Уж больше года как это сообщение в незаконченном виде болталось в скрытых недрах журнала. Сегодня я его закончила и перетащила сюда на свет божий.
************************
Размявшись в однодневных поездках и убедившись, что не так уж и страшно вышагивать по незнакомому городу, я начала подумывать и о более серьёзных путешествиях. Становилось жарковато, по этой причине отпали южные и восточные губернии. Среди прочих внимание вскоре сконцентрировалось на Вологде и уездных городах Вологодской области. Хотелось и туда, и сюда, и повсюду. Предстояло ограничить аппетиты и выбрать оптимальный для меня вариант. Целью как и в предыдущих однодневных поездках по соседним с Москвой губернским центрам являлись народный костюм и народная вышивка, всё остальное - только попутно. Перешерстив материалы Интернета, наконец сделала выбор и составила план. Уезжаю на 2 дня . Первый день - Кириллов, второй - Вологда. Ночёвка в Кириллове.
Гостиницу в Кириллове забронировала из Москвы по телефону, железнодорожные билеты до Вологды и обратно в Москву купила за несколько дней до отъезда, составила список вещей, закупила сухой походный паёк, чтобы исключить в дороге потери времени на поиски пропитания и лишние расходы на него. Собрала информацию по музеям, поездам, автобусам. Наконец не без некоторой внутренней нервозности отправилась. Сначала в одиночном плавании было непривычно, но вскоре я адаптировалась к дорожным условиям, и всё пошло как по маслу. Путешествие удалось на славу. Везде везло, даже там, где не везло. План был выполнен исчерпывающим образом, впечатления были воодушевляющие.
Ещё на вокзале в Москве я изнемогала от жары, но на подъезде к Вологде температура окружающей среды опустилась до человеческих значений, что придало бодрости и сил. По прибытии в Вологду я быстренько перебралась на автовокзал, купила билет до Кириллова и стала ждать отправления автобуса. Вовремя отъехали мы из Вологды и вовремя прибыли в Кириллов (время в пути около 2-х с половиной часов). Рабочий день только начинался. Устроившись в гостинице и побросав вещи, я поспешила в
Кирилло-Белозерский монастырь.
Но не дошедши до монастыря метров 200, я не удержалась и зашла в домик-сувенирную лавку, где рассталась с некоторой суммой, которую я отложила на непредвиденно приятные расходы. В этом домике продавалась так называемая там «куракинская» керамика - авторская керамика художницы Мишинцевой, которая живёт и работает в Вологодской области. На фотографии - купленные мною прелестные вещицы, дышащие добротой и гармонией. Чудесные козочки идут за водой, прядут и пьют чай из самовара с баранками:
Всё это мне любезно упаковали в коробку, и я потащилась теперь уже с поклажей к стенам монастыря. Продавщица предложила было мне оставить коробку у них до вечера, но музей закрывался несколько позже ларька, поэтому я справедливо предположив, что в монастыре я пробуду до самого закрытия, поблагодарив, отказалась.
У самых ворот монастыря на лотке я купила книжицу «Народная вышивка Белозерья»:
формат примерно А5, книжечка невелика, но про то, про что надо.
Предвкушая пиршество и боясь спугнуть удачу, я сразу отправилась в корпус Поварни, где, как я знала из Интернета ещё в Москве, располагается экспозиция народного искусства. Всё увиденное полностью соответствовало предвкушаемому, мне действительно крупно повезло. Так называемая «выставка» ( ну какая же это выставка, если она может длиться более двух лет!) народной вышивки Белозерья была воистину прекрасна, подробна и представительна. Это тот случай, когда вам не надо выпучив глаза изматывать себя длинными перебежками, переездами и прочая, чтобы собрать мёд по капле отовсюду. Здесь это было сделано уже за вас, а вам оставалось только наслаждаться и впитывать, впитывать, впитывать. Постигать, мысленно сравнивать с уже виденным в других местах, формировать тот образ, который соответствует именно этому краю. Смотрительницы, сопровождающие посетителей при перемещении по выставке, все как одна оказались очень благожелательны. Никто не выразил никаких замечаний или недовольств по поводу фотографирования(которое, как всегда, было оплачено). Всё было, как оно и должно быть - очень спокойно, комфортно, по-деловому. Кроме «выставки» народной вышивки Белозерья ( на втором этаже), в этом же корпусе на первом этаже располагалась «постоянная» экспозиция народного искусства, тоже очень хорошая. В самом первом зале на лотке среди прочей керамики продавалась и чудесная чернолощёная керамика. И тут я не удержалась. Купила две свистульки-птицы и свистульку в виде валенка. Да и как удержаться, глядя на такую красоту!
А чтобы чернолощёным свистулькам скучно на моей полке не было, докупила им в компанию и свистульки из красной глины:
И ещё я сделала там несколько интересных фотографий «живых» экспонатов. На одной из них народный мастер Марина Васильева:
На фотографии мы видим Марину Васильеву в русском народном костюме. Мы слишком привыкли видеть народный костюм в лучшем случае на манекене. А зря! Надо шить-ткать-вышивать, надо надевать! Был бы костюм, а подходящий случай найдётся.
Когда я фотографировала Марину в помещении музея, я не думала отдельно о костюме - он довольно скромен, просто хотелось запечатлеть живую модель и одновременно мастера-художницу - уж очень естественным и гармоничным был её облик.
Но обрабатывая фотографии поняла, что не грех было бы показать публике и некоторые детали костюма Марины.
По поводу рубахи у меня возникли сначала сомнения, что она столетней давности. На фотографии переплетение полотна рубахи показалось мне несколько отличающимся от домотканого полотна, которое я видела в достаточном количестве, чтобы составить себе о нём некоторое представление. Переплетение более крупное и несколько более регулярно-правильное, несколько напоминающее фабричное. Так кажется. Поскольку в данный момент я в натуре видеть это не могу. Так что это соображение - вилами по воде.
Оторочка по горловине сделана, как и часто бывает, домотканой пестрядью. Ниже привожу небольшую деталь - переплетение в узкой полосе рядом с разрезом горловины несколько другое:
К сожалению на фотографии уже невозможно определить, есть ли там шов. Наверное, должен был бы быть,какая-то линия там смутно угадывается, а там - кто знает? Впрочем, Марина Васильева знает. Но у неё я спросить в данный момент никак не могу.
Вот фрагмент оплечья, полагаю, узор - тканый:
По орнаменту и способу его воплощения даже и предполагаю, из какой местности происходит тканый фрагмент. Вологодская губерния слишком велика, а на мои вологодские станушки-полотенчики и скатёрочки это совсем не похоже.
Пояс красивый.
Сарафан, очевидно, полностью аутентичный, некоторые детали его конструкции хорошо видны на фотографиях:
Приближаемся. Вероятно, верхняя часть сарафана как-то укреплена-продублирована, а эти слои, вероятно "простёганы", в том числе горизонтальными линиями тамбурного шва, шва "козлик", и ещё закреплены каким-то накладным(?) зелёным шнурочком-кантиком(?). А по низу эта часть украшена петельной бахромой ручного изготовления. Легко можно понять, как изготовить подобную, хотя бы по хорошим вышивальным руководствам, но как её делали в данном случае, мне неизвестно:
Рисунок набойки - в коллекцию:
Какие красивые крючочки!!! С ума сойти. И, казалось бы, что стоит галантерейным фабрикам выпускать такие:
По низу сарафана - нашитые ситцевые полосы и всё та же ручного изготовления бахрома:
Изысканные "этнографические"(слово "этнографические" их не вполне точно определяет) куклы народного мастера Марины Васильевой «разбросаны» по всей экспозиции музея то там, то сям. Фото из упоминавшейся книжицы "Народное искусство Белозерья"(свои фотографии из музейной экспозиции, естественно, не выкладываю):
С неохотой я покинула корпус Поварни - фотографий было сделано немало, будет чем насладиться дома в свободную минуту, будет что рассмотреть и вспомнить, а может быть и открыть для себя что-то новое, что сначала не бросалось в глаза. Так часто бывает, ведь человеческое восприятие - презагадочнейшая штука!
Обойдя остальные экспозиции и выставки ( они тоже были очень интересны), побродив по стенам монастыря, постояв на берегу озера, я наконец опять же таки с превеликой неохотой потянулась к выходу - уж очень хорошо было в этом благословенном месте! Но надо было продвигаться дальше.
Пошла на автостанцию. Подумала, что тащиться от гостиницы до автостанции утром с вещами мне очень помешает коробка с накупленной керамикой.
Мне посоветовали - а вы с такси договоритесь!
А где?
Да вот же,
смотрите !
Посмотрела:
.
В самом деле стояло там такси, с водителем договорилась - да-да, всё будет в лучшем виде.
Купив билет на утренний автобус до Вологды на автостанции и маленький стаканчик сметаны в магазине, я вернулась в гостиницу. Съев салат со сметаной из привезённых ещё из Москвы помидоров с чёрным хлебом, приехавшим со мной оттуда же, я принялась за приведение в порядок фотографических дел. Главным делом здесь была зарядка аккумуляторов фотоаппарата и цифрового фотоальбома - устройства с маленьким хард-диском, которое позволяет хранить в пути довольно большое количество цифровых фотографий - сущее спасение для музейных маньяков вроде меня. Всё шло по плану. Поговорив по мобильному телефону с мужем, я заснула сном наконец-то сытого младенца.
Поутру к назначенному времени такси, однако, не приехало, я подождала ещё несколько минут, но напрасно. После чего в пожарном темпе с лишней коробкой неуклюже помчалась на автостанцию. "Деловая" репутация Кириллова в моих глазах была сильно подмочена. Но в остальном утреннее путешествие из Кириллова в Вологду было очень комфортным - в это время и в этом направлении народу ехало совсем мало, и легче было сосредоточиться на том, что я видела за окном. А за окном была Вологодская губерния во всей её красе - озеро вдали,
сено, скатанное в эдакие аккуратные цилиндрики, даже стада коров попадались ( при нынешней разрухе не такое уж и частое зрелище на дорогах российских):
Одно наблюдение порадовало меня. Мне очень понравились придорожные указатели. Так проезжая мимо одного села (название к сожалению с первого раза не запомнила), вы узнаёте из придорожного указателя, что там жил известный русский композитор Гаврилин, а недалеко около поворота на Кириллов( в Ферапонтово - прямо) стоит указатель «Ферапонтово, столько-то километров. Фрески Дионисия, 1532 год». Просто с ума сойти, как просто и как правильно. И местные власти это хорошо характеризует. В правильном направлении мыслят граждане, которые устанавливают вдоль дорог такие указатели, в очень правильном направлении.
Наконец прибыла я опять в Вологду. Температура к этому моменту опустилась просто-таки до ОЧЕНЬ бодрящих значений, суперсвежий ветерок активно выдувал из прохожих лишнее тепло. Вот когда я получила проценты со своей осторожной предусмотрительности человека в футляре, мне было что достать из дорожной сумки, чтобы хорошо утеплиться и почувствовать себя неуязвимой для неожиданно взбесившейся в сторону весьма ощутимого холода погоды. Теперь холод только придавал мне сил и ничуть не стеснял меня в моих планах. Сдав лишний багаж в камеру хранения, я со своей фотоаппаратурой и дневным пайком села на троллейбус и через полчаса была в так называемом Вологодском Кремле.
Сразу скажу, что до Художественного музея я в этот день даже не дошла, поскольку весь рабочий день провела в экспозициях Краеведческого музея. Они разнообразны и богаты. В особенности меня интересовал Художественный отдел Краеведческого музея. Ох и хороша же там экспозиция! Но единственная беда, случившаяся в этой поездке, случилась именно там - по какой-то известной только им причине, именно самую интересную для меня часть экспозиции с народным костюмом и народной вышивкой фотографировать музейные власти запретили. Ох как будут черти поджаривать их в аду на сковородке, как будут вопить эти безумные мучители в кипящем масле вечно, вечно, вечно! Вспомнят они тогда бессильные слёзки бедных музейных маньяков, которых они с беспримерным садизмом одним росчерком своего глупого пера лишили последней радости в жизни! Уже разогревается та сковородка, уже волокут чертенята со всех сторон вязанки сухого хвороста и подливают масла в огонь! Но как гласит прекрасное изречение, в справедливости которого я имела возможность убедиться: «На всякую хворь зелье вырастает». Нашлось и решение для моей проблемы. И слава богу.
Выйдя из экспозиционных залов на свет божий, полезла я на колокольню. Колокольня Вологодского Кремля снаружи в части высоты своей не производит особого впечатления:
Но для подобных мне дам, до полного паралича боящихся высоты, побывать на верхней галерейке - несомненно подвиг:
Чтобы занять себя во время подъёма, я пересчитала ступеньки. Кажется 292, или 282, со страху забыла.
Неразумно прилипая к стене, обошла галерейку кругом, не забывая несколько беспорядочно
палить по окрестностям :
Наконец, всё было осмотрено:
Приятный ужин на чистой скамеечке в чистом кремлёвском дворике был однако прерван очень учтивым милиционером, обходившим территорию перед закрытием. Пришлось дожёвывать обедо-ужин
на речном склоне под стенами Кремля . Там было ещё лучше, куда ни кинь взгляд - панорама речных берегов была прекрасна:
Особенно, когда выглянуло солнышко:
Но оно, как выглянуло, так тут же и скрылось, стал накрапывать мелкий дождик. Что ж, спектакль подходил к концу. Пора и честь знать. Я поднялась и пошла к троллейбусу. Но не дошла, потому что дождик прекратился. Времени до поезда было ещё часа два. И я решила побродить по городу без особой цели ещё хотя бы часок.
Ещё перед выездом из Москвы, покупая в дорогу батончик сырокопчёной колбаски ( непременная часть сухого походного пайка) из фургона Микояновского мясокомбината, имела я интересную беседу с тамошней продавщицей. Как это часто бывает в деревнях, где «все всех знают», продавщица спросила меня, куда я вознамерилась направить стопы свои из Москвы, поскольку уже знала - если я покупаю сырокопчёную колбаску, значит куда-то еду. Узнав, что в Вологду, вспомнила она и своё туда путешествие, имевшее место быть лет эдак 20 назад, и довольно въедливо заметила, что ни одного резного палисада она там так и не видела. Вследствие этого разговора, напомнившего мне сверхпопулярную песню про «Вологду-Вологду-Вологду-гду» внимание моё по приезде в Вологду было несколько заточено на палисады, в особенности на резные палисады. Один из них я сфотографировала ещё утром на подходе к Кремлю, даже и не помещаю его здесь - вряд ли такой мог быть поводом для сочинения песни. Теперь же, бродя вечером по разным улочкам в центре города, наткнулась я на нечто примечательное - памятник резному палисаду:
Этот кладбищенского вида памятник стоит у новодельной изгороди(на фотографии он слева):
Сам по себе заборчик не плох:
Но памятник ужасает возникающими ассоциациями:
Радиостанцию эту я не слышала, с деятельностью( а вернее преступной бездеятельностью) администрации познакомилась несколько позже на примере разрушающихся памятников деревянной архитектуры, а значащаяся там газетка уже давно НЕ правда, и давно - не комсомольская. Понятие совести в их умишках заменило словечко "бренд", в чём они с подкупающей непосредственностью анфант-териблей сами и признаЮтся.
Какими были резные палисады в Вологде и были ли они там вообще - вопрос, оставшийся открытым. Какая разница? Факты не имеют значения. Правда - ничто, миф - всё!
Поскольку архитектура всегда остаётся в поле моего зрения, если я свободна от прочих занятий, то конечно очень скоро я вывела для себя, что центр города всё ещё наполнен своеобразными деревянными двухэтажными домами с непременным балконом над крыльцом:
Я сфотографировала некоторое количество таких домиков. Вообще же, путешествуя по разным русским городам я люблю фотографировать такие архитектурные объекты ( или их детали), которые в куцые справочники не входят, но однако ж по-своему интересны и отражают своеобразие места. Люблю снимать наличники:
Это, по-моему, - «глаза города». О наличниках Вологды -
6 репортажей в моём втором журнале по метке "Вологда", первый репортаж -
http://ehidnazevaka.livejournal.com/2007/08/10 .
Снимая уцелевшие
архитектурные детали почти выгоревшего дома я услышала рядом с собой грустный голос: «Памятник из федерального списка» и глубокий вздох. Голос принадлежал случайному прохожему, который, видя, ЧТО именно я фотографирую, «вычислил» во мне родную душу. Я щёлкнула фотоаппаратом, потом взглянула на говорившего. Потом мы вздохнули ещё раз вместе, грустно покачали головой и разбрелись по своим направлениям. Глаза этого человека были полны безысходным ужасом перед гадостями нашего разрушительного времени. Как хорошо знакомо мне это чувство!
Час прошёл. Я села на троллейбус и поехала на вокзал. Уже проехала мимо, но всё равно вышла, вернулась и засняла вот это:
Экзотический диссонанс стеклянных плафонов формы, характерной для дизайна 1950-х годов, и "самопальных" цилиндров из просечного железа, комичен. Но! Сами по себе цилиндрики очень хороши - по верхнему краю все узоры разные:
И мысли возникают разные.
Такие богатства традиционного дизайна остаются невостребованными!!! Вот только "использование" их в таком виде ничего, кроме недоумения не вызывает - оно имеет смысл ТОЛЬКО В СИСТЕМЕ. Проблема не решается присобачиванием каких-то фрагментиков и механических вкраплений там или сям.
Вспоминается при этом и русский стиль рубежа 19-20 веков, и советское арт-деко 1930-1950-х годов. Художественные системы, в которых было всё - мощь общих монументальных архитектурных и градостроительных замыслов и заботы об ансамблевом решении грандиозных задач, когда всё, вплоть до дверной ручки, было продумано до деталей:
(ВДНХ, павильон "Молдавия")
Как не вспоминать об этих вещах, будучи окружённым со всех сторон объединёнными уродствами глобализма.
Однако, прервав мысли о традиции, мощных художественных течениях и враждебном им безумии глобализма, следовало всё-таки дотащиться до вокзала, забрать вещи из камеры хранения и погрузиться в москоский поезд.
Естественно, в этом сообщении не хватает главного - того, ради чего я и ездила - моих фотографий, сделанных в экспозициях музеев. Ну так это
не ко мне .