В 1927 году известный художник Константин Юон в честь первого юбилея Октябрьской революции написал большое портретное полотно «Первое появление В.И.Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917».
В соответствии с исторической правдой за спиной
Владимира Ленина (Ульянова) сидят:
Лев Троцкий (Бронштейн),
Николай Подвойский,
Феликс Дзержинский; стоят:
Алексей Рыков,
Георгий Ломов (Оппоков),
Лев Карахан (Караханян),
Иосиф Сталин (Джугашвили),
Владимир Милютин,
Лев Каменев (Розенфельд),
Владимир Антонов-Овсеенко (Овсеенко) и др.
Стремясь к максимальной достоверности, художник даже изобразил Ленина без привычной бородки (после него этот подвиг рискнул повторить только Сергей Бондарчук в фильме «Красные колокола» (1984).
Но…
Конъюктура менялась. Активные участники Октября превращались в «проклятых уклонистов-оппозиционеров». Посему партийные чиновники, переквалифицировавшись в экспертов-искусствоведов, вынесли свой приговор:
Мое мнение: за такую похабщину следует: 1) Юона и руководителя АХРРа посадить в Бутырки на 2 недели… картину уничтожить. 10.10.27 г. И. Товстуха (секретарь генсека ВКП(б) Сталина)
Никуда не годится! Худшая карикатура на 1 день 2 го съезда. 18.11.27 г. Енукидзе (председатель Комиссии по контролю за деятельностью Академии наук).
Картину с будущими «врагами народа» спрятали в запасник, а позже Юона заставили ее переписать. В октябре 1935 в газете "Правда" в статье "Стиль эпохи претворить в живопись" он рассказал: «…я заканчиваю работу над большой картиной, приближающейся по теме к требованиям выставки "Индустрия социализма". Это - "Первое появление Ленина в Смольном". Вещь делается по заказу Института Маркса - Энгельса - Ленина».
В этом новом варианте ряды вождей сильно поредели, превратившись в жалкую кучку «разрешенных к употреблению» - Сталин, Дзержинский, Урицкий и Молотов. Впрочем, и эта картина вышла в свет тоже ненадолго: провисела в ГИМ до 1939, а затем её убрали в запасник. И достали только через 60 лет, к выставке "Мифы революций", прошедшей в 2007.
Вот такая история про переписывание истории.
В качестве довеска: еще один портрет предположительно работы К.Юона.