День рождения сообщества "Наличники России" я отмечаю анонсом ещё одной талдомской серии

Aug 03, 2008 11:44

Ровно год назад я заварила всю эту кашу, с чем себя и поздравляю, поскольку больше никто никого в сообществе не поздравляет. Ощущение - как разговор с самой собой в тёмной комнате.
133 формальных участника (реальных раза в 3-4 меньше!), 1739 реальных наличников. Результат далёкий от желаемого, но работа проведена реальными участниками заметная.
Не получилось в том масштабе, как хотелось, но то, что получилось - ценно! Инициатива всегда наказуема, поэтому ещё одному подтверждению этого безусловного постулата я не удивляюсь.
Позавчера мы были в пятом уже нашем походе по деревням и сёлам Талдомского района. В отличие от предыдущего этот поход удался в такой степени, в какой и помыслить было невозможно. Пройдено ещё 5 деревень, в которых 92 объекта запечатлены на 1135 кадрах. Не все объекты равноценны, есть много совсем простеньких, но количество превокласснейших домов нас потрясло! Впечатлений выше крыши!
У прекрасного дома, о котором пойдёт речь, была сложная жизнь, но в конце концов ему очень повезло с хозяевами, дай бог им здоровья!
Итак, Квашёнки, село Талдомского района Московской области (до революции - Калязинского уезда Тверской губернии). Начнём собственно с наличника:



Форма классическая для одного из двух характернейших для Талдома и его окрестностей канонов.

Фантастические существа, обитающие на этом наличнике, великолепны и несравненны:



Очаровательнейшие и загадочнейшие оборотни:



Сразу же приведу имеющиеся у меня сведения о них. Взяты они из великолепнейшей книги Л.Э.Калмыковой "Народная вышивка Тверской земли"(Ленинград, 1981, "Художник РСФСР"). Цитирую:

"
Помимо обрядовых сцен в некоторых архаических сюжетах воплотились отдельные народные поверья. Большой интерес среди них представляют композиции, связанные с легендами о животных-оборотнях. В этом широко известном многим народам суеверии сохранилось представление о способности колдунов обращать людей в волков(*). Волки-оборотни, по всей вероятности, воспроизводятся на одной из вышивок Весьегонского уезда, о чём свидетельствует и сохранившееся народное название этого узора "оборотни":



По народным представлениям, такие волки обладают характерными внешними признаками: они имеют большую голову, два глаза на лбу и два на затылке, чтобы видеть всё вокруг(*). В вышивках эти животные изображаются обычно по сторонам куста с повёрнутой в сторону крупной головой на короткой шее, раскрытой пастью, торчащими кверху ушами, криволинейно обрисованной спиной, опущенным хвостом и согнутыми ногами. Их простое ритмическое повторение в вышивке Вышневолоцкого уезда свидетельствует об утрате первоначального содержания этого сюжета.
В целом ряде работ, в том числе и золотошвейных, Осташковского уезда, а также губерний Псковской, Новгородской, Санкт-Петербургской "волки-оборотни" встречаются в более сложной композиции, бытующей в различных вариантах. Они отражают, по-видимому, другое поверье. Возможно, в этих вышивках сохранились следы прежнего почитания волка в качестве священного животного, которому, например, ещё в ХХVII столетии, в дни "волчьих праздников", совершались жертвоприношения. Отсюда и появление таких же, как и в рассмотренных ранее вышивках, животных, но только по сторонам, вероятно, высокоствольных жертвенников:



Они отмечены завитками, ромбом, звёздочкой или крестом, имеют фигурную расширяющуюся кверху часть с зубчатыми мотивами. Такое трёхчастное изображение чередуется с деревом-кустом с остроконечными листьями, несколько схожим с жертвенником. Самые различные поверья усложняли образ этого животного и привели к его раздвоению, о чём свидетельствуют эти разные по своим сюжетам вышивки. Возможно, что шитые на полотенцах "оборотни" выполняли роль своеобразного оберега от порчи колдунов, внушавших суеверных страх и особенно опасных на крестьянских свадьбах.
"

Как видим, после получения новой информации, которую мы почерпнули из книги Калмыковой, уже поставленные вопросы не снимаются, и к тому же возникают новые. Это так интересно!

А теперь вернёмся к дому. Великолепный наш поход уже по времени должен был бы закончиться (последние автобусы в сельской местности - это вещь серьёзная), но всё никак не заканчивались старинные дома Квашёнок! Муж, как более практичный путешественник, уже очень меня торопил, снимала я уже более нервно, вынужденная спешка меня угнетала, но оставлять хвосты совершенно не хотелось, тем более такие роскошные хвосты.
Так возник в великолепной череде и этот дом:



Снимать лишённое всякой краски старое потемневшее дерево против солнца - сущее наказание для владельца компактного фотоаппарата, поэтому я сразу обратила внимание, что на боковом фасаде есть окошко со зверьём, сохранившимся получше:



На уличном фасаде "звериные" элементы распределились не более одного на каждом окне:



Окна были раскрыты:



Увидев в одном из окон смуглого молодого человека, красившего рамы, я обратилась к нему с просьбой войти на участок, чтобы сфотографировать наличник бокового фасада. Молодой человек переадресовался куда-то в недра дома и ответил нам, что хозяева сейчас подойдут. Вскоре в соседнем окне показалась хозяйка - женщина чуть постарше меня. Я повторила свою просьбу, мотивировав её тем, что боковое окно лучше сохранилось. Хозяйка ответила: " Да всё разрушилось! Пожалуйста, входите и снимайте всё, что хотите, но всё уже обвалилось!".
Не мешкая я влетела в калитку и стала щёлкать, щёлкать, щёлкать... И, конечно, тут у меня закончилась карточка, я пулей вылетела на улицу, где муж "сторожил" мою сумку, поменяла карточку и пулей же влетела опять на участок, стараясь "урвать" всю информацию, пользуясь добросердечием хозяйки.
Хозяйка уже поджидала меня на скамеечке с какими-то эстампами в руках! В приличных рамочках "под стеклом" в эстампах размером примерно А4 были цветные фотографии этого дома! Вот так! И хозяйка начала свой рассказ: "Мы тут совсем недавно живём. Но вообще-то я в этом доме родилась!"
Оказалось, что лет 18 отроду где-то в 1960-х годах, моя собеседница этот дом продала, как она сама квалифицировала свой поступок - "по глупости". Но, вероятно, это слишком уж самокритично. Потому что потом она стала жалеть об этом. Шли годы. Родилась и выросла дочь хозяйки. Дочка стала художницей, получила соответствующее образование и, как я уже заключаю, прекрасное воспитание. Потому что у дочки появилась мечта - вернуться в этот великолепный дом. Прошло время. Новые хозяева переделали крышу, чудесная светёлка, как это бывает при таких несчастных случаях, была уничтожена, появился примитивный голый треугольный фронтон. И вот в прошлом году умерла женщина, которая жила в этом доме последние годы. Мать с дочерью, поднатужившись, собрали все свои ресурсы и выкупили дом! Теперь перед ними стоят грандиозные задачи, которые несколько подавляют их своими масштабами. С финансами проблемы. "Но дочь хочет всё восстановить, как было!" Такими словами хозяйка закончила свой рассказ. Выразив ей своё глубочайшее уважение я пожелала им успеха в этом многотрудном деле : " И пусть другие берут с Вас пример!".
Вот эстамп в натруженных руках хозяйки:



Ещё два эстампа лежат рядом на скамейке:





Такой поэтичной светёлка была до бездушной переделки:



Такой дом - не просто дом, это целая симфония - симфония наличников, подзоров, фризов, кронштейнов, досок-прибоин с резными накладными элементами:



Рисунок кронштейнов получился нечётко, но всё-таки кое-как читается:



Верхнюю часть наличника мы уже видели, вот - нижняя покрупнее:



Самое дальнее окошко на правой стене имеет другой наличник, такие мне встречались и в Квашёнках, и в самом Талдоме:



На досках-прибоинах - изумительные резные накладные элементы. Верхняя и нижняя части досок-прибоин правой стены:




Ближнее к улице окошко левого фасада. И оборотни, и и дракоша повалились и висят только на честном слове:



На левой стене подальше есть ещё два окошка:



Вернёмся к углу:



Интересное воплощение солнца на угловом элементе фриза над доской-прибоиной:



Доска-прибоина (верх и низ соответственно):




Обзор дома закончен. Я от всей души желаю успеха новым старым хозяйкам этого поэтичнейшего дома!

сюжет "оборотни", архаические сюжеты, поворотни

Previous post Next post
Up