Одним из мероприятий, входящих в программу празднования 50-летия киевского метро, являются экскурсии по подразделениям предприятия. Вместе с родным
метрофорумом удалось побывать на одной из таких экскурсий. Сначала был музей, за ним ТЧ-3 "Харьковское". Начнем с музея.
Как обычно, всем спасибо за компанию и отдельное спасибо Анне Петровне Ивановой за экскурсию и за то, что выдержала такое количество людей с фотоаппаратами, штативами и массой хитрых вопросов, выходящих за рамки знаний обычных пассажиров :) К сожалению, я завтыкал и так и не сделал с ней ни одной фотографии.
Музей располагается в здании управления метрополитена на просп. Победы, 35 (здание,в котором находится вестибюль ст. "Политехнический институт").
1. По легенде в музее три зала как символ того, что первые составы ходили трехвагонными:
2. В музее можно найти типичный для метрополитеновских музеев набор артефактов: фотографии метро и людей, с ним связанных, описание работы различных служб, схемы линий, документы, награды, символические ключи от станций, макеты, проездные документы, детали подвижного состава, элементы отделки станций и т.д.
3. Под потолком в хронологическом порядке расположены фото и рендеры открытых и строящихся станций:
4. Первая реликвия, которая бросается в глаза сразу при входе - это кресло первого начальника метрополитена Орлова Николая Константиновича. На кресле стоит его телефон, а рядом находится стенд, посвященный ему и открытию первого пускового участка:
5. Первая книга отзывов:
6. Модель вагона типа "Еж", удостоверения работников метро и их награды. Здесь же лежит комбинированная реверсивка для вагонов типа от А до Д, которой пользовался первый (?) машинист-инструктор Симагин А.И.:
7.
8. Макет "
Славутича", реверсивка, осмотровый молоток, фрагменты ленточек с пусков и т.д.:
9. Символический ключ от первого пускового участка Куреневско-Красноармейской линии ("Майдан"-"Контрактовая площадь"):
10. Главная "фишка" музея - действующий макет ст. "Днепр" с временным депо (работало в 1960-1965 гг. до момента ввода в эксплуатацию полноценного депо ТЧ-1 "Дарница"). Поистине великолепная визуализация одной из изюминок киевского метро, которая фактически сохранилась только в виде макета, здания бывшего депо на набережной и поворотного круга, который перекочевал в ТЧ-1:
11. На нынешней станции не сохранилось следов былого поворотно-подъемного механизма:
12. Новые вагоны поступали на ж-д станцию "Дарница", и оттуда их через мост Патона по трамвайной колее доставляли к временному депо. Чтобы вписаться в трамвайные кривые и т.н. трамвайные рельсы, под метрошные вагоны ставили ложные тележки.
13. От здания временного депо (в котором выполнялся только ремонт подвижного состава) вагон подавался на поворотно-подъемный механизм, расположенный под платформой ст. "Днепр"...
14. ...затем разворачивался и поднимался наверх:
15. Ст. "Днепр" раньше имела путевое развитие в виде пошерстного съезда. По 1-му пути происходил оборот составов, по 2-му - подъем и спуск вагонов к депо:
16. Общая схема ст. "Днепр", депо и путевого развития:
17. Принципиальная схема поворотно-подъемного механизма ст. "Днепр":
18. Идем дальше. Некоторые фотографии, расположенные на стенах музея:
19. Будни вагоноремонтного завода:
20. Служба пути:
21. Служба пути и тоннельных сооружений:
22. Ключи от "Лукьяновской" и "Печерской":
23.
24. На пусковом участке 1994-го г. ключи почему-то были деревянные :)
25. Пример бесшпального крепления рельс. Нет, чайник в экспозицию музея не входит ;)
26. Первые часы центральной часовой станции. С ними синхронизировались все часы на станциях вплоть до 1998 г.:
27. Старый противопожарный инвентарь метрополитена:
28. Элемент светильника на ст. Университет:
29. Примеры отделочных материалов станций и символический ключ от пускового участка до ст. "Лыбедская":
30.
31.
32. Датчики контроля прохода в тоннель:
33. Светофорная утварь:
34. Пример графика движения поездов и ключ от "Житомирской"/"Академгородка":
35. Старая табличка, висевшая на входе ст. "Театральная":
36. Киевские проездные документы и жетоны, а также жетоны других метрогородов:
37. Различные таблички, располагающиеся в тоннелях:
Это, конечно, же не весь перечень исторических материалов, представленных в музее; на фото собраны наиболее интересные на мой взгляд.