Церковь и контрреволюция. Реакция на первые декреты Советской власти

Apr 05, 2017 11:44





После выборов патриарха началось открытое агрессивное противостояние церкви против Советской власти. Цинично прикрываясь религиозными лозунгами, патриарх Тихон возглавил активную политическую борьбу за интересы князей церкви и власть эксплуататоров.



С НАРОДОМ ИЛИ ПРОТИВ НАРОДА?

Уже в специальном послании от 11 ноября 1917 г, через шесть дней после избрания патриарха , собор дал оценку Октябрьской социалистической революции, назвав её “бедствием”, и призвал трудящиеся массы к покаянию, к возвращению на “путь Христов”. Большевики в этом послании назывались “братоубийцами” и “насильниками”.

Первые декреты Советского правительства о мире и о земле духовенство встретило в штыки. На Декрет о земле собор откликнулся воззванием, в котором возмущался тем, что крестьяне, согласно декрету, “насильно”, как писали церковники, “забрали себе церковную и частновладельческую землю, запахали самовольно причтовое поле, вырубили церковный или частновладельческий лес”.

Реакция церковников на Декрет о земле, по которому все земли в России, в том числе и церковные, становились собственностью трудового народа, была вполне закономерна. Борясь против Декрета о земле, церковники прежде всего защищали свое имущество и имущество своих собратьев-помещиков. Что же касается Декрета о мире, то он поставил служителей культа в трудное положение. Дело в том, что они всегда любили изображать себя «миротворцами». Советское же правительство предлагало всем воюющим странам и их правительствам немедленно начать переговоры о справедливом и демократическом мире. Как будто бы этот декрет должен был соответствовать идеалам православной церкви. Однако, как только Второй Всероссийский съезд Советов по предложению В. И. Ленина принял Декрет о мире и Советское правительство обратилось ко всем воюющим державам с предложением немедленно заключить мир без аннексий и контрибуций, церковники ополчились против мирных предложений рабоче-крестьянского правительства. Уже в упоминавшемся выше воззвании собора от 11 ноября 1917 года в отношении Декрета о мире говорилось следующее: «...рушится держава российская от этого беснующегося безбожья... Для тех, кто видит единственное основание своей власти в насилии одного сословия над всем народом, не существует родины и ее святыни. Они становятся изменниками родины, которые чинят неслыханное предательство России и верных союзников наших».

Ровно через шесть дней, 17 ноября 1917 года, собор принимает другое обращение к верующим, в котором также резко осуждались миролюбивые действия Советского правительства. Причем интересен не только сам факт этого осуждения, но и его тон. В этом обращении церковники называли первое в мире рабоче-крестьянское правительство «группой людей, силою оружия захвативших власть». Они заявляли от имени «ста миллионов православного населения», что «лица, вступившие от лица Российского государства в международные отношения, не являются свободно избранными представителями населения и выразителями мысли и воли нации, почему и не могут быть признаны правомочными в деле ведения мирных переговоров»

Несмотря на неоднократные обращения Советского правительства с предложением начать мирные переговоры с государствами австро-германского блока, правительства стран Антанты даже не ответили на эти мирные предложения. В создавшихся условиях Советское правительство вынуждено было самостоятельно начать переговоры о мире с Германией и ее союзниками. Во время этих переговоров, происходивших в Брест-Литовске, германская делегация, пользуясь трудным положением молодой и неокрепшей Советской Республики, выдвинула грабительские условия мира. Советская Республика в это время фактически не имела армии, в народном хозяйстве царила разруха, измученный народ ждал окончания войны. Перед Советским правительством встал вопрос: либо пойти на самые тяжелые условия мира, либо вести войну и неизбежно погубить Советскую власть.

Представители свергнутых революцией классов буржуазии и помещиков, а заодно с ними меньшевики и эсеры подняли шум: большевики, мол, предают Россию. С посланием к «народу»[*] обратился и патриарх Тихон. «Горе той власти, которая довела русских людей до такого отчаяния»,- восклицал он и призывал верующих к борьбе с Советской властью. О германских же поработителях патриарх говорил так: «Пусть даже враг сильнейший и пленит на время ваши города и селения, вы примите сие как выражение гнева божия, на вас низведенного волею провидения за прошлое».

____________________
Примечание:
[*] Ещё одна очень любопытная цитата из послания патриарха Тихона: "... бедные и убогие, не злобствуйте на имущих достаток, «не ожесточайте сердец ваших», не кляните жребия своего и «довольни будете оброки вашими»..."
_____________________

Патриарх Тихон не преминул откликнуться и на заключение Брестского мира. 18 марта 1918 года Тихон писал, что “церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир”

ПРОТИВ СВОБОДЫ СОВЕСТИ

Апогеем этой антисоветской кампании в рассматриваемый период явилось послание патриарха Тихона к верующим от 19 января 1918 года. Послание было наполнено клеветническими нападками на Октябрьскую революцию, проклятиями и угрозами по адресу большевиков.
Оно, как отмечал И. И. Скворцов-Степанов, было «с большой злобой и ненавистью писано. Каждая строчка в нем клокотала яростью. Попытайтесь выбрать из него крепкие выражения, и вы быстро получите хороший букетик: «зверский», «изверги рода человеческого», «грозное слово обличения», «безумцы», «дело сатанинское», «огнь геенский в жизни будущей», «страшное проклятие потомства в жизни настоящей», «анафематствуем вас» и т. д.»

Тихон предал анафеме Советскую власть и в конце воззвания призывал верующих встать «на защиту оскорбляемой и угнетаемой» церкви и, «если нужно будет, и пострадать за дело Христово, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола…», а духовенство - организовывать паству для этой борьбы. «Немедленно устрояйте духовные союзы, зовите... становиться в ряды духовных борцов»

“Истина христова, провозглашенная патриархом, - писали “Церковные ведомости”, - требует решительной борьбы с революцией вплоть до жертвенного подвига.”

После опубликования декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» начинается новый этап церковной контрреволюции.

22 января 1918 года собор принимает постановление, в котором выражает полную солидарность с патриаршим воззванием от 19 января и обращается к духовенству и верующим с призывом «объединиться ныне вокруг патриарха, дабы не дать на поругание веры нашей».

Спустя три дня, 25 января, церковный собор принял специальное постановление, которое так и называлось: «По поводу декрета народных комиссаров об отделении церкви от государства». Очевидно, в расчете на то, что неграмотные в своей массе верующие узнают о декрете прежде всего из уст многотысячной армии духовенства, в постановлении злостным образом извращалась суть декрета. Церковники называли этот декрет покушением «на самое существование православной церкви», заявляли, что он продиктован «сатанинским умыслом» и призывает к «открытому гонению» на церковь и религию.

На борьбу с Советской властью собор звал верующих и в специальном воззвании «К православному народу», принятом 27 января 1918 года: «Объединяйтесь же, православные, около своих храмов и пастырей, объединяйтесь все, и мужчины и женщины, и старые и малые, составляйте союзы для защиты заветных святынь... Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание»

_____________________________
Р.Ю. Плаксин “Тихоновщина и ее крах”. С НАРОДОМ ИЛИ ПРОТИВ НАРОДА?

Р.Ю. Плаксин “Тихоновщина и ее крах”. ПРОТИВ СВОБОДЫ СОВЕСТИ

Антисоветчики, РПЦ, патриарх Тихон

Previous post Next post
Up