75 лет назад. История троцкистов глазами советской карикатуры

Aug 23, 2015 15:12

Продолжая тему 75-летия со дня гибели Л. Д. Троцкого (начало - здесь)... Это событие, очевидно, подвело черту под эпохой борьбы с троцкистской оппозицией в СССР. Хотя ещё оставался жив в заключении бывший до 1934 года лидер этой оппозиции внутри СССР Христиан Раковский, но гибель Троцкого обозначила, пожалуй, завершение данной исторической эпохи.
А вот как биография Троцкого и история борьбы левых оппозиционеров отражалась в советской карикатуре. На этом рисунке в начале 1923 года на обложке "Красного перца" Л. Д. ещё рядом с Лениным, они - в образах васнецовских богатырей. Троцкий - пока ещё никакой не оппозиционер, а второй человек в государстве после Владимира Ильича. По крайней мере, по общему впечатлению.



1923 год. Здесь, на рисунке К. Елисеева в том же "Красном перце", Л. Д. предстаёт в облике наставника молодёжи:


"- Вырастешь, Саша, - узнаешь... В "Правде" опубликовано письмо молодых партийцев тов. Троцкому и ответ тов. Троцкого.
- Лев Давыдович, скажите, что мне делать, чтобы стать умным?
- Да так, знаете... Это скорее... "индивидуальная особенность".

1924 год. Л. Д. продолжает наставлять красную молодёжь. Его знаменитые тогда слова, ставшие популярным афоризмом: "Никто не может стать Лениным. Но каждый из вас должен стать ленинцем":


На рисунке Бориса Ефимова 1924 года "Добрый химик" в руках у Л. Д. реторта с надписью "Доброхим", и в ней явно не духи... Буржуй на заднем плане в ужасе убегает. Забавно, что спустя лет 12-13 Л. Д. снова стали рисовать с ядами, и делал это порой тот же Борис Ефимов, но уже совсем в ином смысле...


Ещё одобрительные дружеские шаржи на Л. Д. разных лет:


Лев Троцкий (по Брэму). Рисунок Дени



"Троцкий в представлении благочестивой Антанты". Рисунок Дени



Обманчивая внешность. Рисунок К. Елисеева



Троцкий в образе Георгия-Победоносца. Советский плакат 1918 года



Товарищ Троцкий - почётный милиционер. Советский плакат, 1923 год

А вот одна из первых карикатур на левую оппозицию, нарисована в конце 1923 года, опубликована в январе 1924. Рисовали Дени и Борис Ефимов, изображены Буду Мдивани (оппозиционер) и Лев Каменев (в то время - один из вождей большинства). Карикатура, по сравнению с последующими, чрезвычайно мягкая. Художники подтрунивают над франтоватой внешностью "борца с аппаратом" Мдивани - отличный костюм-тройка, набор дорогих авторучек в кармане, пышный галстук, наручные часы... И изнемогающий от работы Каменев.


1925 год, январь. А это уже камешек в огород самого Льва Давидовича - по итогам "литературной дискуссии" вокруг книги "Уроки Октября", где Л. Д. напомнил о поведении Каменева и Зиновьева в октябре 1917 года. Но камешек пока маленький, деликатный.


Рисунок Л. М. "В партийной школе. Тов. Троцкий задумал давать "Уроки Октября". Придётся ему сначала получать уроки ленинизма".

Это довольно редкая карикатура Дмитрия Моора «Здесь ножницы сходятся». Речь идёт, конечно, о знаменитых "ножницах цен", которые были в центре партийных дискуссий. 1924 год - время уже критических, но ещё довольно мягких карикатур на Л. Д.


1926 год. Дискуссии с оппозицией в разгаре. Рисунок Ивана Малютина "Оппозиционная палата №1. Хронические больные".


Над кроватью Каменева написано "История болезни. Febris oppositionica. (Оппозиционная лихорадка). Осложнение припадка 1917 года". Точно та же надпись красуется и над изголовьем Зиновьева. А у Троцкого немного иначе: "История болезни. Febris oppositionica. (Оппозиционная лихорадка). Перманентные приступы с 1923 г.".

1927 год, август. Оппозиционеров в печати ругают вовсю, но ещё "по-доброму", как "товарищей". Рисунок М. Храпковского "Тактика дальнего заезда". Контролёр в поезде проверяет билеты членов ЦК ВКП(б) у Троцкого, Зиновьева и других вождей оппозиции.
"КОНТРОЛЁР: - Вы, товарищи, заехали слишком далеко за партлинию. Эти билеты действительны только в её пределах!"


Сентябрь 1927 года. Это не карикатура, а скорее характерная зарисовка Д. Мельникова с натуры, типичная сценка того времени, хотя изображённая и не без юмора. Озаглавлена иронически - "Единогласно!". Из множества делегатов в зале только одна-единственная рука голосует против. Подпись к рисунку: "- За резолюцию оппозиции голосуют или за продолжение времени оратору?". На XV съезд ВКП(б) в декабре 1927 года были избраны лишь единичные представители оппозиции.


Ноябрь 1927 года. Вот это уже совсем новый тон в изображении вожаков оппозиции - Зиновьева, Троцкого и Каменева - не добродушно-иронический, а жёстко-насмешливый, без церемоний. Обложка журнала "Крокодил":


Заметим, что автор рисунка - тот же К. Елисеев, ранее сопоставлявший Л. Д. с Рокфеллером (см. выше).

Ноябрь 1927-го. Начались первые исключения оппозиционеров из партии. Начали не с главных вождей оппозиции - Троцкого и Зиновьева, а с менее значимых деятелей - Преображенского и Серебрякова. Рисует тот же К. Елисеев. Подпись: «Вылет. Троцкисты Серебряков и Преображенский исключены из ВКП(б) за раскольническую фракционную работу.
Троцкий: - Гляди-ка! Птенцы-то уже оперились и вылетели!..
Зиновьев: - Из гнезда?
Троцкий: - Нет, из партии».



Тогда же, в 1927-м, большой резонанс получил эпизод с подпольной типографией, где троцкисты печатали свою литературу. Его обыгрывает К. Елисеев, на первом плане - Радек и Каменев:


По итогам 1927 года вожди оппозиционеров исключены из партии. Рисунок М. Черемных в декабре 1927 года: "Ленин умер, но дело его живёт! Троцкий жив, но "дело" его умерло!".


Новый всплеск внимания к Л. Д. и его сторонникам - в 1929 году, в связи с высылкой Троцкого из СССР.


Карикатура К. Елисеева "Буржуазия и Троцкий.
1919 г. - У-у... у, Троцкий!!!
1929 г. - Хе-хе, Троцкий!..".

Тот же 1929-й. Рисунок А. Малеинова: "Явление седьмое: те же и Троцкий.
- У этого бывшего льва вполне подходящий голос... Споёмся!"


А это довольно редкая (по крайней мере, мне до сих пор не встречавшаяся) карикатура известного советского художника Дмитрия Стахиевича Моора (1883-1946) на Л.Д. Троцкого. Она тоже относится к 1929 году и продолжает тему "Троцкий и меньшевики":




Рисунок Дени к XVI съезду ВКП(б). 1930 год. Обращает на себя внимание правый с показным «Покаянием» в руках (которое он смиренно протягивает съезду), держа при этом под мышкой «Фракционную работу». В отличие от него, Троцкий открыто грозит съезду тростью

Декабрь 1934 года. Убит С. М. Киров, спустя несколько дней арестованы (уже не в первый раз) Зиновьев и Каменев. На рисунке Ю. Ганфа в январе 1935 года это событие отображено так: в "музее контрреволюции" на стену рядом с портретами Милюкова, Врангеля и Деникина вешают портреты Каменева, Зиновьева и Евдокимова. "Картинная галерея пополнилась".


1936 год. На процессе против Каменева и Зиновьева звучит новое и для многих неожиданное, невероятное обвинение: в тайном сотрудничестве с нацистской Германией и гестапо! Сам Л. Д., находившийся в Норвегии, писал: "Готовый ко многому, даже ко всему, я всё же не верил глазам...
- Хорошо, терроризм - это ещё можно понять... но гестапо... - повторял я в изумлении, - так и сказано: гестапо?
Да, так и сказано."
Это отображается в новых карикатурах, таких, как эта К. Ротова "Общая платформа" (ниже изображён фрагмент рисунка, где Троцкий, Каменев и Зиновьев красуются с нацистскими повязками на руках):


Рисунок Бориса Ефимова на ту же тему. Растерянный гестаповец держит в руках фотографии Зиновьева и Троцкого. "Недоразумение в гестапо.
- Опять вы фотографии троцкистов в одно место с марксистами сунули!.. Надо же, голубчик, отличать свою агентуру от врагов..."


На карикатуре Л. Бродаты призрак Азефа читает обвинительное заключение Каменева, Зиновьева и других. "Утраченный рекорд. Тень провокатора Азефа:
- Ну и отличились троцкисты и зиновьевцы!
Даже мой пожизненный рекорд низости, и тот побили!"


Январь 1937 года. В Москве идёт новый процесс над бывшими вождями оппозиции в ВКП(б) - Радеком, Пятаковым, Сокольниковым, Серебряковым и другими - "троцкистским параллельным центром". Карикатура Кукрыниксов "Своя ноша не тянет" на обложке журнала "Крокодил":



Изображены Л. Троцкий (в виде собачки), в нижнем ряду слева направо: Карл Радек, Георгий Пятаков, Леонид Серебряков, Григорий Сокольников

Ещё несколько типичных изображений тех лет:



"Советский плакат, 1937 год. Автор - тот же Дени, ранее рисовавший Л. Д. в образе льва (см выше)



Карикатура на Л. Д. Троцкого. Авторы - Кукрыниксы. 1937
К ней стихи А. Жарова
Герой убийства и измены
Не забывает правил гигиены.
Фашистские наёмники живут
По предписаниям науки.
Палач, окончив каждодневный труд.
Трусливо умывает руки.

Плакат 1937 года с рисунком Дени и стихами Демьяна Бедного.


Стихи Демьяна:
Шагают к гибели своей!
Иуды Троцкого бородка
Обмокла бешеной слюной.
Гад этот мерзостный - находка
Фашистам, бредящим войной:
"Вот, вот вам верная добыча!
Да объявляйте ж ей войну!"
Шипит Иуда, пальцем тыча
На нашу мощную страну.
Мы зорко смотрим за врагами.
Они безумны, ей-же-ей:
Они звериными шагами
Шагают к гибели своей.
Фашистов мы лишим апломба,
Зажав их в мёртвые тиски,
Совсем иного цвета бомба
Их всех размечет на куски.

Ну, и в заключение - рисунок Л. Бродаты из "Крокодила" 1936 года. Он любопытен тем, что понравился бы, наверное, современным либералам и антикоммунистам.
"Так на так.
- Я просила "Мою борьбу" Гитлера, а Вы мне завернули "Мою жизнь" Троцкого"!
- Это равноценные труды, мадам. И идеология в обеих книгах абсолютно одинаковая..."

левая оппозиция, Троцкий, юмор

Previous post Next post
Up