Какой палестинский город первым приходит на ум, когда говорят "рассадник терроризма"? И о каком городе мы думаем, включая утром новости, и слыша "этой ночью в ходе специальной операции силами ЦАХАЛА были арестованы..."? Я думаю, большинство в такие моменты вспоминает Шхем.
Вместе с тем, Шхем и прилегающая к нему Балата (лагерь палестинских беженцев) живописно раскинувшиеся меж холмов Самарии, представляют собою не только военный и контртеррористический интерес, но еще и этнографический. Каждый раз попадание в такие места, подобно пустыне, вырывает тебя из современного контекста и отбрасывает куда-то очень далеко. Не назад, но в сторону.
Я ни в коем случае не призываю никого отправиться на экскурсию в Шхем. Однако очень мало людей видели этот город не по телевизору и не из броневика ЦАХАЛа,а таким - будничным и повседневным. И мне кажется, что это интересно - посмотреть на палестинский мегаполис, находящийся у нас, фактически, под носом, и о котором мы так мало знаем.
Здание на фото - одно из самых современных в городе. Там находится торговый центр, многоэтажный паркинг и офисы. Шхем - узкий и сильно вытянутый город, который пронизывает центральная дорога с ответвляющимися улочками. Центр города хорошо обозначен - площадь, широкие улицы, ряды магазинов, главный городской базар - все, как положено восточному городу. Несмотря на то, что это был рабочий день, на улицах были просто толпы людей. Мужчины одеты вполне привычно нам - старшее поколение в кафиях (причем белых, красная была замечена всего одна), молодежь - в узких джинсах и футболках, с гелем на волосах. Отличить таких ребят от тяготеющих к современной арсовской моде арабов Яффо в каньоне Азриэли я бы не смогла.
Меня и
isr_max (хе-хе, вместе мы оказались отличнейшей командой для путешествий по местам, где редко кто путешествует) часто спрашивают, не страшно ли нам находиться в подобных палестинских глубинках, где уже призабыли присутствие израильтян. Я выскажу свое мнение, а Макс потом, если захочет, то добавит. Побывав в достаточно многих местах и давно перестав как-либо реагировать на щиты "шетах А", я убедилась, что главное, чего следует бояться - это собственного страха. По большому счету, прогулка по Шхему, Иерихону или Рамалле мало чем отличается от прогулки по Иерусалиму, Тель-Авиву или Каиру. Все эти города населяют люди, и несмотря на то, что к ним нужен разный подход и манера поведения, найдя его, вы будете в относительной безопасности. Я не раз говорила, что в районе центральной автобусной станции ТА чувствую себя намного хуже, потому что проблемы палестинцев Шхема мне намного понятнее, чем проблемы суданских беженцев и проституток в борделях. Если я знаю, чего ожидать от первых, а значит, могу хоть как-то защититься, то чего ожидать от последних - я не знаю.
Во всех местах, где жизнь строится по принципу "выживает сильнейший", а палестинские глубинки - это именно такие места, единственно правильным и возможным поведением является открытость, доброжелательность и очень, очень большая самоуверенность. Все строится по принципу "если ты здесь идешь с уверенным видом, значит, ты имеешь право здесь ходить". Как только ты растерялся, считай, что стал "пятничной забавой" скучающих юных агрессоров. Ты испугался - тебя съели. Вот такой туристический закон джунглей, актуальный не только для палестинских территорий (опасность которых сильно приувеличена, в основном, людьми, боящимися выехать дальше Тель-Авива и Кейсарии), но и всех остальных стран, путешествия в которые считаются достаточно экстремальными.
В Шхеме две автостанции, при том, что автобусов там нет вовсе - все пользуются маршрутками и такси. С этой - уходят маршрутки в северо-восточном направлении - в Балату и дальше. Со второй станции можно уехать в Дженин, Рамаллу и Иерихон.
Как бы это не показалось удивительным, но жители Шхема в этот день очень любили фотографироваться. И если дети просто лезли в объектив с криками сфотографируй меня, то люди постарше принимали выгодные позы, улыбались и даже нарушали правила дорожного движения, чтобы мы сделали кадр. Вот этот парень, например, выкрикнув "подождите, подождите!", бросился перебегать улицу и разворачивать тележку с клубникой. Чтобы лучше смотреться.
Если не смотреть на окружающие Шхем холмы Самарии (по которым он узнается просто моментально), сложно с первого взгляда вообще понять, что это израильский город. С таким же успехом он мог быть в Иордании или том же Египте. Чуть иначе расположены рекламные вывески, чуть иначе одеваются женщины, чуть более приветливы мужчины. Кстати, абсолютно все женщины носят хиджабы, некоторые закутываются в паранджи. Мы заметили лишь двух девушек с непокрытыми волосами да и то, судя по тому, как они были одеты, прибыли они откуда-то с вполне израильских территорий.
Посмотрите на улицы. Вот так в Шхеме соблюдают правила дорожного движения. Можно было бы сказать, что их там не соблюдают вовсе, однако это не совсем так: автомобили полностью игнорируют пешеходов, пешеходы, в свою очередь, не обращают внимания на водителей, однако все это подчинено какой-то единой сложной системе, благодаря которой на наших глазах за шесть часов прогулки никого не задавили. Стоит ли говорить о том, что в Шхеме никто не догадывается о поворотных сигналах и плате за парковку.
Шхемская мода. Так будет с каждой женщиной, которая ослушается мужа своего.
Архитектура города очень эклектична. Некоторые районы не отличимы от Старого города Иерусалима, другие - вполне сошли бы за какой-то Тель-Авивский Флорентин.
Шхемский баухаус. У Тель-Авива есть достойный конкурент :)
Торговый центр внутри. Конечно, в нем нет привычных нам брендов, но, пожалуй, это его единственное отличие от израильских каньонов. Лавочки, эскалаторы, туалеты с огромными зеркалами и даже есть красна дорожка.
Это красивое здание стоит на главной площади города. Мы с Максом любовно окрестили ее Площадью трех шахидов - за три мемориала, расположенные треугольником на довольно большом пространстве.
Еще одна вещь, бросающаяся в глаза в Шхеме - огромное количество плакатов с Марваном Баргути. Этот бигборд как бы говорит нам: "Господин Баргути, кофе не желаете ли?"
Вход на центральный шхемский базар. Ничем не отличается от обычного восточного базара, а если забрести вглубь, его улочки сужаются и начинается довольно старый район города, точь-в-точь похожий на арабский квартал Старого города в Иерусалиме.
Шашлыки готовятся прямо в стене здания.
Утренняя пресса. Все главные полосы газет, естественно, выходят с репортажами о зверствах израильской армии.
Чуть ли не подпольная пекарня, в которой нас встретили крайне приветливо. На металлических противнях-тарелках раскатывается тесто, а потом эти лепешки отправляются в печь.
Помню, когда я писала про Иерихон, меня спросили, где же на фото местный стадион. Вот вам замена, шхемский. Который, кстати, намного больше и красивее. Надо сказать, отличный стадион с гладкой, ровно подстриженной, яркой травой.
Второй шхемский автовокзал.
А это - шхемский Амстердам.
Продолжение о Балате, Беер-Яакове и копии La Rotonda будут.