******************
Спасибо людям хорошим, собрались у меня три книжечки об орловском списе. Все изданы в глубоко законспирированном городе Орле.
Первая - в 2005-м году:
На титульном листе указаны авторы:
И.И.Борисова, Н.Я.Рассохина.
Хотела было подробно и по тексту пообсуждать содержание предваряющей каталог статьи, да что-то закручинилась и расхотела. Очень кратко продолжаю.
Язык статьи весьма специфический. До такой степени специфический, что с неизбежностью приходишь к выводу, что и ход мысли порой весьма специфический. Чтобы не быть голословной, пример:
"Антропоморфное изображение в значимости "древа жизни" можно отследить в различных композициях".
Дмитриевский собор во Владимире там стал Дмитровским. Ну это уж мелочь.
Затрагивается очень интересный вопрос о родственных канонах (естественно, термин "канон" не употребляется):
"Что касается списового шитья, то родственные ему технические и стилистические приёмы встречаются локально по отдельным регионам России, Украины. Например, в образцах русского Севера (Кавргопольский уезд Олонецкой губернии) стал характерным крупнолопастный рисунок с жёстким угловатым контуром..."
Любовь "отечественной" науки к слову "локальный" иррациональна и всевластна. Употребляется оно к месту и по большей части не к месту. Но зато как "научно" выглядит текст! Ничего себе "локально"! Взгляните на карте на этот "локус" - Пудожский р-н, да прилегающие территории Заонежья, да Онежский р-н, да Каргопольский, да ещё кое-что - хорошенький такой локус получается - не всякое государство имеет такие размеры!
Однако ж, оставив эту мелкую деталь, увы, видим, что вышивка Пудожья авторам известна не была - полагаю, увидев её, авторы поставили бы в скобочках первым пунктом именно Пудож и лишь потом - Каргополь. Местечковость нашей несчастной "науки" - это данность, которая оставлена нам в наследство советской "наукой". Поддерживается то же жалкое состояние современным "научным" истэблишментом. Каждый кулик сидит на своём болоте и питается сухариками, оставленными советской "наукой". Попробуй только сдвинься - другие кулики сразу же защитят свои болота от вторжения чужаков.
Орловский спис и его продственники по мнению авторов произошли от подражания золотному шитью - дескать, от бедности... Это, конечно, ой...
Орфография стонет и плачет:
стр.8:
"В оканте выделен также фрагмент наподобие животного с двумя ногами..."
стр.8:
"Один боковой рог изогнут окантом..."
Много там ещё всякого более чем спорного понаписано.
Читать можно, но О-О-ОЧЕНЬ осторожно...
Главное - картинки (
http://tradtextil.livejournal.com/133499.html ).
Вторая книжечка:
Текст продолжает традицию предыдущей публикации. Язык специфический, орфография ещё более специфическая.
Читать можно, О-О-ОЧЕНЬ осторожно, периодически сильно изумляясь всяким окантам, бранному ткачеству и чупчикам (Рис.6. Куколки, девочка с косой, мальчик с чупчиком).
Несколько мелких картинок собраны в конце книжицы на цветной вкладке. Убого.
Третья книжка вышла в этом году. Очень таинственно и законспирированно. Достать удалось только у одних через других. Краткое вступительное слово и много картинок - есть что порассматривать, хотя альбомчик совсем тоненький, в мягкой обложечке:
Выпустило альбом
Бюджетное учреждение культуры Орловской области "Орловский областной центр народного творчества".
Туда и обращайтесь. Спросите руководство, почему оно предпочитает жить на своём местечковом болоте да ещё в каменном веке - почему бы не сообщить культурному миру в интернете о такой нетривиальной публикации, вышедшей из его стен?
Вероятно, чтобы враг не догадался...