Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации, введённой в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ, и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 № 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный № 4520 (далее - Правила), рассмотрела возражение от 06.03.2008, поданное фирмой Кентуорт Венчерс Инк, П.О. Бокс 146, Роуд Таун, Тортола, Британские Виргинские Острова (далее - заявитель), на решение федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке № 2006721554/50, при этом установила следующее.
Комбинированное обозначение со словесным элементом «AGENT KGB» по заявке № 2006721554/50 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров 14 класса МКТУ, указанных в перечне.
Согласно описанию, приведенному в заявке, заявленное обозначение представляет собой комбинированное обозначение, состоящее из словесных компонентов «KGB» и «AGENT», написанных внутри пятиугольника; под компонентом «AGENT» помещен равнобедренный треугольник; KGB -английская аббревиатура для КГБ, образованное от английских слов «AGENT» -англ. «агент».
По результатам проведенной в ФГУ «Федеральный институт промышленной собственности» экспертизы заявленного обозначения принято решение Роспатента от 21.02.2008 об отказе в государственной регистрации товарного знака. При подготовке заключения экспертиза руководствовалась положениями пункта 3 статьи 1483 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ.
В заключении экспертизы отмечено, что регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака противоречит общественным интересам, так как обозначение содержит сочетание букв, которое является общепринятым сокращением наименования действовавшей с 1954 по 1991 год
государственной службы - Комитета государственной безопасности (КГБ).
В Палату по патентным спорам поступило возражение от 06.03.2008, в котором заявитель выразил свое несогласие с решением экспертизы, мотивировав его следующими доводами:
- заявленное обозначение должно ассоциироваться в сознании потребителей с точностью и четкостью работы спецслужбы;
- нет оснований для вывода о том, что существование КГБ противоречило общественным нормам морали;
- факт регистрации товарного знака по свидетельству № 155362 со словесным элементом «КГБ» свидетельствует об охраноспособности этого элемента.
На основании изложенного, заявитель просит отменить решение Роспатента от 21.02.2008 об отказе в государственной регистрации товарного знака от и зарегистрировать заявленное обозначение в отношении всех товаров, указанных в перечне.
Изучив материалы дела и выслушав участников рассмотрения возражения, Палата по патентным спорам считает доводы возражения неубедительными.
С учетом даты приоритета (01.08.2006) заявки № 2006721554/50 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака составляет Закон Российской Федерации от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 11.12.2002 № 166-ФЗ (далее - Закон) и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.2003 № 32, зарегистрированные в Минюсте России 25.03.2003 г. под № 4322, введенных в действие с 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Согласно пункту 2.5.2 Правил к таким обозначениям относятся, в частности, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства, слова, написание которых нарушает правила орфографии русского языка, и т.п.
Заявленное обозначение является комбинированным и представляет собой пятиугольную фигуру с общим черным фоном и словосочетание «KGB AGENT», выполненное стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита.
В результате проведенного Палатой по патентам спорам анализа общедоступных источников информации установлено, что словосочетание «KGB AGENT» может быть переведено с английского языка как: «Агент КГБ», то есть лицо, исполняющее служебные или деловые поручения какого-нибудь учреждения, каких-нибудь органов (шпион и т.п.).
При исследовании обозначений, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали необходимо учитывать фактор восприятия их потребителями.
При этом оценка заявляемых обозначений связана как с общепринятыми мировыми стандартами морали, так и с национальными традициями и культурой, в связи с чем необходимо отметить следующее.
В силу вышеизложенного значения заявленное на регистрацию в качестве товарного знака обозначение «KGB AGENT» явным образом обладает семантикой, связанной с органами государственной безопасности времен советской власти. Таким образом, с точки зрения истории словесное обозначение КГБ является свидетельством советской эпохи и связанных с этим государственным органом исторических событий. Указанное обусловливает возможность восприятия заявленного обозначения в негативном контексте в случае предоставления исключительного права на такое обозначение какому-либо лицу.
Таким образом, довод заявителя о том, что существование КГБ противоречило общественным нормам морали не убедителен.
Доводы возражения о том, что «Агент КГБ» ассоциируется с надежностью, точностью и четкостью работы спецслужбы, в восприятии анализируемого обозначения не подкреплены соответствующими документами, например, общедоступными словарно-справочными изданиями или результатами социологических исследований. По указанной причине отмеченное заявителем различие не имеет объективного характера и не учтено коллегией Палаты по патентным спорам.
Необоснованным также является довод заявителя о том, что факт регистрации на имя другого лица товарного знака по свидетельству № 155362 является основанием для регистрации данного обозначения ввиду того, что приведенное в сравнение обозначение существенно отличается от заявленного и делопроизводство по каждой заявке ведется независимо друг от друга.
Таким образом, регистрация на имя заявителя обозначения, являющегося аббревиатурой органа государственной власти советской эпохи и использование которого в гражданском обороте может рассматриваться как действие, противоречащее общественным интересам.
В соответствии с вышеизложенным, Палата по патентным спорам решила:
отказать в удовлетворении возражения от 06.03.2008, оставить в силе решение экспертизы от 21.02.2008.
НАШ КОММЕНТАРИЙ: Возражатель не мотивировал свои доводы материалами и документами, в частности, денными соц.опроса. которые демонстрировали бы, что потребители не считают данное обозначение противоречащим нормами морали.