"Идеальный" вопрос по версии Турнирума: взгляд Павла Ершова

Nov 13, 2013 15:18

Как вы знаете, пакет первого Турнирума готовила авторская команда из 3-х человек, второй Турнирум готовят 4 редактора. Отметим, что эти люди отнюдь не являются единомышленниками. Каждый из нас имеет свое представление об «идеальном вопросе», однако мы считаем этот факт положительным фактором для пакета. Наш опыт показывает, что единомыслие в творческом коллективе скорее обедняет конечный продукт. Лишь просеяв вопросный материал сквозь Аристотелевы сита, объединив 3 стихии в нашем алхимическим тигле, можно получить благородный сплав, который мы назвали Турнирум.

Чтобы сверить вкусы, мы попросили авторов Турнирума хотя бы в первом приближении сформулировать свое понимание «идеального вопроса». Перед вами «Правильный вопрос» по версии Павла Ершова:
Вопрос ЧГК - не просто задачка, а особый жанр, 3 аспекта которого я отмечу.
1. Повод для вопроса.
То, с чего начинается вопрос - факт или идея, заставляющие сердце матерого вопросника забиться чаще. Поводы бывают двух типов: содержательные или формальные. В основе содержательного повода лежит факт, элемент знания о Вселенной, в основе формального - ход, авторская задумка.
Исторически вопросы ЧГК были построены на фактах и игре смыслов: в таких вопросах можно и нужно подключить логику, применить точные знания, такой вопрос можно пересказать друзьям и знакомым. Объективно число значимых фактов ограничено, на фоне потока турниров и «выбивания фактов» все больше вопросов строится на ассоциациях, связях между фактами или вопросами (мета-ЧГК) и на сконструированных автором реалиями (арт-ЧГК). Такие вопросы больше апеллируют к правому полушарию, но и они могут иметь свой повод. Общее правило - повод должен быть. Наличие повода определяет второй аспект…
2. Ценность вопроса.
Правильный вопрос - не бездуховная головоломка, провоцирующая реакцию вроде «Ставим птицу, едем дальше». Правильный вопрос добавляет value по отношению к источнику, по которому написан, и оставляет частицу себя играющим. Ценность может быть выражена в новом или смежном знании («новое о старом»), связке фактов («рифмовка»), аллюзии или даже каламбуре, выставляющих старые факты в новом свете, по-новому раскрывающие их суть.
Именно наличие ценности делает вопрос ЧГК произведением искусства. В отдельных случаях ценность может компенсировать недостаточную играбельность вопроса: с точки зрения ценности реакция «Как это брать?» вторична по отношению к вопросу «Жалко было не взять». Чтобы ценность вопроса была донесена игроками и воспринята ими, необходим третий аспект…
3. Форма вопроса.
Это набор инструментов, позволяющий в игровой форме выразить идею и ценность вопроса. Это аспект, требующий особого мастерства, называемого редактурой. Форма вопроса должна выдержать тонкую грань между двумя крайностями, в просторечии называемых «гроб» и «кнопка». Идеальный вопрос подобен хокку, он не просто выражает красоту мира, но позволяет командам самостоятельно открыть это красоту в течение минуты.
Главное правило - единство формы и содержания. Форма - это не просто жанровые рамки («табуретки»), но оптимальный и, в конечном счете, единственно верный способ изложения идеи, конгениальный природе факта, на котором он построен («венский стул»).
Примеры.
1. По мнению профессора Кандинского-Рыбникова, ОНИ соответствуют библейским заповедям, с шестой по десятую. Назовите ту из НИХ, которая, по мысли профессора, соответствует заповеди "Не убий".
Ответ: [Повесть] "Выстрел".
Комментарий: Речь в вопросе идет о повестях Белкина: "Выстрел" - Не убий; "Метель" - Не прелюбодействуй и т.д.
Источник(и):
    1. http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1994/9/oknig.html
    2. http://old.mosconsv.ru/teachers/about.phtml?232Вопрос.
Автор: Павел Ершов (Москва).
Очередной вопрос по Пушкину, однако повод данного образчика видится в том, что взгляд профессора позволяет по-новому отнестись к «Повестям Белкина» как к евангельским притчам. Подобные вопросы, впрочем, недалеки от «арт-ЧГК» и состоят в опасной близости с «альтернативными» гипотезами в духе Фоменко или Задорнова. В данном случае автор, похоже, воспринимает ученую степень Рыбникова в качестве «индульгенции».

2. МасАк - мокрый, сирмИк - строительный, Аниу - пищевой. По мнению автора вопроса, для названия известного мультфильма подошел бы канИк. Назовите этот мультфильм.
Ответ: "Падал прошлогодний снег".
Комментарий: Вы, вероятно, слышали, что у эскимосов много эпитетов для снега, теперь вы знаете четыре из них: сирмИк используют для строительства иглу, Аниу растапливают для приготовления пищи, а канИк - падающий снег.
Источник(и): http://pattyinglishms.hubpages.com/hub/Hubris-and-the-10-000-Words-for-Eskimo-Snow/
Автор: Павел Ершов (Москва).
Первая реалия из разряда «новое о старом»: такие вопросы позволяют нанести еще одну точку на вселенскую систему координат знаний о мире, а удовольствие от взятия таких вопросов имеет природу короткого замыкания между знанием новым и существующим, подтягиваемым из периферии памяти в область вопроса. Вероятно, именно надежда на это искупила в глазах автора вопроса использование надуманного пуанта с истертой бинго-реалией.

3. В рассказе Шукшина ОНА трижды простонала и умерла. Назовите ЕЕ.
Ответ: Балалайка.
Комментарий: Балалайку кинули в печь: сначала лопнули струны, потом сгорел корпус.
Источник(и): http://lib.ru/SHUKSHIN/odni.txt
Автор: Павел Ершов (Москва).
Случай, когда играбельность вопроса принесена в жертву цельности. Современный тренд требовал наличия в этом вопросе второй реалии, однако это, якобы, убило бы угрюмый минимализм шукшинской метафоры. Авторская редакция не позволяет взять вопрос на игроцких «рефлексах» и требует проникновения в атмосферу деревенских рассказов Шукшина. Что автор, по-видимому, считает достоинством вопроса.

4. Может показаться странным, но в юности у этой заслуженной артистки РСФСР был альт. Был ли у нее кларнет, неизвестно. Назовите ее.
Ответ: [Клара] Румянова.
Комментарий: До перенесенного воспаления легких у Клары Румяновой, озвучивавшей огромное количество советских мультфильмов, был очень низкий голос, альт. Но запомнилась она, наоборот, высоким голосом. А кларнет она не крала.
Источник(и): http://ru.wikipedia.org/wiki/Румянова,_Клара_Михайловна
Автор: Павел Ершов (Москва).
Редкий для вопросов Турнирума пример мозаики. Ввод второго факта, внешне походящего на костыль, оправдан «выходом из плоскости»: кларнет и альт в данном случае это не члены одного ряда. Как будто кто-то мог так подумать.

5. Внимание, в этом вопросе вам следует обратить внимание на форму!
    ТАКОЙ АЛЬФОЙ на американском сленге называют полицейского, первым погибшего при пожаре. ТАКАЯ АЛЬФА стала популярной в СССР в 80-е годы. Напишите два английских слова, которые мы заменили на "ТАКАЯ АЛЬФА".
Ответ: Blue Canary.
Комментарий: Полицейские носят голубую форму, и у них нет респираторов и иных защитных средств пожарных, поэтому именно их смерть свидетельствует о наличии смертельной концентрации угарного газа - так же, как смерть канареек в более ранние времена служила индикатором для шахтеров. "Blue Canary" (голубая, или же грустная, канарейка) - это и мелодия из номера "Лицедеев" ("Блю-блю-блю Кораблики").
Источник(и):
    1. http://www.urbandictionary.com/define.php?term=blue%20canary
    2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Blue_Canary
    3. http://www.viola.bz/blue-canary-60-years-of-history/
Автор: Павел Ершов (Москва).
Классическая мозаика, в лучших традициях полученная насильственным сочленением двух самобытных фактоидов в духе доктора Франкенштейна. В данном случае между двумя фактами из разных стран и эпох никакой рифмовки не прослеживается. Единственным оправданием помещения их в один вопрос является, помимо прихоти автора, уникальность общей реалии (Blue Canary).

6. В повести Булгакова офицер щелкнул шпорами и показал ЕГО. Напишите то, чем ОН отличается от прибора.
Ответ: О.
Комментарий: Офицер сделал кивок - в знак почтения даме. ОН - пробор.
Источник(и): http://lib.ru/BULGAKOW/whtguard.txt
Автор: Павел Ершов (Москва).
Пуант в этом вопросе, цинично нарушающий благородную булгаковскую атмосферу, призван усилить ложный ход, претендующий на статус соленой армейской скабрезности.

7. Внимание, вопрос-трехходовка!
ОН появился в 30-х годах XX века. ОН - сугубо отечественное явление, хотя ЕГО название состоит из двух заимствованных корней. ОН развивает хватательные рефлексы. Назовите ЕГО.
Ответ: Пионербол.
Комментарий: Пионербол - это разновидность волейбола, в котором мяч следует не отбивать, а ловить (хватать). По правилам команда может сделать не более трех ходов (пасов или шагов), чтобы перевести мяч на площадку противника и получить возможность выиграть очко.
Источник(и):
    1. http://www.maximonline.ru/statji/_article/25-veshhej-kotorye-nemczu-smert/
    2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Пионербол
Автор: Павел Ершов (Москва).
Пример сочетания формы и содержания. Ценность приведенных фактов невелика и исчерпывается, пожалуй, ностальгическими эмоциями части игроков. Однако поводом в данном случае послужила, по-видимому, форма, заданная природой загаданного явления. Не будем стесняться слова «конгениально».
Резюме.
Вопрос ЧГК - это точка слияния, смычка между Игроком и Знанием о мире, при которой Автор выступает как проводник Знания. Идеальный вопрос принесет Радость, если в нем будут равно задействованы Идеальный Автор и Идеальный игрок. В этом смысле, автор и игроки подобны Гаву и Шарику, которые ели сосиску с двух концов и благополучно встретились посередине - удовлетворенные и счастливые. Идеальных сосисок не бывает, но есть правильные.

Идеальный вопрос

Previous post Next post
Up