Одним из этапов отделения церкви от государства после Октябрьской революции, стал процесс ликвидации института военного духовенства в армии. Как свидетельствует в своих мемуарах генерал А.И. Деникин, описывая устои старой власти, молодежь к вопросам веры и церкви относилась довольно равнодушно. Народ в полной мере прочувствовал на себе те методы, которыми поддерживалась "высокая духовность" в Российской империи, и устал от этого ещё до прихода большевиков к власти. Поэтому неудивительно, что имея законную возможность оставить священников в армии, солдаты массово от них отказались.
Р.Ю. Плаксин "Тихоновщина и ее крах". ПРОТИВ СВОБОДЫ СОВЕСТИ:
В январе 1918 года специальными постановлениями Советского правительства(1) были упразднены государственные учреждения, ведавшие делами духовенства,- такие, как ведомство придворного духовенства и управление духовного ведомства в армии. Тем самым армия очищалась от людей, осуществляющих активное реакционное влияние на солдат.
Руководствуясь в своей политике в религиозных вопросах принципами свободы совести, Советское правительство предоставило войсковым комитетам право оставлять у себя священнослужителей, если того хотел личный состав воинских частей, управлений и т.д. Расходы по их содержанию в таком случае, естественно, должны были нести сами войсковые комитеты. Но, как и следовало ожидать, солдаты, к этому времени достаточно ясно разглядевшие, чьи интересы защищает духовенство и кому оно служит, как правило, выносили решения ликвидировать должности священников в своих частях.
Характерно, что одной из первых воинских частей, отказавшихся от священника, был 56-й полк. Солдаты этого полка, участники октябрьских боев в Москве, в частности защищавшие Кремль, видели, что среди тех, кто стоял за спинами юнкеров, осаждавших Кремль, были и священники. Видели они церковников и среди палачей защитников Кремля. Недаром в принятой солдатами 56-го полка резолюции говорилось, что они не желают в дальнейшем содержать каких бы то ни было угнетателей и прекращают выдачу жалованья полковому священнику с 1 февраля 1918 года.
Наконец, уже 20 января 1918 года, накануне издания декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», был опубликован приказ наркома государственного призрения А. Коллонтай о прекращении выдачи государственных денег на содержание церквей, духовенства и совершение религиозных обрядов.(2) Приказ гласил: «Выдачу средств на содержание церквей, часовен и совершение церковных обрядов прекратить, выдачу же содержания священнослужителям... прекратить с 1 марта сего года в соответствии с постановлением Народного комиссариата труда о выдаче 4-недельного заработка при закрытии предприятий». Таким образом, осуществляя свою политику в религиозных вопросах, Советское правительство старалось соблюсти максимум справедливости по отношению к служителям церкви. В приказе говорилось, что «причту, выразившему желание работать на благо народа, может быть предоставлена работа по Комиссариату государственного призрения» то есть проявлялась забота о тех священнослужителях, которые пожелали бы изменить свою профессию.
А.И. Деникин "Очерки русской смуты" Том I. Крушение власти и армии. (Февраль-сентябрь 1917)
Глава I. Устои старой власти: вера, царь и отечество:
Я исхожу лишь из того несомненного факта, что поступавшая в военные ряды молодежь к вопросам веры и церкви относилась довольно равнодушно.
Казарменный режим, где все - и христианская мораль, и религиозные беседы, и исполнение обрядов - имело характер официальный, обязательный, часто принудительный, не мог создать надлежащего настроения. Командовавшие частями знают, как трудно бывало разрешение вопроса даже об исправном посещении церкви.
Голос пастырей с первых же дней революции замолк, и всякое участие их в жизни войск прекратилось[*]
*Съезды духовенства в Ставке и в штабах армий не имели никакого реального значения.
__________________________________________
(1)
ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПО ВОЕННЫМ ДЕЛАМ РСФСР ОТ 16.01.1918 N 39
О РАСФОРМИРОВАНИИ ВСЕХ УПРАВЛЕНИЙ ДУХОВНОГО ВЕДОМСТВА
1) Уволить всех священно-служителей всех вероисповеданий, находящихся на службе военного ведомства.
2) Все управления военного духовенства расформировать.
3) Войсковым комитетам предоставляется право, в случае желания войсковых частей, управлений, учреждений и заведений, оставлять у себя священно-служителей.
4) В последнем случае содержание оставленных священно-служителей определяется не прежними штатами, а исключительно постановлениями комитетов самих частей.
5) Все без исключения имущество и церковные суммы церквей войсковых частей сдать на хранение войсковым комитетам частей, а в случае расформирования этих последних комитетам высших степеней.
6) Для приема и сдачи сумм и имущества, находящихся в распоряжении духовенства военного ведомства, будут назначены особые комиссии.
Народный Комиссариат по военным делам
М.КЕДРОВ, Э.СКЛЯНСКИЙ, Н.ПОДВОЙСКИЙ, К.МЕХОНОШИН
(2)
СТАТЬЯ № 249. ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕЗРЕНИЯ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ВЫДАЧИ СРЕДСТВ НА СОДЕРЖАНИЕ ЦЕРКВЕЙ, ЧАСОВЕН, СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ И ЗАКОНОУЧИТЕЛЕЙ И НА СОВЕРШЕНИЕ ЦЕРКОВНЫХ ОБРЯДОВ.
Выдачу средств на содержание церквей, часовен и совершение церковных обрядов прекратить, выдачу же содержания священнослужителям и законоучителям прекратить с 1 марта сего года в соответствии с постановлением Народного Комиссариата труда о выдаче 4‑недельного заработка при закрытии предприятий.
Безработному причту, выразившему желание работать на благо народа, может быть предоставлена работа по Комиссариату государственного призрения.
Церковные службы и требы могут продолжаться при условии возбуждения ходатайства коллективами верующих с обязательством принятия на себя ремонта и содержания помещений, инвентаря и служащих.
Подписал: Народный Комиссар А. Коллонтай.
Распубликован в № 13 Газеты Рабочего и Крестьянского Правительства от 20 января 1918 года.