Сегодня я предлагаю вам посмотреть на Харьковский метрополитен. В тамошнее метро я влюбился очень давно по чужим фотографиям, но к своему стыду попал в него только в этом году. Метро в Харькове имеет свой неповторимый и запоминающийся стиль; я в восторге от их односводов, различных объемных элементов, сочетания отделочных материалов, да и просто архитектуры в целом.
Харьковский метрополитен, открытый 23 августа 1975 г., стал шестым в СССР и вторым в Украине. Статистика пусков в Харькове после Киева смотрится очень непривычно: до середины 90-х все пусковые участки сдавались сразу большими отрезками: самый первый пусковой участок включал в себя сразу 8 станций, второй - 5. После этого первую линию отложили в сторону и принялось за вторую, которая открылась сразу с 5-ю станциями, затем добавилось еще 3. Наконец, третья линия также была открыта сразу с 5-ю станциями и только после этого темп ввода новых участков в эксплуатацию сильно упал, т.к. финансирование региональных метрополитенов в современной Украине оставляет желать лучшего.
В настоящий момент в Харьковском метро насчитывается 29 станций, эксплуатационная длина трех линий составляет 37,35 км. 30-ю станцию "Победа" уже не первый год не могут домучать из-за перебоев с финансированием, при том, что тоннели к станции были готовы еще со времен открытия предыдущей "Алексеевской". Метрополитен в Харькове играет очень большую роль в городских перевозках - его доля около 50%, а среднесуточный пассажиропоток за 2012 г. - 654 тыс. На фоне этих цифр удивительно вечером видеть безумные интервалы за 10 мин.
О каждой станции можно было бы написать целую историю и показать с десяток фотографий, но столько времени на Харьковский метрополитен у меня не было, поэтому из 29-ти действующих я отснял 19 наиболее интересных на мой взгляд.
1. Первое, с чего начинается любой метрополитен - покупка проездного билета или жетона. В отличие от метрогородов бывшего СССР, в Харькове с 2009 г. нет касс и система покупки проездных билетов полностью автоматизирована. На Западе это давно не новость, у нас подобные возможности только начинают развиваться. В целом и общем система сделана более менее гибко: есть разные варианты проездных билетов, каких-то особых сложностей непосредственно с покупкой билета я не испытал. Недостатки, которые я выявил лично для себя: малое количество номиналов принимаемых купюр на автоматах и, как следствие, необходимость искать размен в близлежащих киосках, а также субъективно небольшое количество автоматов на некоторых станциях. Продажа билета через автомат происходит дольше, чем в обычной кассе и периодически у автоматов накапливается очередь, которая движется не очень быстро.
Холодногорско-заводская линия
2. Первой станцией, которую вы увидите, приехав в Харьков на поезде, станет "Южный вокзал". Это одна из восьми первых станций Харьковского метро и одна из шести станций глубокого заложения. Сейчас это одна из наиболее людных станций по пассажиропотоку. Как видите, первые станции были лаконичны и просты, а изыски на них минимальны. Вполне характерный стиль для середины 70-х. Интересно, что в отличие от остальных станций Харьковского метро платформа "Южного вокзала" была изначально рассчитана на прием лишь 4-х вагонов, а место под 5-й вагон было занято служебными помещениями. Уже после открытия станции служебные помещения перенесли в центральный зал и платформу расширили.
3. Станция "Центральный рынок". Интересна тем, что колонны на станции появились не сразу, а как средство спасения станции в борьбе с грунтовыми водами. Все харьковские односводы первого пускового участка построены по упрощенной схеме - у них нет обратного свода, который повышает надежность всей конструкции, особенно в обводненных грунтах. На момент строительства станции местная гидрогеология была более щадящей, однако летом 1995 г. уровень грунтовых вод резко повысился и станция пришла в аварийное состояние. Для спасения станции под платформу были уложены сотни кубометров бетона и десятки тонн арматуры, а по оси станции были установлены колонны, выполняющие функцию усиления бетонного основания. Так в Харькове появилась своеобразная односводчато-колонная станция.
4. А так станция выглядела раньше. До реконструкции на своде были установлены светильники, напоминающие летящих в небе журавлей.
Следующей у меня по плану была "Советская", но станция оказалась по уши разбрендированной какой-то рекламой, поэтому так и осталась не отснятой. Вообще рекламы в Харькове уже практически столько же, сколько в Киеве (особенно в вагонах). Я ожидал гораздо меньших объемов.
5. Среди первого пускового участка, имхо, более всех выделяется "Спортивная" благодаря узору из объемных бетонных элементов на своде. В отечественной практике метростроения такое решение применялось впервые и по мнению многих специалистов "Спортивная" является одним из наиболее удачных произведений архитектуры советских метрополитенов. В 2009 г. станцию дополнили тремя сине-желтыми лентами, символизирующими цвета ФК "Металлист" и национального флага Украины.
6. На втором пусковом участке, открывшемся в августе 1978 г., оформление станций стало богаче и разнообразней. Станция "Маршала Жукова" (бывш. "Комсомольская"):
7. Обратите внимание на плитку из металлоэмалевых элементов на путевой стене. Благодаря своей фактуре и формам в Харькове она смотрится прекрасно. Это вообще одна из главных фишек оформления харьковских станций.
8. Станция "Советской армии". Носила неоднозначное проектное название - "Сантехзавод". Станция названа в честь дивизий, освободивших город от фашистов в августе 1943 г. И на этой станции односвод решен неординарно с помощью перекрестных диагональных ребер. В Киеве очень не хватает кессонов или объемных элементов на односводах.
9. Восточная конечная первой линии - станция "Пролетарская". Очень удачная цветовая гамма как по мне.
10. И еще такой ракурс:
Салтовская линия
В августе 1984 г. Харьковский метрополитен обзавелся второй линией. На мой взгляд, именно на ней сосредоточены самые удачные станции, поэтому Салтовке я уделил максимум внимания.
11. "Исторический музей". Конечная станция Салтовской линии и одновременно пересадка на "Советскую" первой линии. Посмотрите, как просто и в то же время изящно решены колонны: вроде ничего особого - мрамор и побелка без всяких дополнительных излишеств, но форма колонн и стрельчатые арки между ними придают станции особое и неповторимое звучание.
12. Недавно на «Историческом музее» обновили мрамор - он стал светлее и красивее, но обновили бюджетно: раньше арки между колоннами также были облицованы мрамором, теперь на том же месте находится побелка. Впрочем, от этого станция не утратила своей красоты.
13. В переходе между "Историческим музеем" и "Советской" есть один из четырех общедоступных туалетов (!). Правда, жаль, что время его работы ограничено.
14. "Университет" (бывш. "Дзержинская"). Станция построена по индивидуальному проекту и имеет два яруса. На втором ярусе с одной стороны расположены служебные помещения, а другая сторона выполняет роль подземного перехода (ныне закрыт для прохода).
15. Станция является пересадочной на "Госпром" третьей линии. Кстати, она вам ничего не напоминает из киевских станций? :)
16. Люстра:
17. "Пушкинская". Еще одно проявление прекрасного в простом.
18. Смотрите, как интересно выполнены пилоны:
19. Название станции на путевой стене:
20. Кстати, при глубине залегания порядка 35 м, "Пушкинская" является самой глубокой станцией в Харьковском метро.
21. В торце центрального зала находится барельеф с изображением А.С. Пушкина:
22. Композиция в кассовом зале:
23. "Киевская". Еще одна визитная карточка Харьковского метро, которая не раз попадала в различные рекламные материалы и открытки. Кстати, я обратил внимание, что на харьковских станциях много белого - это придает торжественности.
24. Невероятный свод "Киевской", как и многое другое, созданное Харьковметропроектом, обязаны Владимиру Александровичу Спивачуку, который долгие годы был бессменным главным архитектором Харьковметропроекта и принимал участие в проектировании и днепропетровских станций.
25. Станция целиком и полностью посвящена Киеву. На керамических барельефах изображены и подписаны различные киевские достопримечательности.
26. "Академика Барабашова". Весьма своеобразная станция. Y-образные колонны, огромные люстры, у которых, судя по всему, раньше светились даже синие шарики внизу, и металлоэмалевая плитка на путевой стене, которая из-за бликов и формы вживую похожа на экраны десятков маленьких телевизоров. Рядом со станцией расположен известнейший харьковский рынок Барабашова. До 2003 г. станция называлась "Барабашова", но чтобы в сознании граждан она ассоциировалась не с рынком, а астрономом, от имени которого она была названа, название удлинили и теперь она "Академика Барабашова".
27. Между "Киевской" и "Барабашова" линия пересекает долину реки Харьков. Наиболее оптимальным вариантом пересечения реки было признано строительство метромоста. Мост закрытого типа, длина моста 980 м.
28. По обеим сторонам от метромоста предполагалось построить эстакады автомагистрали, которая упростила бы путь из Салтовки в центр, но эти планы до сих пор не реализованы. В память о них остались опоры эстакад у русла реки, по которым проложены коммуникации.
29. Следующие три станции относятся ко второму пусковому участку Салтовской линии и были открыты в 1986 г. На фото: станция "Академика Павлова". Задумка со сводом также интересная, но станция слегка подгулявшая - протечки и пр.
30. "Студенческая". Довольно таки простая на первый взгляд станция, но плавные обводы рисунка пола и конструкций потолка также делают ее по своему неповторимой и интересной.
31. Одна из тематических композиций на путевой стене:
32. Завершает Салтовскую линию станция "Героев труда". Оформление чем-то напоминает днепропетровскую "Коммунаровскую".
33.
Алексеевская линия
Линия открыта в 1995 г. в непростые времена гиперинфляций и разрухи. Строить ее начинали еще в 1984-м. Из-за тяжелого финансового положения изначальные идеи по архитектурному оформлению были реализованы не полностью. Давайте посмотрим на некоторые станции и этой линии.
34. "Архитектора Бекетова". Если присмотреться, можно заметить, что рисунок на полу почему-то изогнут ближе к выходу.
35. Боковой зал станции:
36. "Госпром". Оформление станции должно символизировать простую и монументальную архитектуру знаменитого здания Госпрома. А еще в кассовом зале станции стоит несколько столов и целая толпа народа сидит и играет в шахматы (!). В парках такого добра можно найти сколько угодно, на станции метро такое вижу впервые.
37. Одна из станций, открытых уже в 2000-х - "Ботанический сад":
38. Соседняя с ней - "23 августа". Название станции посвящено дате освобождения Харькова от фашистов. Оформление во многом перекликается с предыдущей станцией.
39. На новых станциях до сих пор встречаются художественные элементы оформления:
40. Самая новая станция в Харькове, открытая в 2010 г., - "Алексеевская". Благодаря двухпролетной схеме и высокому потолку станция кажется огромной.
41. Поговаривают, что скамейки на "Алексеевской" были закуплены за какие-то невероятные деньги, хотя, если верить Википедии, данный факт был опровергнут прокуратурой.
42. К ЕВРО в Харькове изменилась система навигации. Новые указатели смотрятся очень неплохо. Кстати, обратите внимание: для каждой станции придуман свой логотип. Идея интересная, хоть и не новая. Правда с практической точки зрения я не знаю, как она помогает.
P.S. Выражаю благодарность администрации Харьковского метрополитена за помощь в организации съемки и лично начальнику станции "Научная" Лидии Юрьевне, за сопровождение и интересную компанию.