Заонежский раритет. Сообщение номер 2. О технике вышивки.

Jun 04, 2009 19:31

Продолжаю тему сообщения : http://tradtextil.livejournal.com/59679.html
О технике такого рода вышивок узнать можно из популярных пособий по вышивке - таких, как книги Т.Ерёменко и А.Ивановой. Это интересный штрих - не из "научных" публикаций, а именно из популярных руководств. С одной стороны хорошо, что старинные техники популяризируются и доходчиво объясняются опытными педагогами в руководствах по дамскому рукоделию. Но с другой стороны, это очень плохо. Потому что объясняется техника не аутентиных предметов, а некая "гибридная" техника, сваренная в кастрюлях организаций типа калининского училища. Это как бы и почти народная вышивка, и как бы и нет. Вопрос этот вообще никоим образом не освещён. Наоборот - смазан и затуманен до невразумительности.

Термины, которые указывают оба автора, близки по смыслу:
шов по письму,
строчка по письму,
строчка по вырези,
вологодский шов по письму,
олонецкий шов,
тамбур по сетке.
Не хватает только самого неудачного из бытующих - "тамбур по филе". Смешно, но факт - именно этим тупым французско-нижегородским термином, имевшим хождение сто лет назад СРЕДИ ТОРГОВЦЕВ изделиями народных промыслов, часто обозначаются вещи этого канона в МУЗЕЙНЫХ описаниях. Купчики называли эту вышивку так вполне логично - ведь они имели дело с так называемым "экспортным искусством", создававшимся в соответствии со вкусами конечного заграничного потребителя. Явления такого рода известны также, например, в ковроделии Ирана и производстве фарфора в Китае. Но экспортное искусство всегда отделяется от аутентичного народного искусства - ведь это был промысел, существовавший по принципу "чего изволите?". Зачем называть таким термином архаическую народную вышивку, первичную по отношению к экспортному промыслу, возникшему на её основе в конце 19 века перед самой катастрофой?
Несмотря на наличие вариантов, в целом, с терминами для этой техники дело обстоит не так уж плохо. Во всяком случае, её как-то можно назвать с надеждой быть понятой адекватно.
Я привожу здесь сканы тех страниц вышеупомянутых книг, которые посвящены этой вышивке.
Начну с книги Т.Ерёменко( стр.172-177):









Стр.175. На картинках - различные атласники для заполнения контуров в вологодском варианте вышивки.
Возникают вопросы:
О какой вышивке идёт речь? Если о народной, то почему надо обвивать сетку катушечными нитками номер 40-50?


Приведённые примеры не оставляют сомнений - речь идёт лишь о современных чисто декоративных вышивках. Но какова их связь с прототипом? И нельзя ли побольше узнать о первоисточнике? Эти вопросы остаются без ответа:



Улыбка этой дамы несколько напрягает зрителя:



Теперь обратимся к книге А.Ивановой:



Здесь тот же подход. Ничего не говорится о соотношении народной вышивки и той современной декоративной вышивки, жёсткие правила которой были чётко прописаны советскими догматическими тётеньками. Нитками мулине, и в два сложения, никак иначе:





____________________

Вот такая доступная мне литература по этому вопросу. В следующем сообщении я надеюсь разобрать, насколько объяснённая в этих руководствах техника соответствует тому, что можно увидеть воочию в аутентичном образце.
P.S. Продолжение=окончание см. здесь: http://tradtextil.livejournal.com/88895.html

швы, олонецкая строчка по письму, заонежский канон

Previous post Next post
Up