, этом каноне. Потому что показано оно очень грамотно, выпукло, ясно.
Была в РЭМе - я на эти сапожки уже по-особому посмотрела - как на старых знакомцев.
В самарском музее была - тоже сразу же глаз ловит - вон татарский манекен стоит, из под длинной юбки носок сапожка виден - это она, казанская узорная кожа. Фотографию не даю - следую принципу, объявленному в моём журнале - не давать здесь фотографии, которые я делаю в музеях - чтоб не загрызли лихие-нехорошие музейные люди.
3. Не менее восхищает и следующий важнейший раздел книги- детальнейшее описание этой кустарной технологии мозаики из кожи. Шаг за шагом, стежок за стежком. Подробно описано и главное приспособление для такой работы. И всё очень понятно, чётко!
Я никогда, полагаю, не буду делать эту работу сама, но мне было очень интересно познакомиться с её технологией! Мне вообще всегда интересно во всём, что касается ниток и иголок, КАК ЭТО СДЕЛАНО. И на этот вопрос автором даётся восхитительный по полноте своей ответ.
А насколько важна такая книга для продолжения традиции! Она просто неоценима!
Конечно можно охарактеризовать этот "технологический" раздел книги как "учебник некоего ремесла". И обычно такого рода вещи так и воспринимаются. Но я смотрю на это несколько иначе. Да, это - учебник ремесла, но далеко не только это. Это - научная работа. Зафиксирован и детально описан существовавший издавна канонический технологический процесс, описан исчерпывающе для возможности воспроизведения в мельчайших подробностях. А ведь слишком часто "научными" в данной области знания (народное искусство) считаются статеечки, представляющие собой лишь неудобоваримую и наукообразную муть компиляций, не несущую ни нового знания, ни новых мыслей. И какой-нибудь стыдливый ревнитель такой "науки" скажет нам: "Как же, как же! Наука - это серенький текст без единой картинки, а уж если с картинкой, так она должна быть совсем плохая, чтобы разобрать уж точно ничего нельзя было. Вот тогда это наука. А тут столько цветных картинок и всё так красиво - нет, это рукоделие!". Стою на своём: это - наука, точная наука.
4. И, наконец, последний крупный раздел книги посвящён современным мастерам, их изделиям.
Всё в порядке и со словарём специальных терминов, сокращениями, резюме на ин. языках и примечаниями, которые было бы более логично озаглавить "Библиография".