Глеб Рар

Apr 17, 2017 17:57





Глеб Александрович и Софья Васильевна Рар на Конгрессе соотечественников. Москва, 1991.

В августе 1991 года Патриарх Алексий II во время Конгресса Соотечественников в Москве принял Г.А. Рара, одного из деятелей РПЦЗ, и через него передал Архиерейскому Синоду РПЦЗ предложение о воссоединении РПЦ с РПЦЗ с сохранением за РПЦЗ полной автономии.



В 2001 году по личному указанию президента Российской Федерации В.В. Путина Глеб Александрович Рар с супругой получили российское гражданство.

Удивительно, Советский Союз ещё не развалили, а в Москве находится член НТС, который практически всю свою жизнь боролся против этого государства. Но почему-то, у КГБ СССР к нему нет никаких вопросов. И он не просто турист, а "почетный соотечественник" и "переговорщик" в деле примирения РПЦ и РПЦЗ.

После 1991 года связи РПЦ с семьёй Раров постоянно укреплялись. В 1995 году на территории бывшего концлагеря в Дахау РПЦ открыла Свято-Воскресенскую часовню. Настоятелем в этой часовне служит его зять Николай Забелич, а хором руководит его дочь Ксения Забелич(Рар).
В 1996 г. в Смоленске был рукоположен в диаконы митрополитом Смоленским Кириллом (Гундяевым) его сын Михаил Рар.

Но самое циничное в истории с Г.А. Раром то, что сегодня РПЦ активно раскручивает тему "святости" этого "легендарного узника" Дахау. В Свято-Воскресенской часовне на алтарной иконе «Воскресение Христово в Дахау» изображен заключенный с номером Г.А. Рара!

Как так получилось, что для РПЦ стал “легендарным мучеником концлагерей” эмигрант, антисоветчик, член НТС, которого привезли в Дахау за день-два до того, как лагерь был передан представителями Красного Креста американцам?

После прочтения мемуаров Г.А. Рара, возникает очень много вопросов. Там практически в каждом абзаце какая-то абсурдная нелогичность. А это вообще характерная особенность для всех эмигрантских воспоминаний, в которых автор пытается изложить события в выгодном для себя ракурсе.

Всего, в своих мемуарах, Г.А. Рар описывает пребывание в 6 концлагерях: Гросс-Розен, Саксенгаузен, Шлибен, Бухенвальд, Лангензальца и, наконец, Дахау.

Для любого адекватного человека концлагерь - это синоним ада на Земле, но Г.А. Рар не был в аду. Большую часть своего "заключения" он просидел в должности заведующего на складе готовых самолетных частей. А еще, Лангезальц - это не концлагерь, а город, рядом с которым находилась фабрика Heinkel.



Софья и Глеб Рар на китайской радиостанции «Свободная Россия». Тайбэй, 1959.

Из мемуаров Г.А. Рара "ПО ЭТАПАМ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА":

Тюрьма гестапо в Бреслау (Польша).

“После того как в газете “Völkischer Beobachter" появилась заметка о встрече 16 сентября 1944 года А.А. Власова с Гиммлером, в наших отношениях со следователями наступила кратковременная "оттепель": они разрешали нам встречаться с родными, получать передачи, старались проявлять подчеркнутое доброжелательство.”

“3 октября 1944 года мне исполнилось 22 года. Гестаповцы разрешили свидание с родителями, на него приехал из Берлина и Лев(брат, член НТС, начальник административно-хозяйственного отдела КОНРа, - прим.), который уверенно сказал мне, что Власов уже поднял перед немцами вопрос об освобождении всех заключенных членов НТС и будет "нажимать" и далее”.

"Гестаповцы, видимо, и считались с возможностью передачи заключенных членов НТС на поруки генералу Власову, всё же оценивали наши перспективы более трезво. Так один из них посоветовал моим родителям на всякий случай снабдить меня теплой одеждой и хорошей обувью, что они при нашем последнем свидании и сделали".

"19 или 20 октября 1944 года после отбоя, меня, Дмитрия Владимировича Хорвата и еще несколько членов НТС вызвали из камеры "с вещами", выстроили, пересчитали и повели на главный вокзал. К какому-то пассажирскому поезду был прицеплен, старинный тюремный вагон, вероятно еще времен кайзера Вильгельма. Вагон состоял из камер, рассчитанных каждая на одного арестанта. Но нас набили в каждую камеру по пять человек".

Комментарий: Г.А. Рар содержался в ней после ареста 14 июня 1944 года по “делу НТС”. О “строгости режима” в этой тюрьме свидетельствует факт, что в сентябре 1944 года Г.А. Рар выпустил в единственном экземпляре журнал "Набат за решеткой".

Первый концлагерь Гросс-Розен (Польша).

Нам пришивают номера и красные треугольники. К курткам и к штанам.

На четвертый-пятый день явился в наш барак эсэсовец с неизбежным планшетом. Спросил, - "кто из вас строители?". Дмитрий Владимирович (дипломированный инженер) и я (недоучившийся студент архитектуры) сразу ответили, что да, мы - строители. Эсэсовец записал наши номера и ушел. Через полчаса-час за нами и другими "строителями" пришли, переписали и повели на погрузку в товарные вагоны на станцию.

Комментарий: Г.А. Рар находился в лагере четыре-пять дней с 20-21 октября 1944 года. Зачем фашистам понадобились "строители", и какой именно специальности? Почему фашисты верят на слово заключенным, и сразу направляют их из Польши в Германию за 330 километров(расстояние условное, по прямой)?

Второй концлагерь Sachsenhausen(Германия).

“Опять пришивают номера и красные треугольники”.

"Из главного лагеря Заксенхаузен колонной ведут на испытательный аэродром авиастроительной фирмы Heinkel. Но завод видимо тоже уже разбит и бездействует. Пусто летнее поле. Пусты и громадные ангары. В одном из них нас устраивают на жилье: привозят солому, вываливают на бетонный пол. Вот вам, - живите и наслаждайтесь".

"Через день-другой ведут обратно в главный лагерь Заксенхаузен, а там опять гонят в товарные вагоны".

Комментарий: Группу “строителей” из Польши привезли в Германию утром 21-22 октября 1944 года. Почему их не оставили в главном лагере, а отправили на день-другой в ангары фирмы Heinkel? Сколько было “строителей” Г.А. Рар не сообщает.

Третий концлагерь Schlieben(Германия)

"выгружают нас на станции Schlieben, на юге земли Бранденбург. Приводят в какой-то новый, еще совсем не благоустроенный барачный лагерь. Наступил ноябрь, моросит дождь, а нас, "строителей", гонят на тяжелые земляные работы. Лопатами роем ямы и рвы для бетонных оснований каких-то сооружений, каких - не знаем".

"Потом происходит очередное чудо.(!!!) Оказывается, эсэсовцы допустили ошибку: на стройку в Шлибен привезли одновременно с нами - "строителями" какое-то число еще уцелевших в каком-то другом лагере евреев. И вот, поскольку по расовым законам даже в концентрационном лагере нельзя давать общаться и вместе работать евреям и, каким ни на есть, но всё-таки "арийцам", решено евреев оставить в Шлибене, а "строителей" - увезти".(???)

Комментарий: Сколько Г.А. Рар там находился непонятно, кроме того, что наступил ноябрь. Он не сообщает никаких дат, молчит и про личный лагерный номер. Но внезапно выясняется, что они не просто строители, а “какие ни на есть, но всё-таки арийцы”! Почему фашисты решили увезти "строителей-арийцев", а евреев оставили на земляных работах?

Четвертый концлагерь Бухенвальд (Германия).

"Оказалось, что свободных бараков в лагере нет, все переполнены. Нас отвели в палаточный лагерь(!!!) Нам раздали каждому по одному серому армейскому одеялу, посоветовав ложиться в солому по двое и накрываться двумя одеялами. А то, мол, замерзнете".(!!!)

"Следующий день мы провели стоя, приплясывая на льду перед своими палатками. Повели нас в главную часть лагеря на врачебный осмотр. Перед больничным бараком велели догола раздеться, разуться, аккуратно сложить свои вещи. Было несколько градусов мороза. Какие-то не то «капо», не то санитары чернильными карандашами начали выводить, на груди каждого из нас его номер - свой бухенвальдский номер помню: 64 923".

"Вернулись в свои палатки. Думали уже устраиваться на ночь, как получили приказ вновь выстроиться на обледенелой площадке перед палатками. В темноте, при свете одних только карманных фонарей эсэсовцев, нас начали вызывать по номерам. Меня вызвали, и я присоединился к другим, чей номер тоже был назван. Нас, отобранных по списку, куда-то тут же ночью повели".

Комментарий: Опять неизвестна дата прибытия. Но фашисты проявили странную “заботу”, расположив “строителей-арийцев” не в основном, а в палаточном лагере! А ещё давали советы, как не замерзнуть ночью! Возможно поэтому, пробыв там примерно сутки, Г.А. Рар запомнил на всю жизнь свой бухенвальдский номер, нанесенный на голое тело чернильным карандашом.

Пятый концлагерь Лангезальц(Германия).

"Выгружают на станции Лангезальц, приводят на какую-то фабрику".

"До войны это была текстильная фабрика. Теперь же ее переоборудовали в небольшой авиационный завод, вернее - в мастерские по изготовлению крыльев и шасси для боевого самолета Heinkel".

"Но мы - не в продувных бараках, а в отапливаемых помещениях добротной фабричной постройки. На работу ходить - только по лестнице спуститься и перейти узкий фабричный дворик".

"Сначала меня посадили работать в канцелярии лагеря. Через несколько дней мне сказали, что в канцелярии вместо меня будет работать какой-то чех. Мне поручили заведование складом готовых самолетных частей. Работа спокойная и несложная".

"Вместе с заключенными работало и небольшое число гражданских лиц в большинстве, вольнонаёмные голландцы. В один из первых же дней ко мне на склад явился один такой голландец. Он, оказывается, искал среди заключенных русского, который говорил бы по-немецки. Он счел своим долгом успокоить меня(???), - крылья, которые мы здесь строим, никогда уже летать не будут и ни России, ни западным союзникам вреда не нанесут по той причине, что моторы для данного типа Heinkel'я строили только в Ростоке, а завод в Ростоке разбит бомбами. Голландец предложил мне передать эту информацию, по возможности, всем русским, чтобы они не помышляли о ненужных актах саботажа и не подвергали себя опасности".

"Во второй половине ноября произошло нечто трудно объяснимое: возвращаясь после отбоя из убежища, мы проходили, как всегда, между двумя рядами охранников. И вдруг один из них мне что-то сунул. Газету.("Воля Народа", власовского КОНР, - прим.)(???)"

"Около 11 часов (22 марта 1945 - прим.) утра ко мне на склад зашел эсэсовец - немец из Румынии. И говорит: "Не выдавай себя ни словом, ни выражением лица. Приехал сюда твой отец. Говорил с комендантом. Тот разрешил тебе встретиться с отцом. Но ты сам понимаешь, чем комендант, твой отец и ты сам рискуете, если об этом кто-нибудь узнает.(!!!) Перед самым обеденным перерывом я за тобой приду..."

"Привел в кабинет коменданта. Вижу отца, который разговаривает с комендантом. Комендант говорит: "Из соседней комнаты - канцелярии - все ушли на обед. Вернутся через час. Я оставлю вас здесь одних на полчаса".(???)

"Я был совершенно ошарашен и не понимал, что происходит. Ведь такого даже в сказках не бывает!"(!!!)

"(1 апреля 1945 года - прим.) В обед нас накормили, а после этого выстроили и объявили, что лагерь эвакуируется. Пешим строем выступили в поход".

Комментарий: Когда отобранных по списку “строителей-арийцев” привезли станцию Лангезальц непонятно. Судя по тексту, не позднее середины ноября 1944 года. Опять нет ни слова, про лагерный номер!. Ему сообщают, что бухенвальдские поляки как-то участвовали в отборе тех, кого командировали в Лангензальц. Но каким образом узники-поляки могут влиять на фашистов? Каким образом его назначают сначала в канцелярию, а потом заведующим на склад? Для чего охранники передают ему власовскую газету? Зачем комендант “рискует”, организуя в своем кабинете встречу Г.А. Рара с отцом? Что за странный голландец?



Карта филиалов концлагеря Бухенвальд.

Эвакуация "лагеря-фабрики"

Комментарий: По версии Г.А. Рара, из лагеря отправили полторы тысячи заключенных, но скорее всего, это количество сильно преувеличено. Есть все основания полагать, что весь путь от Лангизальца до Дахау - это именно эвакуация сотрудников фабрики, а сцены расстрелов - это лишь мишура, рассчитанная на эмоционального и наивного читателя:

Никого из группы не расстреляли в Лангезальце.
В Бухенвальде поселили отдельно от основного контингента.
В Бухенвальде группу не оставили.
Бухевальдская "стоянка" стала последним концлагерем в трехнедельном маршруте группы. Ни в один концлагерь на территории Германии, Чехии, Австрии и Польши их больше не завезут!
В одном из интервью Г.А. Рар заявил: весь апрель нас катали по Германии любоваться красотами, через Чехию, в основном.
Вместо кратчайшего маршрута в 350 км, конвой выбирает самый сложный в 750 км. Первой ключевой точкой маршрута стал город Дечин в Чехии! Затем еще чешские города Хомутов и Пльзен.(в Пльзен заезжали дважды,- цитата)
Три недели группу нужно было обеспечить питанием.
Конечная точка маршрута(Дахау) вовсе не означает, что группу целенаправленно везли именно туда.
Везти заключенных 27 апреля 1945 года в направлении наступающих союзных войск, для того чтобы успеть их уничтожить именно в этом прифронтовом лагере нелогично. Конвойные рискуют попасть в плен.
Группу передают за день-два до капитуляции лагеря(29 апреля 1945 года).

Бухенвальд

"Во второй половине дня 3 апреля мы добрались до Бухенвальда. На этот раз нас поместили не в палатки, а в пустовавшие эсэсовские конюшни. (!!!) Нары обычные, с соломой. Как мы «коротали время» - не помню.(???) А 5 апреля нас снова выстроили, выдали каждому по буханке-кирпичу стандартного хлеба, и повели на станцию Веймар".

Комментарий: Почему 3 апреля 1945 года группу Г.А. Рара во второй раз не заводят в основной лагерь? По его версии, их расположили в эсэсовских конюшнях. Почему им не пришивают лагерные номера и треугольники, ведь в каждом лагере они должны быть разными?! Если он не помнит, как они «коротали время», получается, что фашисты не напрягали их никакой работой никуда из помещения не выводили?

Веймар

"На запасных путях в Веймаре стояли десятки товарных вагонов. Часть из них были крытые, часть - открытые, но с высокими стенками. Нас погрузили в открытые вагоны".

"Мы провели зиму в сносных условиях и наше физическое состояние было соответствующим.(!!!) Но вот на перроне началась какая-то возня. Привели еще партию заключенных и велели ее распределить по уже занятым вагонам. В наш вагон втолкнули человек пять.(???) Мы потеснились. Присмотревшись, увидели, что все они - . Кажется, все были русские. Месяцами без дневного света и без свежего воздуха работали они на подземных заводах “Dora”, где монтировали ракеты “V-1” и “V-2”".

"У них были вши, которые перешли и на нас. К концу путешествия все мы заразились сыпным тифом. А сами несчастные доходяги в течение первых же пяти-шести дней пути умерли".

Комментарий: Г.А. Рар утверждает, что 5 апреля 1945 года к ним в вагон поместили "живых мертвецов" из подземных заводов “Dora”. По его версии, именно тогда их заразили тифом. А инкубационный период болезни закончится 15 мая 1945 года, и пока он будет лежать без сознания (в уже освобожденном лагере), из Дахау увезут советских граждан. Потом ему помогут избежать репатриации.

Непонятно только два момента. Во-первых, если до этого случая и после, конвой содержал их группу отдельно от других заключенных, зачем понадобились эти "живые мертвецы"?

Во-вторых. Концлагерь Дора-Миттельбау располагался в 80 километрах от станции Веймар. 1 апреля 1945 года лагерь должен был эвакуироваться в Берген-Бельзен, (в противоположном, северо-западном направлении), а 3 апреля лагерь был подвергнут разрушительной бомбардировке американских ВВС. Как 5 апреля, после всех этих событий, заключенные из Дора-Миттельбау оказались на станции Веймар?



Трехнедельный маршрут в концлагерь Дахау

"Несколько смущают расхождения в календарных датах. Я твердо помню, что нас погрузили в вагоны в Веймаре 5 апреля и сдали в Дахау 27 апреля".

"Маршрут нашего путешествия (вплоть до прибытия в Дахау 27 апреля) реконструируется следующим образом: Дечин, Хомутов, Пльзен. (Почему-то в Пльзен заезжали дважды, видно кружили)".

"Что я сам не оказался в числе убитых - чудо и милость Божья".

"Через двое суток, 25 или 26 апреля, мы где-то остановились, и представилась возможность пойти за водой, с нами пошел тот эсэсовец, который "заговорил зубы" Мербаху. Когда отошли от вагона, эсэсовец сказал мне, что он остановил расстрел, сказав Мербаху, будто я - "Reichsdeutscher", т.е. немец-гражданин рейха. Конечно, достаточно было Мербаху внимательно посмотреть на мой загрязнившийся в пути "винкель" и увидеть на нем букву "R", чтобы убедиться в том, что это не так, но слово "Reichsdeutscher" действовало на эсэсовцев, как заученная команда на дрессированную собаку: ведь это была единственная категория заключенных, которую эсэсовцы без приказа из Берлина не смели ни расстреливать, ни даже избивать.(!!!) И вот, один эсэсовец рискнул обмануть другого, сказав ему, что я - "Reichsdeutscher"".(???)

Комментарий: По версии Г.А. Рара, на протяжении этих трех недель, происходят бесконечные беспричинные расстрелы заключенных. И вот однажды, один "тупой" эсэсовец решил спасти его самого от расстрела, и "обманул" другого "тупого" эсэсовца, сказав что Г.А. Рар - это "Reichsdeutscher"! Зачем фашист спасает "заключенного"? Зачем "обманывает" другого?





Карта нацистских концлагерей в годы Второй мировой войны.

Концлагерь Дахау

"Нас отвели в бараки 27 и 29. Они были окружены дополнительной колючей проволокой и считались карантинными. Я попал в первый отсек барака № 27. Трехэтажные нары без всякой подстилки. Голые доски".

"Очень скоро появились заключенные кухонной команды с бочками с густой кашей. Заключенных Дахау в те дни кормили впроголодь, но каким-то образом работающим на кухне удалось сварить для нас кашу почти по стандартам мирного времени... Каши было вволю, и мы ее съели всю. И кажется, никто после этого от заворота кишок не умер."

"В лагере события развивались с головокружительной быстротой. Всех советских граждан сконцентрировали в нескольких бараках, освобожденных от граждан других стран".

"Однако ни приход в Дахау американцев, ни прекращение на всех европейских фронтах военных действий не означали еще для нас действительного освобождения - возможности покинуть лагерь. Я постепенно всё более слабел. После инкубационного периода надвигалась, по-видимому, острая фаза тифа.(???) Почти не выходил из барака. Помню, что сознательно встретил день своего Ангела - перенесение мощей святых князей Бориса и Глеба - 15 мая, или 2 мая по церковному календарю. Но сразу после этого не только слёг, но и потерял сознание" (???).

"Пока я в своем бараке лежал в тифу без сознания, увезли советских граждан".(!!!)

"Борису Фульде стоило немалых трудов, чтобы убедить офицера американской контрразведки не отправлять меня "выбирать другого президента", а разрешить остаться в американской оккупационной зоне Германии".

Комментарий: После того, как конвой передал группу Г.А. Рара в Дахау, их там накормили кашей по стандартам мирного времени. Фашистская администрация всех заключенных кормит впроголодь, а им почему-то дали "каши вволю"! И опять никаких номеров не пришивают!

Вся история с Г.А. Раром очень мутная. "Грос-Розенского номера не запомнил (находился 4-5 дней). В Заксенхаузене был у меня номер 110.000 с чем-то (провел пару дней в ангарах Heinkel)". Был ли номер в Шлибене и сколько он там находился? Пробыв примерно сутки в "палаточном" Бухенвальде, "запомнил" номер, нанесенный карандашом на голое тело! Был ли номер на фабрике в Лангезальце, где он провел заведующим склада почти 5 месяцев? Два дня "коротал время" в эсэсовских конюшнях Бухенвальда, без номера? Потом на три недели Г.А. Рар вообще "выпадает" из системы концлагерей!

В самый последний момент он появится в лагере, который фашисты передадут союзникам. А там его спасут от репатриации. Потом Г.А. Рара отправят лагерь для перемещенных лиц Менхегоф и начнется новый этап его антисоветской деятельности в НТС, с командировками "по всему миру".

Интересно, какой же был реальный статус, у этого заведующего складом фабрики Heinkel?



Выступление Г.А. Рара на конференции Антикоммунистической лиги азиатских народов. Сеул, 1962.

Антисоветчики, РПЦ, Власовцы, НТС

Previous post Next post
Up