Красивейшие марийские леса за окном автобуса закончились и показались особенно жалкие по контрасту с ними стандартные пятиэтажки Йошкар-Олы (дореволюционный Царёво-Кокшайск). Озираясь по сторонам дороги муж мой как-то заёрзал на своём месте, и вдруг ни с того ни с сего спросил весьма кротко: «А когда мы отсюда уезжаем?». Вообще-то это у нас не принято - я терплю хобби своего мужа целый год, а ему положено терпеть в путешествии, даже таком длинном как это - целых 6 дней! Я удивилась такому нетерпению и ответила : «Погоди, мы ещё сюда не приехали, а ты уже уезжать собрался». Но было видно, что он хоть и приготовился терпеть, но своё отношение к городу уже сформировал. Действительно, по сравнению с ухоженной и живописно расположенной столицей соседней Чувашии, город сильно проигрывал. Но меня это не занимало - наша цель была не в городских красотах. Как было выяснено ещё в Москве один из главных музеев Йошкар-Олы - Краеведческий( или как теперь называют музеи историко-краеведческого профиля в субъектахъ федерации, именуемых республиками, - «Национальный») был закрыт на ремонт, но этнографическая часть тем не менее функционировала, так как была выделена в отдельный музей, располагавшийся на бульваре Чавайна. Туда мы и отправились с вокзала, купив наконец плацкарту на Москву на вечер, что примирило мужа с дальнейшим. Не обошлось без некоторых проблем, успешно разрешённых посредством доплаты за «обслуживание» в сервис-центре, где мы как бы забронировали себе билеты и в тот же момент их выкупили. Эти фокусы особенно распространены, как я заметила, в тех городах и весях, где проблемы «делания» решаются путём обдирания всех липок, какие можно ободрать - мы проходили это во Пскове. Не знаю, случайно это или нет, но именно Йошкар-Ола и Псков сильно контрастировали со своими чистенькими и красивыми соседями (Великим Новгородом и Чебоксарами соответственно).
Прибыв на бульвар Чавайна мы прошли его весь ( правда он невелик), но по известному адресу искомого музея на нём не обнаружили. Настроение заколебалось. Мы стали методично останавливать за фалды всех проходящих мимо людей ( их было не так уж и много). Никто не мог ничего поведать утешительного, при этом на нас так смотрели, что мы и впрямь уверовали в то, что мы - новые ворота. Без особой надежды остановили трёх молоденьких особ в чём-то очень коротком, радостно и беззаботно пролетавших в направлении парка. При прослушивании нашего вопроса, они выказали стандартную реакцию, но вдруг одна из них задумалась, а потом воскликнула: «А-а-а!», и сразу стала энергично рубить воздух своей изящной ладошкой, объясняя нам траекторию движения к нашей цели. Оказалось, что нам надо искать в ближайших дворах « такой ма-а-а-ленький красивый домик ». Вздохнув с облегчением, мы отправились согласно полученным инструкциям, и через 5 минут взошли на милое крылечко «ма-а-аленького красивого домика». Нас встретили две радушные хозяйки - совсем молодая девушка-экскурсовод и вторая женщина цветущего зрелого возраста, не знаю какова была формально её должность, но было очевидно, что именно такие люди и именно своей любовью к шедеврам, которые они берегут, и желанием поведать людям об этой необыкновенной красоте превращают простое посещение музея в эксклюзивное мероприятие. Люблю таких людей!
Музей был совсем невелик, но классичен и хорош . Экспонировалось кажется штук 5 комплексов народного костюма - 3 марийских, мордовский и русский. Русский был мил и весьма скромен, мордовский был хорош, но бледнел по сравнению с особо выдающимися саранскими образцами, зато все три марийских были очень хороши. Марийская вышивка представляет собой удивительнейший феномен в мировой культуре ( впрочем как и чувашская, и мордовская). Конечно только по трём рубашечкам ( и , конечно, головным уборам) из «ма-а-аленького красивого домика» представить себе это восьмое чудо света во всём его величии вряд ли возможно. Но если ещё при этом подержать в руках и полистать великолепнейшую книгу Хайкеля с пунктуально прочерченными изображениями-схемами черемисских (марийских) вышивок (указан КАЖДЫЙ стежок!), то вырисовывается величественная картина. Достойный гимн марийской вышивке я сложить не в состоянии, слог мой для этого слишком слаб! Но, поскольку моё угро-финское путешествие подходило к концу, то общая картина увиденного в нём уже начинала складываться. Я прошу прощения возможно за некоторую вольность в определении чувашской вышивки как угро-финской, но не вдаваясь в дебри этногенеза осмелюсь утверждать, что чувашская вышивка принадлежит именно к этой группе вышивок по всему своему строю и техникам. И сравнивая мощное древо мордовской, чувашской и марийской народной вышивки с украинской народной вышивкой, я бы представила первую потрясающей эпической многоголосой ораторией, а вторую - венком необыкновенно мелодичных захватывающих душу лирических песен. Если бы надо было найти сравнения в музыкальном мире. И если бы каждое сравнение не хромало.
Увиденное нами уже оправдывало тот крюк, который мы сделали из-за Йошкар-Олы. Мы вдоволь( по меркам 2003-го года) поснимали чудесные вышивки, и, распрощавшись с прекрасными хозяйками, отправились взглянуть на Художественный музей. Старые образцы марийской вышивки в нём не экспонировались. Было представлено небольшое количество вышивок современных мастериц в традиционном духе, они были очень хороши, но не были целью моего вояжа, поэтому, пробежав по-деловому через музей, мы вознамерились посетить ещё один музей (кажется музей города Йошкар-Олы) в неясной надежде - а вдруг там что-нибудь сбоку-припёку увидим? Как это часто бывает при наших скоростных маршах-бросках по залам, не входящим в орбиту наших непосредственных целей, одна из смотрительниц что-то кажется сказала по этому поводу типа: « А что так быстро?» или может быть что-то в этом роде. Остановившись, мы отвечали, что искали народную марийскую вышивку, но не нашли и теперь бежим дальше. И тут-то эта женщина сказала нечто совершенно непредставимое и ужасающее в крайней степени, а именно следующее ( запомнила точно): «Да плевать на неё, на марийскую вышивку! Вон пойдите посмотрите на выставку такого-то вон в том зале!». Выглядела она вполне обычно и респектабельно, на лице её никаких аномалий заметно не было, а всё это она произнесла без малейших следов отрицательных эмоций на лице как бы утешая нас в нашей неудаче! Тем оглушительней для меня был эффект и необъяснимей загадка этой личности. Да, многое есть на свете, что и не снилось нашему воображению, как уж было сказано давно тому назад кое-кем своему другу Горацио! Резко шарахнувшись от этой особы в сторону, мы тем быстрей покинули стены республиканского музея, и направились к музею города Йошкар-Олы, который оказался однако ж закрыт по причине выходного дня, что было странновато в воскресенье, ну да тут уж ничего не поделаешь. Решили немножко прогуляться по городу, но начал накрапывать дождь, быстро превратившийся в ливень. Улицы поплыли, вода прибывала, и от безвыходности мы решили ещё раз пойти в «ма-а-аленький красивый домик» в недрах будьвара Чавайна, благо было недалеко. Не успев как следует промочить лапки, мы пробрались по кочкам к милому крылечку, где опять были встречены так же радушно и тепло. Время до поезда мы провели в приятных и полезных беседах, в любовании уже описанными выше марийскими народными костюмами и в разглядывании оных. Отщёлкав их ещё раз для верности и израсходовав таким образом оставшиеся сэкономленными( увы!) в поездке фотокадры, с чувством на совесть выполненного напряжённого плана мы отбыли восвояси в пресветлый некогда град Москву.
В качестве иллюстраций к путевым заметкам я приведу 3 фотографии:
--- 1 ---
Это окошки церкви, выстроенной если и не в 17 веке, то по канонам 17 века(в провинции все перемены всегда запаздывали, поэтому это с такой же вероятностью, как 17 век, мог быть век 18-й)
--- 2 ---
Это изящная новодельная решётка у другой церкви:
--- 3 ---
А это чудненький образец скромнейшего провинциального деревянного модерна: