НСК "Олимпийский": подъем вантовой системы

Apr 27, 2011 02:03



Наконец-то разгреб почти все дела, которые мешали вернуться к ЖЖ. А значит пора написать про так называемый "Big lift", который прошел почти месяц тому назад (э, как я отстал от жизни...). О долгожданном подъеме вантовой системы на НСК «Олимпийский» сказано уже много и, как про уникальность, так и про сложность этой операции повторяться нет смысла. Поэтому давайте просто посмотрим, как происходил этот процесс.

1. Итак, основные компоненты вантовой системы (внутреннее кольцо и радиальные ванты) собраны на земле, домкраты и гидравлические станции установлены на верхнем кольце металлоконструкций.


2. Прежде чем начинать подъем, необходимо на верхних вантах закрепить тросы подвески, благодаря которым нижние ванты с навесом будут поддерживаться в правильном положении. К нижним вантам их подсоединят позже, когда верхние ванты будут приподняты вверх (так проще).


3. Тросы подвески есть не везде. Ближние к внутреннему кольцу зажимы на вантах просто соединяются между собой:


4. Параллельно закреплению тросов подвески происходит так называемый процесс стабилизации системы. Во время установки колонн их дополнительно поддерживали в правильном положении 80 подкосов. После завершения установки многие подкосы демонтировали за ненадобностью, но в «прямых» участках колец они остались для удержания конструкций в проектном положении (пока несущие конструкции не приняли на себя нагрузку вантовой системы, они как бы стремятся «упасть» назад на прямых участках). Подкосы - достаточно жесткая конструкция, не дающая всей системе правильно изгибаться при изменении нагрузки, поэтому на период подъема ее необходимо было заменить чем-то иным.


5. Во время подъема вант несущие конструкции были зафиксированы в правильном положении при помощи тросов и дополнительных гидродомкратов (по 7 с каждой стороны поля). После этого оставшиеся подкосы были демонтированы.


6. Теперь можно начинать подъем. Основная его часть проходит путем подъема верхних вант; внутреннее кольцо и нижние ванты поднимаются вслед за ними.


7.


8. Перед подъемом анкеры («ушки») верхних вант были дополнительно закреплены на временных тросах, чтобы избежать ненужных перегибов и упростить процесс их закрепления на верхнем кольце.


9. Как уже говорилось ранее, подъем осуществляется при помощи 80 пар гидравлических домкратов, закрепленных на верхнем кольце:


10. Домкраты в работе. Сверху можно заметить различные датчики, которые контролируют в том числе и нагрузку на домкраты.


11. Хотя процесс подъема снизу выглядит довольно таки незаметно (если не знать куда смотреть), домкраты работают достаточно шустро: сам подъем занимает пару-тройку минут, затем следует возврат штока в исходное положение (еще минут 8-10), перехват тросов и цикл повторяется:


12. Управление домкратами может происходить как вручную (непосредственно на гидравлических станциях, размещенных на верхнем кольце), так и централизовано из вот этого скромного вагончика:


13. Помимо прочего сюда выводится целый ряд показателей работы домкратов и станций, а также выполняются необходимые расчеты перед каждым следующим этапом подъема. В деле расчетов активно помогают геодезисты, которые во время подъема практически постоянно контролируют положение конструкций и на основании их измерений рассчитывается порядок дальнейшего подъема или корректируется положение отдельных частей вантовой системы.


14. Домкратами, кстати, занимаются итальянцы.


15. По мере подъема верхних вант начинается процесс закрепления тросов подвески на нижних вантах. Если ближайшие к внутреннему кольцу зажимы просто соединяются между собой, то следующие зажимы крепятся при помощи металлического жесткого подвеса. Верхние и нижние ванты пока расположены «неправильно» относительно друг друга, поэтому совместить отверстия на зажимах и подвесе не так просто. В ход идут домкраты, лебедки и даже импровизированная кувалда с мягким покрытием.


16.


17. Третьи (и далее) от кольца зажимы соединяются уже при помощи полноценных тросов подвески:


18. Подъем идет дальше и чем дальше, тем все больше натягиваются верхние ванты и все ближе отрыв внутреннего вантового кольца. Кольцо собиралось на деревянных тумбах и в момент отрыва есть опасность, что оно просто с них упадет, т.к. разные части кольца по мере натяжения верхних вант будут смещаться относительно земли. Поэтому кольцо было снято с тумб на землю:


19. По мере дальнейшего подъема начинают постепенно отрываться от земли и нижние ванты:


20.


21.


22.


23.


24.


25. Кстати, пока натягивали верхние ванты, эта часть кольца уже сместилась в сторону от изначального положения. Треск и хруст деревянных подкладок, скребущих вслед за вантами по бетону, было слышно на весь стадион.


26. Наконец, после долгих телодвижений и проверок, с южной и северной стороны поля кольцо отрывают от земли:


27. С восточной и западной стороны кольцо продолжает лежать на земле:


28. Последние минуты перед отрывом. Пока кольцо не оторвалось от земли, его смещение постоянно визуально контролируется немцами.


29. Есть полный отрыв!


30. Непривычно наблюдать кольцо в воздухе и спускаться с трибун в чашу не спотыкаясь через него. Кольцо пока имеет не одинаковую высоту с характерным прогибом на прямых участках. Ниже вы увидите, зачем он нужен.


31. Линейка :)


32.


33.


34. При дальнейшем подъеме кольцо упирается в тросы стабилизации. Снимать их еще рано и для продолжения мероприятия их нужно перебросить под кольцо. Прогиб кольца специально оставлен для того, чтобы переброску можно было выполнять поочередно: сначала крайние тросы стабилизации, затем непродолжительный подъем, переброс следующих, снова и подъем и т.д. вплоть до центральных тросов стабилизации.


35. На время переброса нужно чем-то компенсировать отсутствующий трос стабилизации. Здесь нам поможет само вантовое кольцо. На него навешиваются тали…


36. …которые соединяются с основанием домкрата:


37. И при помощи лебедки натягиваются, чтобы вся эта конструкция приняла на себя нагрузку тросов стабилизации:


38. Затем тросы стабилизации отпускаются и извлекаются из домкрата:


39. После переброса под кольцо тросы ставятся на прежнее место.


40. Затем домкратом тросы натягиваются в прежнее положение и внутреннее кольцо отпускается (это фото как и 37-е делалось в другой точке, поэтому не удивляйтесь смене обстановки). На этом фото, кстати, хорошо видно тросы стабилизации, еще лежащие на кольце и крайние тросы, уже пропущенные под кольцом.


41. После переброски всех тросов стабилизации начинается финальная часть подъема.


42. В общем случае подъем проводится одновременно по всем 80 осям.


43. Кольцо постепенно выравнивают от прогиба и поднимают на высоту 34 м. При этом периодически подтягиваются только отдельные ванты (или группы вант) для правильного распределения нагрузки и приведения кольца к правильной форме.


44. Нижние ванты никак не участвуют в подъеме. Процесс их натяжки будет выполняться отдельно после завершения подъема верхних вант.


45.


46.


47.


48. Проектная высота, подъем завершен:


49.


50. Я привык, что ванты незаметно лежат на земле, а над головой чистое небо. Только по завершении подъема стал понятен истинный размах конструкции:


51.


52. Адаптеры верхних вант. Скоро их демонтируют.


53.


54.


55. Теперь, когда верхние ванты подняты на проектную высоту, остается закрепить их на проушинах верхнего кольца.


56. Но об этом в следующий раз. Так же, как и про натяжку нижних вант.


P.S. Спасибо администрации НСК "Олимпийский" за помощь в проведении съемки.

См. также:
Подготовка вантовой системы к подъему (часть 1)
Подготовка вантовой системы к подъему (часть 2)
Все публикации про НСК "Олимпийский"
Виртуальный тур по НСК "Олимпийский"

Киев, индастриал, НСК Олимпийский

Previous post Next post
Up