Oct 22, 2012 11:20
Знаете, что самое тяжелое в детском доме? Нет, не то, что живешь одинокий, никому не нужный и без папы с мамой. То есть это, конечно, тоже очень плохо, но не оно приводит детей в то состояние, о котором потом обтекаемо говорят "значительные трудности в социализации", имея в виду просто полуживотное состояние, когда тебе все равно, где ты, что ты и что вокруг тебя. Убивает там скука. Злая, тоскливая и всеобъемлющая.
Фраза, которую я чаще всего слышу от ребят: "делать нефиг". Распорядок дня крутится вокруг столовой, от завтрака до обеда и до ужина, после которого главное событие дня: прогулка, и отбой. В "Пока все дома" услышала, как мальчик на вопрос, чем он занимается в детском доме, начал рассказывать: "Первое кормление, потом второе кормление, третье..."
Малыши и новенькие еще пытаются хоть чем-то занять себя. Они на ура принимают любое предложенное занятие, лишь бы только ХОТЬ ЧТО-ТО делать. Но все, что им могут предложить педагоги, это бесконечные "конкурсы песни имени пляски", бессмысленные и безрезультативные, весь интерес которых для детей сводится в конце-концов к ценности призов, впрочем, тоже не особо значимой, потому что любая вещь не проживет и недели.
Дети честно пытаются занять себя сами, но любая деятельность ограничена "режимными моментами" и личными пристрастиями взрослых. Невозможно сесть и читать книжку, или рисовать, или носиться с футбольным мячом столько, сколько тебе сейчас хочется. А огромное количество интересных занятий пройдет мимо только потому, что твоему воспитателю они кажутся "дурацкими". Поэтому один из самых бессмысленных вопросов, который можно задать воспитаннику детского дома: "Что ты любишь делать?". Он любит то, что ему показала Марья Петровна, все остальное или нельзя, или непонятно.
Остается заполнять свои дни НИЧЕМ. Тупо до одури смотреть телевизор, а если напряжение распирает изнутри так же тупо с ором носиться по коридорам и улице. Взросляки - апофеоз ничегонеделания. Они либо часами тусуются у стратегически важных объектов: холл и столовая, либо лежат на полу в групповой, уставившись в телевизор. Почему-то всегда на полу, хотя в этой же комнате есть диван. Я объехала с десяток учреждений, везде это выглядит одинаково: пустой диван и рядок-другой детей на полу перед телевизором.
Более-менее активные большую часть времени в движухе. Их жизнь проходит в основном уже вне стен детского дома. Они кого-то "отрабатывают", тут же тратят отработанное на "красивую жизнь". Детдом для этих старших - транзитная остановка в погоне за удовольствиями жизни. Они приходят туда на время, отсидеться, когда на воле припечет, или их приводит милиция. Но и эта активная часть сообщества, оказавшись в интернатской атмосфере, тут же погружается в ту же нирвану безделья.
Новым детям, особенно подросткам, эта жизнь рвет шаблоны и приводит к срывам. Помню, как 13-летний Ванька, вернувшись из своего полуторагодовалого забега в первое время выходил в коридор по вечерам и молча смотрел. Объяснял это: "изучаю этот... дурдом". Но детдом быстро обкатывает, через полгода-год эти ребята становятся неотличимы от остальных.
Вырваться из этого безумия можно только в побег. Иногда, очень редко, детскому дому может повезти и туда придет человек, по настоящему любящий дело, которым он занимается. Такому удасться вытащить на поверхность болота несколько человек и у них появится шанс научится хоть чего-то хотеть в этой жизни. Остальные понесут ту же убивающую скуку через всю жизнь.
Про работу,
Про детей,
Просто так