Друзья мои, за обсуждением мостов, стадионов и ёлочных игрушек мы совсем забыли про метро. А ведь до Нового года осталось совсем немного, а, значит, можно смело подводить промежуточные итоги эпопеи строительства метро на Теремки.
Вопреки внешнему затишью и формальному отсутствию финансирования, строительство медленно, но продолжается: метрострой практически за свой счет не спеша завершает сооружение основных конструкций. Что же было сделано в этом году?
- завершена проходка всех перегонных тоннелей от "Лыбедской" до "Васильковской";
- практически везде залит путевой бетон и уложены рельсы. Летнее состояние тоннелей можно посмотреть
здесь (перегон от "Демиевской" до "Лыбедской") и
здесь (перегон "Голосеевская"-"Васильковская");
- полностью накрыты конструкции станций. На "Демиевской" даже успели привести в порядок прилегающую территорию;
- завершено строительство перегонной вентиляционной шахты между "Голосеевской" и "Васильковской";
- продолжена отделка "Голосеевской";
- демонтированы все проходческие щиты;
- выполнены подготовительные работы по
врезке недостающей стрелки на съезде возле "Лыбедской".
Как видите, сделано не так-то уж и мало. Конечно, обидно, что уже год участок находится в состоянии 95% готовности (это если мерять по конструкциям; по объему освоенного финансирования - только 74%) и дата пуска до сих пор неясна. Якобы, блин, кризис и всякое такое. Вон в соседних Москве и Питере кризис хоть и повлиял на метропланы, но работы идут гораздо веселее. С другой стороны, неспешное завершение участка избавляет от необходимости вести авральные работы, а это значит, что некоторых типичных авральных недоделок, скорее всего, не будет.
Что осталось сделать?
- установить и настроить оборудование: СТП, СЦБ, связь, наладка и многое другое. Это то, что потребует больших финансовых вложений и время. До тех пор пока не появится реальное финансирование, ничего в этом направлении двигаться не будет;
- завершить отделку "Голосеевской" и "Васильковской". В приницпе, это мелочь;
- привести в порядок прилегающую к "Голосеевской" и "Васильковской" территорию. Это тоже мелочь;
- завершить строительство оборотных тупиков за "Васильковской". В течение всего года на этом объекте была тишина, а строить там еще порядочно;
- завершить строительство перегонной вентшахты между Д"емиевской" и "Голосеевской".
В целом, при условии нормального финансирования, можно вложиться в 2-3 месяца максимум.
Вот такой получился отчет. Будет ли пуск в 2010 г.? Когда-то я был убежден, что пустить участок успеют к концу 2008 г. По прошествии этого года я стал пессимистом: деньги никто выделять пока не собирается, впереди очередные выборы и что ждет капитальное строительство в Украине - неизвестно.
Чтобы не заканчивать не пессимистичной ноте, приглашаю всех интересующихся темой метро под кат - там собрана информация о положении дел на вентшахте перегона "Демиевская"-"Голосеевская" (вместе с чертежами, между прочим ;-) ).
Один из последних незавершенных объектов метро на Теремки долгое время был загадкой для местных транспортных фанатов. Строительство вентшахты началось 1,5 года назад: прокопали ствол, установили даже вентиляторы, а в тоннелях напротив ствола год назад появились распорки для раскрытия вентиляционного ходка:
На этом все и остановилось. Сестра этой вентшахты на соседнем перегоне была достроена еще летом этого года, а вот здесь царило непонятное затишье. Разгадка появилась в начале ноября, когда над тоннелями появился вагончик с морозильной установкой:
Это значит, что в этом месте настолько плохая геология, что метрострой так и не смог без заморозки пройти вентиляционный ходок.
Вот так выглядит морозильная установка (или "замораживающая станция"):
Как она работает? Компрессор станции под давлением гонит пары аммиака в конденсатор. В конденсаторе за счет постоянно циркулирующей холодной воды аммиак охлаждается и превращается в жидкость. Затем жидкий аммиак поступает в испаритель, где испаряющийся аммиак охлаждает бак с "рассолом" - специальным хладагентом. Далее аммиак уходит опять в конденсатор, а хладагент по трубам поступает на замораживаемый участок, где забирает тепло у грунта и возвращается обратно. На первом фото морозильной установки можно легко отличить трубы, по которым гоняется хладагент - они покрыты толстым слоем льда:
Когда делались эти фотографии, на улице было почти +10°C, а хладагент имел температуру -24°С:
После охлаждения грунта хладагент нагревался на 5°С:
Заморозка может длиться от 1 до 3 месяцев. Данный участок начали морозить в начале ноября, и сейчас уже начинают раскрытие вент. ходка.
Идем дальше. В начале декабря нам с
dfaw удалось раздобыть чертежи конструкции, которая впоследствии получится:
Чертеж лежал на неровной поверхности, поэтому за перегибы линий прошу извинить.
Красным отмечено то, что уже пройдено. Желтым - то, что было в процессе проходки по состоянию на начало декабря.
Вент. ходок имеет несколько нестандартную конструкцию: обычно (да так и здесь планировали изначально, если бы не геология) вент. ходок от вентиляционного ствола идет на одном уровне с тоннелями, а не под или над ними.
Ходок между основными тоннелями планируют завершить до конца этого года. После этого останется только сделать небольшой ствол вниз, чтобы соединить верхний и нижний ходок.
Готовый ходок в перегонном тоннеле будет смотреться следующим образом:
Для полной картины чертеж и текущий внешний вид вентиляционной шахты, к которой примыкает нижний вент. ходок:
На фото даже можно отличить и сам ходок - он примыкает к правой стенке и от него по дну шахты идет канавка.