Помнится, в поисках фундаментального народного искусства Западной Европы куда только не совались... Но с публикацией традиции в Западной Европе ничуть не лучше, чем у нас - мрак кромешный... Однако ж не может же быть такого, чтоб ничего совсем...
Ползания по тамошним реконструкторским сайтам приводят к убеждению, что исторической вышивки осталось ну совсем мало и вся она в каких-то маленьких обрывках и фрагментах...
Вывод первый, который надо сделать после того, как эти обрывки в каком-то приближении пересмотришь:
Там можно найти многие наши фундаментальные изобразительные мотивы и орнаменты, которыми ломится наше народное искусство ( и не только наше)
VAM
VAM
Вывод второй: то, что у нас было народным искусством, широко распространённым в крестьянской среде, там было искусством элитарным - церковным ли, светским ли. У нас подзор висел в крестьянской избе за 800 км от крупных городов за лесами и болотами, а там - это был "altar cloth", то есть находился такой подзор в церкви и не где-нибудь сбоку-припёку, а аж прям на алтаре! И в массы это искусство почему-то не пошло. А у нас оно как раз сохранялось и репродуцировалось в крестьянских массах, а знать наша знать этого не знала и знать не желала - её волновало только последнее слово изменчивой западной моды.
По поводу обрывков и обрезков как-нибудь потом, а сейчас хочу вот куда повернуть.
Есть такой жанр в традиционном текстиле Западной Европы, который...
Короче, речь о сэмплерах. Ну да, ну да, кто ж о них не знает, вестернизированные деушки в первую очередь неровно дышат.
Сэмплеры милы, забавны. Копаться в них сначала приятно, и потом приятно, потом тоже приятно, а потом вдруг резко - ох, дурно мне, где тут к выходу??? Дамское счастье, при-и-иторное такое...
Но кроме этой непритязательной поверхностной бытовой милоты, которой нельзя много есть, так же, как и сладкого мороженого, сэмплеры заключают в себе некую серьёзную загадку...
Сразу - вопрос первый, бытовой, непосредственный... Вот дамы половины европейского континента в течение нескольких столетий всё вышивали какие-то фрагментарные "образцы", как будто тренировались к какой-то большой работе. Но больших работ, к которым готовились тыщи дам, мы так и не увидели. Зато в европейских музеях и частных собраниях скопилась чёртова уйма этих кусочковых образцов. Космический корабль так и не взлетел. А подготовленные винтики разбирать очень интересно.
Винтики же попадаются такие, что мысли приходят совсем другие. Конечно, более ранние сэмплеры дают богатую пищу, позже, понятно, шло вырождение очевидное.
Кучами и кучками рассыпаны по этим сэмплерам многие наши излюбленные мотивы в известной нам иконографии. Кажется, уж все вариации древа жизни там есть, присутствует и такая классика, как, к примеру, S-образный знак и мотив, который я от терминологической безысходности назвала в своей книге "под сводом". И порой создаётся впечатление, что не к полёту готовили корабль, а, сидя на пепелище, разбирали детали взорвавшегося предыдущего корабля... Все эти мотивы рядами и без разбору методично вышивались подряд, отдельно собирали бордюры - и бордюры все эти мы хорошо знаем. Что по итальянской вышивке, что по нашей... Всё это классика.
И чего только в этих кучах не нароешь...
Я просто обомлела, когда увидела на очередном сэмплере вот такой персонаж, изображённый довольно детализированно:
Дуня-тонкопряха прядёт, сидя на кресле с высокой спинкой. Прялка на высокой резной ножке, стоит отдельно, основание расширено для устойчивости (ну не знали они, что для устойчивости прялки надо на донце сидеть, впрочем, что такое донце, просвещённая Европа, в таком случае, тоже не знала...), а веретено-то - с пряслицем! Ну с ума сойти, какие подробности. Правда, форма дуниной головы немного напрягает, ну это уж мелочи...
Вот и весь сэмплер целиком, чего тут только нет!
Древа жизни, птицы, S-образные знаки - в разных вариантах. Древа, часовенки и древа-часовенки. Дамы всякие - и со "свечками " в руках, и руки в боки. Трёхчастные композиции, крестообразные композиции, восьмирогая звезда, кайкалак... И всюду рассыпаны всевозможные знаки - кресты и прочая...
Откуда это всё просыпалось в сэмплеры? Почему в сэмплеры?
P.S. 2014-02-21. Там и на двух других подобных сэмплерах из того же блога (
http://ex.typepad.com/ex_antiek_textiel/2011/08/a-group-of-17th-century-dutch-samplers-.html) тоже пряха есть:
Оба сэмплера очень похожи на тот первый, и тоже очень богаты архаическими мотивами. Древо жизни во многих вариантах на треугольном основании, это религиозный символ:
P.S. 2014-02-22. Спасибо
luboznajka за ссылку на голландский музей!
http://friesemerklappen.nl/alle-merklappen В уже работающую датскую прядильную артель поступила теперь и голландская дуня-тонкопряха. Видно голландскую дуню лучше, но сама эта дуня изображена весьма эскизно - нет ни нити, ни веретена, не говоря уж о пряслице :(((
Дуня скромно занимает чуть-чуть места в левом нижнем углу вот этого сэмплера (
http://friesemerklappen.nl/cms/domainfiles/1/merklappen/117/thumb_medium_555.jpg):
Наверное, там ещё есть тонкопряхи в Голландском уезде Западно-Европейской губернии. Кто найдёт - присылайте в комментариях к этому сообщению. Пущай они в артели прядут, чтоб не скучно им было.