Позаимствовал у Павловского ))
Ксения Мяло
Изгнанная нация
Русские как иноземцы
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
1
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
В жизни государств, образовавшихся на территории бывшей Российской империи - СССР, и даже в сложившемся вокруг них "протоколе" (в дипломатическом языке, в приемах) резко заявляет о себе особенность, которую вряд ли не замечает любой внимательный и честный наблюдатель и которая, тем не менее, становится предметом все более упорного умолчания. Умолчания столь красноречивого, что оно уже само по себе оглашает то, что хотели бы оставить незамеченным, - как в апофатическом богословии повторяющееся отрицание все более явственно обозначает грандиозность обозначаемого через "не то" и "не это"... Она, эта особенность, такова: практически все республики бывшего СССР - а ныне уже и бывшие автономии внутри РСФСР-РФ - определяют себя и определяются внешними партнерами как национальные государства титульной (т.е. той, чье имя вынесено в название) народности.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Такое определение происходит независимо ни от исторической легитимности самой этой государственности (за немногими исключениями корни ее не уходят глубже советского периода, а, стало быть, все юридические акты производны от идеологем и властных структур ВКП(б) - КПСС), ни от доли самой этой народности в общем составе населения новообразованных государств. Один их самых выразительных примеров - Казахстан, при 39% казахов объявленный, по Конституции, государством самоопределившейся казахской нации. Еще выразительнее процессы, развивающиеся в РФ, где, по данным 1979 года, доля русских превосходила долю "титульной нации" в 9 из 16 республик и во всех 5 АО и где, однако, совершенно очевидна тенденция к монопольному овладению властью автохтонными этнополитическими элитами.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Напротив, Россия как таковая (и, по сути дела, она одна) определяется не просто как многонациональная страна, но как такая многонациональная страна, где практически недопустимым считается едва ли не простое упоминание о народе, составляющем более 80% населения, создавшем ее и давшем ей свое имя. Наиболее красноречиво это иллюстрирует ситуация вокруг Чечни. Чечня, однако, лишь лидер процесса, формирующий модель, черты которой внятно прорисовываются и в ряде других внутрироссийских государств, в частности, в Адыгее и Якутии, где уже возникают русские общины, подобные общинам русского зарубежья, т.е. русские переходят в состояние диаспоры.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Замечательным выражением этого юридического каламбура можно считать выступление Г.Бурбулиса. Не без некой угрозы в адрес подразумеваемых и легко расшифровываемых оппонентов президент фонда "Стратегия" заявил: "Мы не позволим" эксплуатировать тот факт, что русские, составляющие около 85% населения, "сегодня" (замечательно это "сегодня") не имеют "выраженной государственности". Но государство, в котором абсолютное большинство населения не имеет государственности, можно считать построенным на ложных основаниях.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Иными словами, не только унаследованная нынешним руководством РФ, но и карикатурно усиленная тенденция к приоритету идеологии над правом привела к тому, что естественный факт многонациональности России стал основанием для разгосударствления, разрушения идентичности и правовой дискриминации ее государствообразующего этноса.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Менее всего я склонна "устрашить" этой картиной Запад, как то предполагает г. Павловский: отношение Запада к России давно сложилось и представляет собою время от времени поновляемый, но по сути неизменный и очень древний миф, в котором "цивилизация" (Запад) борется с "варварством" (Востоком - Россией). (Генезис и история этого мифа подробно рассмотрены мною в статье "Хождение к варварам, или вечное путешествие маркиза де Кюстина" - "Россия ХХI", 1994, N 3-4). В неспособности выйти за пределы этого мифа - болезненная ограниченность самой западной цивилизации. Вот почему смешны любые попытки России Западу понравиться (за это он ее презирает, и поделом), разжалобить (опыт одного лишь ХХ века достаточно убедил нас, что русская кровь и русские жертвы интересуют Запад лишь тогда, когда могут принести ему политические дивиденды). А что до "устрашить..." Из вышесказанного следует, что Запад был бы счастлив, если бы Россия могла исчезнуть, не сотрясая мир; и он интенсивно работает над поиском методов подобной эвтаназии. В его глазах Россия давно приговорена как не имеющая права быть; но, разумеется, имманентный западной цивилизационной парадигме прагматизм на десятилетия и даже на века позволял ему считаться с фактом существования России и наличия у нее собственных интересов - когда она бывала достаточно сильна, чтобы эти интересы заявлять и отстаивать. Вот и все о Западе, фундаментальные позиции которого в отношении России столь же просты, сколь и жестоковыйны.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Нет, я не обращаюсь к Западу. Но еще питаю иллюзии, что нас, живущих здесь, наши жизнь и смерть могут интересовать несколько больше... и под другим углом зрения.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
2
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
История неопровержимо свидетельствует, что с ослаблением основного государственного этноса неизбежно рушится и само государство, а затем происходит ассимиляция или исчезновение самого народа. А потому сочетание лозунгов "возрождения России" с прогрессирующим разгосударствлением русских и даже вытеснением самого понятия "русские", смехотворно заменяемого словом "россияне" (как еcли бы и здесь корневым не был "росс", т.е. все тот же "русский"), можно считать проявлением либо гомерического невежества, либо следствием вполне сознательно выбранной стратегии, где штамп "возрождение России" лишь камуфлирует истинные цели.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Несомненно, все граждане России, независимо от национальности, являются россиянами; но именно в этом (а не этническом смысле) не столь давно их всех называли русскими - в чем смысл замены? При этом, однако, народ РФ определяется как многонациональный; никаких запретов не существует на употребление этнонимов "татары", "чуваши", "башкиры" и т.д. - и даже существуют обозначенные ими субъекты Федерации, чем дальше, тем больше утверждающие себя именно как национальные государства в государстве. В этом контексте запрет, пока еще неформальный, этнонима "русские" с правовой точки зрения, разумеется, являет собою акт дискриминации. Если же добавить, что, будучи отнятым от заслуживающих признания явлений (литературы, искусства, неких исторических достижений), определение "русский" -"ое", "ие" и т.д. самым щедрым образом прилагается ко всем качествам и явлениям отрицательного ряда ("русское хамство", "русское пьянство" и, уж само собой, "русское рабство", не говоря об имманентном "русском империализме"), то смысл этих игр с "русскими" и "россиянами" оказывается более чем прозрачным.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Своеобразно выглядят и все более входящие в употребление (в рамках обсуждения вопроса: "А есть ли русские вообще?") антропологические изыскания, наиболее популярные как раз на страницах либеральной печати. Начинается исследование обычно с оригинального, как и тезис о лошадях и овсе, утверждения о неприоритетности крови для национального самоопределения, продолжается, однако, углубленными копаниями в генеалогии наиболее выдающихся русских, в итоге чего с торжеством демонстрируются следы арабской, немецкой, татарской и т.д. крови - так, стало быть, и кровь имеет значение? Иначе каков смысл этих генеалогических расследований? Впрочем, вопрос риторический, так как именно цель ясна: "научно" доказать, что русских нет - "все со всеми перемешались".
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Эвристическая ценность этого трюизма на свой лад неисчерпаема, конечно, ибо практически любая нация есть полиэтнос, и с равными основаниями можно утверждать, что нет французов, немцев, испанцев... но тогда и татар, мордвы, якутов, а стало быть, окончательно лишены внятного обоснования государственные образования внутри РФ. Но, разумеется, так далеко никто не заходит, ибо и сам не вполне прилично пахнущий тезис о "смешении" нужен исключительно для того, чтобы:
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
- прокламировать несуществование русских, по сути, сдвинуть их в небытие как этнос-фантом, не имеющий ни прошлого, ни настоящего, ни, разумеется, будущего;
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
- как следствие, разорвать историческую связь между русскими и Россией; на страницах "Независимой газеты" уже звучало предложение международным организациям изменить написание самого имени "Россия" таким образом, чтобы в нем не звучал корень "Русь" - например, не "Russia", а "Rossija";
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
- эту политическую "экспроприацию" русских, т.е. отнятие у них даже на лингвистическом уровне их исторической государственности, сопроводить культурной, настойчиво заменяя везде слово "русский" на "российский" в вышеуказанном смысле их нетождественности; все настойчивее - в том числе и в СМИ - говорится не о "русской", а о "российской" литературе (и даже "русскоязычной"!), мотивируя это все тем же легендарным шотландским предком Лермонтова (правда, теперь явилась конкуренция в виде чуваша-шумера Лармантея) или матерью-турчанкой Жуковского. Кое-где на уровне детского сада уже зафиксирован чудовищный оборот "российский язык" (!).
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Нация же, которая позволила отнять у себя язык и имя, прекращает существование, и, коль скоро щепетильный вопрос о "смешении" так усиленно навязывается русским, то придется и здесь расставить точки над "i". Они, эти точки, эскизно таковы: хотя русские, как и всякая нация - и даже всякий крупный этнос - есть полиэтнос, сама по себе их пресловутая "смешанность" вполне сознательно и безбожно мифологизируется, дабы подкрепить ad hoc, заранее и независимо от результатов каких-либо исследований сформулированный тезис.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Между тем убедительных научных оснований говорить о том, что смешанность русских на порядки превышает смешанность современных русскому этногенезу европейских народов - а именно последними и создано само понятие "нация" - нет, во всяком случае мнение это вполне оспоримо. Покойный А.Гливаковский, например, утверждает, что среди русских (даже вместе с украинцами и белорусами) насчитывается всего три-четыре антропологических типа, тогда как в Германии - около семи, что явно указывает на более интенсивное смешение в процессе этногенеза немецкого народа. Кроме того, русские - как этно-масса, значительно превосходящая угро-финские и тюркские народы (а именно с ними в основном и шло смешение), - никак не могли раствориться в них, а скорее должны были бы растворить их в себе. Однако хорошая, в целом, сохранность этих народов позволяет с основанием говорить, что, по крайней мере, столь же сохранны русские.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
И это неудивительно, коль скоро хоть на шаг отойти от мифа и приблизиться к реальным фактам истории: традиционный уклад жизни, а именно его вплоть до начала ХХ века сохраняло большинство народов России, в том числе и основное русское сословие, крестьянство, исключает интенсивное смешение. Уже потому хотя бы, что и мальчики, и девочки с детства воспитываются для ведения своего, национального типа хозяйства, домоводства и т.д. Наконец, брак оформлялся конфессионально, что воздвигало суровые барьеры на пути смешения, и прежде всего в народной среде, основной носительнице национального стереотипа поведения, где непонятны были уже и двойные православно-католические венчания, случавшиеся в высшем свете. О браках же с некрещеными не было и речи.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Там же, где (с приходом русских казаков в Сибирь) браки с местными женщинами получили достаточно широкое распространение, последние принимали православие. И это, с учетом определяющей роли для русских "верхних", т.е. культурных уровней самоидентификации вообще и вероисповедания особенно, естественно и для окружающих, и для самих молодых жен, а уж тем более - детей, делало их частью русского сообщества.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Все это самоочевидные и давно известные факты русской истории, так же, как и то, что именно русские раньше других народов продвинулись по пути к надэтническому определению нации, положив его в основу и собственной идентичности. Сегодня, однако, их собственная широта грозит им роковыми последствиями. Цель же указанных изысканий двояка. Настаивая на метисации русских, они в самой грубой форме возвращают в русское сознание давно снятую (т.е. освоенную в высшем синтезе) ими этническую компоненту и взрывают всю структуру русской самоидентификации.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Следом же идет метекизация русских, ибо их некая будто бы вавилонская смешанность позволяет объявлять их иностранцами, чужеземцами ("не коренными", на современном политическом жаргоне) с вытекающими отсюда правовыми последствиями практически на любой части территории бывшей исторической России. Понятие "метеки" возникло в Древней Греции для обозначения чужеземцев, которые, оставаясь, в отличие от рабов, свободными, были политически бесправны и не смели владеть недвижимостью. (Как видим, вполне узнаваемо в нынешней политической практике стран Балтии, несмотря на эту экстравагантную практику, уже входящих в Европейское Сообщество.)
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
По сути дела, метекизация русских, осуществляемая под лозунгами демократизации России, не только при безразличии "мирового сообщества", но и при активном поощрении им подобной практики (патронаж над Балтией, Молдавией, теперь и Казахстаном говорит сам за себя) как средства борьбы с неискоренимыми "имперскими рефлексами" России знаменует начало сворачивания самой идеи демократии и прав к ее исходному древнегреческому пониманию как блага не для всех.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Сегодня такое утверждение еще может показаться парадоксальным, но лишь при "коротком зрении"; реально же то, что происходит ныне на постсоветском пространстве, с большой вероятностью моделирует черты процессов, которые в недалеком будущем в связи с угрозой перенаселенности земного шара, невозможностью обеспечить для всех жизненные блага без заметного понижения жизненного уровня в странах "семерки" и обострением проблем Север - Юг примут всепланетный характер.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
3.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Россия же - не в первый раз в истории - в силу своей сейсмочувствительности и уязвимости оказалась зоной, где такие процессы развернулись с опережением. Разумеется, заявление В.Новодворской - публичное, в прессе - о том, что "апартеид, в сущности, нормальная вещь", также не может рассматриваться как проявление лишь личной эксцентричности: говорит один из спикеров демократического движения и говорит об апартеиде именно для русских. Но если сама Россия (я говорю о пространстве Российской империи - СССР) уже сегодня есть зона катастрофы, то в эпицентре этой зоны находятся русские, само положение которых в конце ХХ века заставляет говорить о вероятном и близком конце целой цивилизации, сравнимом с падением Рима и Византии.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Разумеется, в такой аналогии нет ничего оригинального, и она уже звучала в начале века. Достаточно вспомнить хотя бы предсказание О.Шпенглера о том, что для русских революция станет тем же, чем для Рима было нашествие варваров, и к началу ХХI века они уйдут из мировой истории, или "Душу Востока" В.Шубарта, не говоря уже о русских авторах. И звучала она не без оснований, т.к., строго говоря, крушение именно русской многонародной исторической государственности - Русского царства - произошло тогда, в 1917 году. Исторический шанс сохранить преемственность к нему нового, советского государства, предложенный сталинским планом автономизации, был уничтожен ленинским письмом в Политбюро от 26 сентября 1922 года. Согласно этому письму и был организован СССР как заново создаваемое (что обычно имеет место лишь при безоговорочной капитуляции) государство - союз государств, не только не правопреемственное по отношению к Российской империи, но утверждавшееся в радикальном противостоянии ей. Условно сохранявшийся остаток русской государственности в виде РСФСР был также изрыт национально-государственными автономиями, площадь которых в несколько раз превзошла численность нерусского населения России.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Но главное ущемление прав русских произошло в сфере политической власти, где отсутствие матрицы для российской компартии внутри монопольной властной структуры ВКП(б)-КПСС возымело самые роковые последствия для формирования русской политической элиты, даже вопрос о которой стал "табу" (что и подтвердило "ленинградское дело"). Собственно уже тогда, в зародыше, и появилась фигура умолчания, значение которой нисколько не умаляется преобладающей долей этнических русских в партийном и советском аппарате управления. Важна ведь не столько этничность сама по себе, сколько самоидентификация, а она в общесоюзной партийно-советской элите осуществлялась исключительно в мегаструктуре СССР - КПСС.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Отсюда - преобладание идеологической компоненты над национально-исторической и уж тем более этнической, неизбежно транслировавшееся в русские массы; отсюда же и преимущественная сосредоточенность нынешней патриотической оппозиции на восстановлении СССР.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Наконец, отсюда же и легкость, с какой была оседлана национальная тема бывшими секретарями республиканских компартий: для них даже в тесных рамках официальной идеологии существовала ниша "национального самоопределения вплоть до отделения", тогда как для русских предназначался III Интернационал, в огромной мере и принятый ими как своя судьба.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Однако запаздывание, а затем и крах мировой революции, наконец - и особенно - надвигающаяся война вновь сделали актуальной историческую Россию как глубинную основу самоидентификации главной массы русского населения страны. Война 1941-1945 гг. окончательно вернула русский "эгрегор", т.е. совокупность духовно-исторических символов, на его центральное место в жизни всего целого, так как советской, красной идеи оказалось явно недостаточно для того, чтобы мобилизовать необходимую для победы народную энергию.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
После войны, с 1945 года, при отсутствии формального юридического правопреемства СССР к дореволюционной России (которое не допускалось идеологией) реальность его никем - ни внутри, ни вне страны - не ставилась под сомнение.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
1985 год знаменовал начало нового этапа, так как декларированное возвращение к т.н. "ленинским принципам национальной политики" выпустило на волю с такими жертвами обузданных демонов суверенизации и разорвало стыки СССР с исторической Россией. Новое же, по сравнению с 1917-1922 гг., здесь состояло в том, что число субъектов такой суверенизации резко возросло, а сами они определялись теперь не столько как народы, сколько именно как созданные декретами и решениями партийно-советской власти национально-государственные образования. Такая самолегитимация, непринужденно сочетаясь с программным антикоммунизмом национально-демократических движений союзных республик СССР, могла считаться одним из первых шедевров того жанра политического сюрреализма, которому предстояло столь блестящее будущее. Достижениями жанра можно считать уход Литвы и Молдавии, в порядке "ликвидации последствий пакта Молотова - Риббентропа", с территориями, полученными исключительно и только в ряду этих самых "последствий", - что разрушало внутреннюю логику послевоенного мира и самые принципы Хельсинкского процесса, абсурдизируя его. Разумеется, это не должно было допускаться, для чего имелись безупречные правовые основания; но тем более не следовало допускать выборочной реализации права на самоопределение.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Строго говоря, войны в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, реальная тенденция к превращению большей части вновь созданных государств в двухобщинные (в Латвии и Эстонии - с тенденцией закрепления двухобщинности в системе апартеида), массовый исход русских и русскоязычных из Средней Азии говорят о том, что наций, то есть самосознающих себя как целое исторических общностей, на этих территориях и не было. Таковой была общесоюзная нация - наследница дореволюционной общероссийской. С ее распадом произошло самоопределение не наций, а отдельных этнических групп (кое-где, однако, как в Чечне, Таджикистане и Казахстане, уже также тяготеющих к распаду по классической трайбалистской схеме) - причем за счет нарушения того же права для других. Нарушались и права народов, когда-то самостоятельно, без опосредования нынешним титульным этносом вошедших в Россию (таковы абхазы, осетины), имеющих с ней свои собственные договоры и теперь подтверждающих свое стремление к союзу с ней.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Отказывая им в этом, принципиально настаивая на их дальнейшем пребывании в составе союзных советских республик, РФ тем самым подчеркивает свою непреемственность именно к России до 1917 года. Абсурден случай Приднестровья, исторически никогда не входившего ни в состав Молдавского княжества, ни тем более в Румынию, в составе же СССР оказавшегося в 1940 году, именно вследствие пакта Молотова - Риббентропа, по итогам которого и была создана сама Молдавская республика. Юридически история создания Приднестровья безупречна и представляет собой почти классический образец построения государства снизу, вследствие демократического волеизъявления населения территории. Пример Крыма можно считать хрестоматийным по отсутствию исторической легитимности нынешнего статуса; и вряд ли кто-нибудь всерьез ожидает, что Нагорный Карабах вернется в состав Азербайджана. Все это уже сами по себе выразительные примеры той энтропии права и эскалации деструктивно-регрессивных процессов, которые воцарились на постсоветском пространстве.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
4
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Однако все это лишь присказка, а настоящую "сказку" являет тот вид, который с распадом СССР и неспособностью (или нежеланием) руководства РФ определиться в своем отношении к "этому народу", равно как и со своей преемственностью к исторической России, приобрела проблема русских. Сегодня они стали не только разгосударствленным, но и расчлененным народом; и эта расчлененность, уже закрепленная на международном уровне в том, что было территорией СССР, сегодня становится фактом и на территории РФ. Конец Советов, восстановление таких форм местной власти, как, например, хуралы, наглядно иллюстрирует это: сегодня русские, проживающие в Бурятии или на Алтае, уже находятся в инонациональной политической традиции, должны подчиняться ей, действовать по ее нормам и правилам. Даже де-юре они уже проживают в пострусской России, точнее же - вообще не в России, ибо никакой другой России, которая развернулась как историческая проекция Руси, нет и быть не может. Де-факто они это также либо уже ощущают, либо ощутят в самом недалеком будущем. И, строго говоря, нельзя исключать, что в один прекрасный день они увидят себя подданными местного хана или мурзы - разумеется, я употребляю эти понятия не в уничижительном смысле, но для обозначения объективных политических реальностей: в Казахстане идея ханства уже носится в воздухе.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Собственно, проект ЕАС (Евразийского союза) заключается в замене на пространстве Северной Евразии России как главного действующего лица и организатора этого пространства Евразией регионов под эгидой вполне экзотичных властей. На протяжении какого-то времени русские, резко пониженные в своем и политическом, и социальном статусе, и в уровне своего культурного развития (факты, подтверждающие реальность такой тенденции, уже сегодня изобилуют) будут играть роль цемента или глины - словом, грубой материи, скрепляющей соты ЕАС между собою. Ведь уже сегодня они фактически превращены в трансплантант, куски тканей, грубо вырезанные из общенационального русского тела для производства из них других наций. Однако других наций, как уже сказано выше, на этой основе не получится; недолговечны окажутся и скрепляющие свойства "русской глины" в ее нынешнем виде, так как прогрессирующее разрушение идентичности русских неизбежно будет сопровождаться утратой и тех их качеств, на которые цинично делается ставка даже сегодня, - жертвенности и соборности.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Фундаментальным пороком проекта ЕАС является неукротимое желание совместить несовместимое: согласие русских на новую жертву с четко обозначенным для них местом - в самом низу всей химерически-государственной пирамиды, "у параши", как с достойной уважения откровенностью однажды высказалась Новодворская. Но тот, кто согласен лежать у параши, по определению не годится на роль искупительной жертвы - для той нужен человеческий материал высшего сорта. Если русские все-таки окажутся способны на бунт, на ирреденту - о да, тогда их жертва вновь станет драгоценной, скрепляющей мощное целое; но вряд ли в таком случае это целое будет именоваться ЕАС.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Следующим этапом станет поэтому распад самой Евразии как особого, уникального симфонического и диалогического способа сосуществования народов и цивилизаций. Такой Евразией и была Россия с русской несущей осью; эти симфонизм и диалогичность сложились и могли существовать только в поле русской цивилизационной парадигмы. С ее распадом возникает нечто совсем иное, что мы и видим сегодня в бывших союзных республиках. Никакой другой "Евразии" нет, а есть Европа и Азия, приступающие к переделу русского наследства. Разумеется, лидерами здесь окажутся не евразийские "ханы", даже и калибра Назарбаева; играют другие величины.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Естественный рубеж обозначен Уралом, и уже сегодня в ряде мест Приморья и Южной Сибири численность русского и китайского населения сравнялась. Очевидно, свое слово захочет сказать и Япония. Не останутся в стороне и США, делающие заявку на Арктику. Что до европейской части, то вряд ли можно сомневаться в доминации Германии, хотя и здесь, как говорится, "возможны варианты", особенно с учетом "туранского" фактора.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Вряд ли также подобный передел состоится без мировых катаклизмов, первой жертвой которых падут разномастные метеки; и напрасно те, кто ныне тешит себя статусом "коренных", полагают, что и впрямь будет допущен в элиту, население высокоразвитых стран - единственное полноправное сословие планеты.
![](http://old.russ.ru/antolog/vek/dot.gif)
Стремительно развивающаяся демографическая катастрофа русских, среди многочисленных причин которой, на мой взгляд, присутствуют и глубинно-психологические (стрессовый ответ на историческое поражение), делает подобный сценарий высоко вероятным. Если тенденцию не удастся переломить, то, по экспертным оценкам, численность русских к началу XXII века не превысит 23-25 млн человек, то есть они уйдут из разряда крупных народов мира. И этой ли горстке удержать гигантское пространство, теряющее идентичность, имя и превращающееся в "ничейный мир", подобный "Индиям" эпохи великих географических открытий? Ну, а "конец истории", провозглашенный Фукуямой, приобретает в этом случае парадоксальный вид: не универсальное распространение ценностей либерально-демократической эпохи, как утверждает профессор, но, напротив, регрессия мировой ситуации к исходной древнегреческой модели - демократии как блага не для всех. Следующим шагом, вполне возможно, станет обращение технотронно-финансовой цивилизации к теории элит, несомненно, гораздо более адекватной ее внутренней природе и той жесткости, с какой она производит разделение человечества на лидеров и аутсайдеров.
![](http://www.bigsauron.ru/valid6879_h73b2153619ccd98c5951ef0bea832b44.jpg)