Feb 04, 2010 16:04
В последние несколько дней в журналах моих друзей возникло несколько крайне интересных для меня обсуждений о детских домах, об отношении общества к этим учреждениям и их выпускникам. Эти обсуждения навели меня вот на какую мысль. Окружающие действительно часто предвзято относятся к "этим детям", выросшим в "этих учреждениях". И действительно, хотелось бы как-то это отношение изменить. Поэтому, выполняя обещание, данное мной замечательной Татьяне Губиной, попробую описать несколько случаев достаточно успешной, на мой взгляд, социализации выпускников, с которыми мне приходилось и приходится сейчас работать. Т.к. постинтернатным сопровождением я занимаюсь не очень давно, истории большинства моих героев еще не закончены, я не знаю, как сложится их жизнь впоследствии.
Все имена моих героев вымышленные, т.к. я старалась максимально сохранить их анонимность. И еще, успешность некоторых из них может показаться сомнительной, но я оцениваю ее в сравнении с тем, откуда ребенок начал свой самостоятельный жизненный путь, с каким потенциалом он вышел из детского дома.
Сразу прошу прощения за длинный текст, я в ЖЖ недавно и еще не умею его убирать.
Роман, 23 года. Выпускник обычного детского дома. Детский дом на 90 человек, находился в маленьком районном городке. Отказник, в интернатных учреждениях воспитывался с рождения. После окончания 11 классов отправился по месту рождения, в столицу республики. Закончил республиканский госуниверситет, факультет философии и социологии, по специальности "социальная работа". Поступал туда осознанно, после окончания планировал вернуться работать в детский дом, в котором вырос. Во время обучения специализировался на вопросах защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей. Институт закончил с красным дипломом, поступил в аспирантуру того же ВУЗа. Детский дом к тому времени был перепрофилирован в Центр семейного устройства, поэтому Роман остался работать на кафедре. Получил квартиру. В данный момент работает, учится, периодически консультирует выпускников дд по вопросам их прав. Детский дом вспоминает с благодарностью, как учреждение, в котором получил старт в жизни, периодически приезжает туда в гости. Из проблем, с которыми сталкивался после выпуска, сам называет отстутствие знаний законодательства и порядка обращения в госструктуры для защиты своих прав.
Ильяс, 23 года. Начало жизни практически то же, что и в первой истории. О родителях сведений не имеет, искать их не планирует. Закончил с красным дипломом госакадемию экономики и сервиса, поступил на второе высшее в самый престижный в республике Нефтяной университет. Стал первым студентом-выпускником дд в этом учебном заведении за последние 10 лет. Первую сессию закончил на пять. В дальнейшем планирует поступление в аспирантуру. В первом учебном заведении ему помогала декан факультета, в данный момент рассчитывает только на себя.
Андрей, 21 год. Где родители в настоящий момент, неизвестно. Точный возраст попадания в детский дом мне не известен, приблизительно знаю, что это начальная школа. Есть младшая сестра. Воспитывался в сельском детском доме. Детский дом один из самых больших в республике (на 100 человек), очень хорошо обеспечен материально. Основные методы воспитания в детском доме труд (есть собственное хозяйство, довольно большое) и спорт. КМС по биатлону. После выпуска вернулся по месту основной прописки. Поступил в автотранспортный техникум. По профессии работать не собирался, просто все выпускники этого детдома поступают туда. Сейчас там же учится его младшая сестра. После окончания пошел работать в детскую спортшколу тренером, учится заочно на физкультурном факультете пединститута. В школе тренирует воспитанников городского социально-реабилитационного центра для безнадзорных. Вместе с сестрой получил квартиру. Говорит, что трудностей после выпуска не испытывал. Детский дом вспоминает очень хорошо, говорит, что именно то, что там разглядели его стремление к спорту, определило всю его дальнейшую жизнь. Оказывает помощь нам, в организации различных спортивных мероприятий.
Степан, 25 лет. Отца нет, мать была ЛРП, впоследствии умерла. Воспитывался в крупном столичном детском доме. В детском доме был приблизительно с 9-10 лет. После окончания 9 класса очень хотел поступить в медучилище, но вместе с остальными выпускниками был направлен в ПТУ учиться на сварщика. На 2 курсе со своими друзьями по детскому дому попал в очень сложную историю, они были обвинены в совершении тяжкого преступления. Очень долго шло следствие, все это время ребята находились в СИЗО. В связи с этим ПТУ закончил со справкой, не имея разряда. Пока Степан находился в детском доме частный дом, где он был прописан, развалился. После выпуска из училища остался без жилья и средств к существованию. На жизнь зарабатывал разнорабочим, брался за любые дела. Жил у друзей, таких же выпускников. С детским домом отношения поддерживал, но помощи почти не получал. В 23 года сам, не пользуясь своим статусом сироты, поступил в строительный техникум. Городской центр социально-психологического сопровождения помог ему встать на очередь на жилье. Т.к. по возрасту гособеспечения в учебном заведении Степан не получал, то кроме учебы, он работает ненормированный рабочий день. В будущем уверен, что сможет найти хорошую работу по специальности, хочет создать семью.
Михаил, 22 года. Родители ЛРП, в детский дом попал в раннем детстве, точный возраст мне не известен. В настоящий момент родители уже умерли. Воспитывался в маленьком сельском детском доме. Детский дом очень небогатый, но там достаточно комфортная психологическая обстановка. Детский дом очень часто навещает, поддерживает тесный контакт с педагогами. Очень тепло отзывается о директоре. После окончания 9 класса поступил в ПТУ, но на первом курсе учебу бросил, уехал в район. Через год вернулся, работал грузчиком, жил у друзей. Начал пить. В 19 лет попал в поле зрения нашей организации. Мы помогли Мише получить водительское удостоверение, оформить документы (у него не было прописки, приписного, военного). Он отслужил в армии, после возвращения смог встать на очередь на жилье. Сейчас работает водителем машины ДПС в РУВД.
Про работу