поэт русской провинции постиндустриальной эпохи

May 19, 2014 11:55


В возрасте 38 лет скончался Алексей Колчев - поэт, место которого в отечественной словесности постепенно стало проясняться лишь в последние два-три года. И, как часто бывает, уникальность этого места понятна только сейчас - когда мы поневоле вынуждены иметь дело с законченным корпусом сочинений, без возможности что-то прибавить к ним в будущем. Стихи Колчева прочерчивают в поэзии первой половины 2010-х особую линию, связывающую воедино отдаленные, на первый взгляд, области: art brut - с интеллектуально изощренной поэзией, острую социальную критику - с герметичной аналитикой бытия.
В этом нетривиальном совмещении просматривался единый план, выполняемый с редкой последовательностью: в основании этого плана, по-видимому, лежало представление о том, что мир русской провинции (в частности, родной поэту Рязани) - это кривое зеркало, в котором в искаженном виде отражаются все вещи мира. Бытие, по Колчеву, разлито не только в Шварцвальдском лесу, как учил философ, но и среди обрывающихся в непроходимые пустыри и стремительно ветшающих панельных домов.
Колчев говорил о себе как о поэте русской провинции, и хотя в этих словах была известная доля иронии, они удивительно точно определяли специфику его метода, полемичного по отношению к ключевым фигурам российской поэзии последних десятилетий. В стихах Колчева образ говорящего особым образом расслаивается и двоится: он внимателен к окружающему литературному контексту, но, в то же время, не устает поверять этот контекст повседневной жизнью спальных районов; он повествует о неустранимом ужасе российской действительности, но каждое его слово свидетельствует о призрачности и фантазматичности этого ужаса. Наконец, он говорит на языке русской провинции, но сам этот язык парадоксальным образом вырастает непосредственно из языка новейшей поэзии.
Только аналитический ум, беспощадный к познаваемым объектам, мог строить на таком фундаменте. Не исключено, что эта своеобразная беспощадность и связанная с ней «отстраненность» оптики была следствием открытости контекстам других искусств - в частности, контексту экспериментальной электронной музыки, возможно, не менее значимой для Алексея Колчева, чем поэзия. Благодаря всему этому мы имеем дело с текстами, позволяющими посмотреть на поэзию последних десятилетий как на последовательность «просчетов» и «осечек», которые, однако, содержат в себе обещание нового, еще не существующего поэтического языка.

Кирилл Корчагин, редактор отдела поэзии [Транслит]

Подборка стихотворений Алексея Колчева в #12 [Транслит] : Очарование клише

Выступление Алексея Колчева на Фестивале Поэзии на Острове / эпизод четвертый



Колчев, Корчагин, #12

Previous post Next post
Up