Амурский мост

May 27, 2010 03:24



Меня всегда впечатляли уникальные и грандиозные сооружения, особенно если перед строительством развитие техники было таким, что воплощение проекта считалось лишь фантазией авторов. Мосты, пожалуй, один из лучших примеров таких объектов. А если мост километровой длины, двухъярусный, да еще и с разводным пролетом, то просто так пройти мимо этого чуда инженерной мысли я никогда не смогу :)
Сегодня речь пойдет про старейший мост Днепропетровска. В мировом масштабе он, конечно, вряд ли попадет даже в сотню крупнейших мостов, но в Украине его можно смело назвать одним из самых грандиозных речных сооружений. Десятки тысяч тонн металлоконструкций длиной более километра и пару миллионов болтов и заклепок на 15 пролетов все-таки заслуживают отдельного поста.
Название "Амурский" мост получил по имени района Амур, находящегося на левом берегу Днепропетровска (а вот откуда у района в Днепропетровске взялось такое название - история умалчивает :) ). В народе широко распространено название "Старый мост". С названиями и старостью моста свои хитрости. Первая хитрость заключается в том, что Амурских мостов на самом деле два: двухъярусный (№1) и его одноярусный ж-д дублер (№5). Старый из них только один - двухъярусный. Вторая хитрость - "старый мост" уже давно не самый старый в городе, его нынешняя конструкция моложе конструкций Мерефо-Херсонского моста.
Что ж, давайте все посмотрим и изучим поподробней.

Краткая историческая справка
Первый полноценный мост в тогдашнем Екатеринославе был построен одновременно с Екатерининской (ныне Приднепровской) железной дорогой как связующее звено между криворожской рудой и донецким углем. Проект моста разрабатывался ведущим русским специалистом в области мостостроения Н.А. Белелюбским. Торжественное открытие моста состоялось 18 мая 1884 г. Уже тогда мост был двухъярусным: на нижнем ярусе располагалась одноколейная железная дорога, на верхнем - дорога для пешеходов и повозок (а позже - автомобилей). В то время это был один из самых длинных мостов в России, и после открытия он надолго стал одной из достопримечательностей города. Размеры моста впечатляли всех приезжих. А размеры не такие уж и маленькие: общая длина металлических пролетов - 1,3 км, с подходами - 2,4.

1.


Спустя полстолетия мост несколько раз восстанавливался и реконструировался: первый раз в 1920 г. после гражданской войны; в 1935 г. через мост пустили трамвай, а после Великой Отечественной войны мост пришлось отстраивать практически с нуля. В итоге от старого моста остались лишь опоры и внешняя схожесть конструкции: отдаленно похожие фермы и второй ярус. Кроме того, у восстановленного моста появился разводной пролет. В новом образе мост открылся в 1955 г. Пока шло восстановление, реку преодолевали через временный мост на деревянных опорах (их остатки можно найти возле левого берега).

В последущие годы в результате постоянно растущего ж-д трафика, возникла необходимость расширения моста для пропуска поездов одновременно в двух направлениях. Рядом со старым мостом был сооружен похожий по конструкции одноярусный мост, открывшийся в 1977 г.

Перейдем к современным фотографиям.

2. Амурский мост собственной персоной. Ближайший к нам - двухъярусник, за ним просматриваются конструкции одноярусника:


3. Мост с другой стороны. С этого ракурса всегда кажется, что верхний ярус находится над одноярусным мостом:


4. По размерам трамвая легко определяется масштабность конструкций:


5. Еще лучше размах сооружения ощущается, если подойти к мосту поближе или вообще стать под ним:


6. Проезд под мостом по Набережной:


7. Опоры 1884 и 1977 года. Минимализм второй половины XX века налицо:


8. Стыковка нижнего и верхнего яруса старого моста:


9. Все 15 пролетов:


10. Дополнительные конструкции нужны для разводки моста. Здесь, конечно же, нет тех классических раскрывающихся пролетов, которые мы привыкли видеть на открытках с разведенными питерскими мостами; на обоих мостах разводной пролет поднимается вертикально вверх:


11. Если хорошо присмотреться к разводному пролету двухъярусного моста, то в глаза бросаются его более тонкие и легкие конструкции:


Теперь давайте пройдемся по верхнему ярусу моста №1 и заодно посмотрим сверху на №5.

12. Подъем на верхний ярус:


13. Так выглядит мост со стороны вокзала. Подъем на верхний ярус идет в стороне от железной дороги, и уже перед самым мостом дорожное полотно зигзагом (который видно и на предыдущем фото) уходит в сторону путей. За пассажирскими вагонами в тупике притаился въезд на одноярусный мост:


14. Верхний ярус. Движение трамваев очень активное. После того, как не был в этом районе несколько лет, считал, что трамваев на этих маршрутах почти не осталось. К счастью, я ошибся. А вот ни единого троллейбуса в течение всей съемки я не смог вспомнить :(


15. Конструкции одноярусного моста:


16.


17.


18. На одном только ближнем стыке я смог насчитать почти 200 болтов:


19.


20. Движение по мостам очень интенсивное, буквально каждые несколько минут через них проносится какой-нибудь поезд:


21. На каждой ферме есть передвижная люлька для обслуживания верхней части конструкций:


22. К люльке снизу ведет лестница. В обычном состоянии люлька "припаркована" рядом с этой лесенкой:


23. Как по заказу одна из люлек была в собранном состоянии. Здесь полным ходом идет покраска конструкций, правда люди куда-то исчезли:


24. Во время прогулки по мосту со стороны левого берега подкатил ВЛ8 с обычным на вид товарняком. Вначале были банальные полувагоны...


25. ...неожиданно сменившиеся платформами с военной техникой и вагонами, полными солдат, которые как дети обрадовались огромной реке, наперебой снимая ее на телефоны:


26. Перейдем к разводным механизмам. Разводной пролет одноярусного моста, подвешенный между "башнями", поднимается вертикально вверх примерно на половину своей высоты. При этом подвеска контактной сети вынесена за пределы фермы, и во время разводки моста контактная сеть остается в неподвижном состоянии:


27. Сверху на башнях находится машинное отделение, за лестницей внутри конструкций башни виден массивный противовес. Между мостами также выглядывает кабина машиниста подъема, из которой происходит управление разводкой обоих мостов:


28. Вторая башня со стороны подъемных тросов:


29. Между стационарными и подвижными фермами находится запирающее устройство для точной стыковки торцов рельс:


30. С механизмом разводки двухъярусного моста немного сложнее и интересней.
На фото: нет, это не реклама бетона от фирмы "Лотос", а демонстрация надстройки, на которой установлены разводные механизмы:


31. Надпись "Лотос" закрывает собой машинное отделение, а "бетон" висит на противовесах разводного пролета, которые при разводке опускаются практически до контактной сети трамвая:


32. Когда-то в далеком детстве (когда я только узнал, что мост разводной) я полагал, что верхний ярус разводится вместе с нижним. Облазив весь пролет, я так и не нашел следов стыкования разводной части со стационарной и пришел к выводу, что мост давно не разводили и все стыки просто закатали асфальтом :) Уже позже я заметил ключевую деталь конструкции, изображенную на фото: вертикальные балки надстройки не полые внутри; в них снизу заходят балки нижнего яруса, которые подвешены на тросах, уходящих к противовесу. При разводке все это перемещается вверх внутри надстройки и нижний ярус как бы уходит в нее. Верхний же ярус никуда не разводится и стоит себе спокойно на одном месте.


33. Как выглядит мост с разведенным пролетом можно посмотреть у riverpilgrim'а. Здесь мы видим очень похожую конструкцию Крюковского моста в Кременчуге с поднятым нижним ярусом и опустившимися противовесами:


34. Пространство внутри надстройки отведено для трамваев. Здесь и места мало, и контактная сеть ниже:


35.


36.

ж-д, Днепропетровск, мосты, Днепр

Previous post Next post
Up