Предыдущие части отчета по ссылкам:
Часть 1а
tourism-il.livejournal.com/8326426.html Часть 1б
tourism-il.livejournal.com/8326215.html Часть 2
tourism-il.livejournal.com/8327174.html Начну с того, что снова уточню: Гранд Каньон - это НЕ главный филиал одноименных заведений в Хайфе и Беэр Шеве. И вообще, те кто рассчитывают там на шопинг, будут крайне разочарованы.
В 8:30 утра, позавтракав своими силами, мы выехали в Гранд Каньен Каньон до которого 100 км (1 час езды). Вилиамс, где мы остановились на ночлег, это ближайший значимый населенный пункт к Южному въезду в Каньон. Есть комплекс отелей , в нескольких км от въезда и в Grand Canyon Village, но цены в 2-3 раза выше, при том что отели совсем не шик. Есть подобие отеля внутри самого нац. парка, по астрономическим ценам.
У желающих воспользоваться альтернативным транспортом, есть такая возможность: кроме автобусных туров из Финикса и Лас Вегаса, есть туристический поезд из того же Вилиамса; билеты от $75 в обе стороны, время в пути 2 часа.
Если у вас нет частного самолета, то напрямую в Гранд Каньон по воздуху не добраться, так как Grand Canyon Airport работает в основном на частные и обзорные полеты. Ближайшие крупные а/п - Финикс в 380 км и Лас Вегас в 480 км. А/п Флагстафф - ближе, "всего" в 230 км, но он принимает рейсы только из Финикса и Далласа, и только American Airlines, по цене от $350, однако если у вас трансатлантический рейс а/к из альянса OneWorld (например Бритиш), то можно попытаться включить Флагстафф как конечный пункт без существенной добавки в цене. Но время это вряд ли сэкономит из-за ожидания на стыковке. Есть еще а/п в город Пейдж (Page) в 180 км от восточного въезда в каньон. Туда есть рейсы из Финикса по вменяемой цене, выполняются мелкой а/к Contour Airlines (от $70 в 1 сторону с багажом). Попрежнему, время это не сэкономит, но возможно распределить маршрут так, чтобы сократить переезды. Я серьезно раздумывал воспользоваться такой возможностью. Но возникла проблема с арендой машины. Единственный офис аренды в Пейдж это Avis, работающий по частной франшизе и в очень ограниченные часы. Нет возможности получения машины вне этих часов (а прилет вечером) и нет возможности вернуть в другом месте, тем более в другом штате. Кроме того, по отзывам, владелец конторы крайне подозрительно относится к промо и корпоративным кодам, без применения которых цена выше в разы, и даже отказывался выдавать машины без доплаты по броням, сделанным не напрямую, а через брокеров.
20 апреля был не только мой день рождения, но и "День Национальных Парков", когда въезд во все нац. парки США бесплатный. Иначе вход с обычной машины (за всех пассажиров) $35. Можно купить годовой абонемент на все нац. парки США за $80. Оплата только карточкой, наличные не принимают. Я опасался, что бесплатный въезд привлечет толпы со всей Америки и будет многочасовая пробка на въезде. Но видимо экономия $35 не вызывает такого уж страшного ажиотажа. Мы были на въезде в 9:30 и проехали без задержек, только попросив карту.
Надо понимать, что размеры Гранд Каньона несколько больше парка в Кейсарии или Сахне, его площадь тысячи кв. км. и есть несколько въездов на расстоянии десятков и больше километров один от другого. Но до мая открыта только Южная зона (South Rim), с южным и восточным въездами. Открыт так же участок западной зоны, где находится стеклянный балкон (skywalk), который по большинству отзывов не стоит того, чтобы тратить время и деньги на посещение.
В официальных буклетах подробно и простым языком написаны рекомендации к посещению, в зависимости от желаемой продолжительности и наличия/отсутствия своего транспорта: от пары часов до нескольких дней или недель. Есть даже авто-маршрут на час, не предполагающий въезда в нац. парк - для тех, у кого совсем поджимают время и деньги.
Запарковавшись на бесплатной громадной парковке, мы решили последовать советам на полдня. А именно выбрали 2 маршрута, каждый из которых начинается у Visiting Center.
1-й маршрут на бесплатном "оранжевом" шатле в окрестностях Visiting Center - Mather Point. Шатл ходит каждые 10-15 минут и от его остановок до знаковых точек 5-20 минут пешком, но некоторые остановки используются как старт более длинных пеших походов.
У нас эта часть заняла около 2.5 часов. Вернувшись в Visiting Center, мы посмотрели 20-минутный, довольно интересный фильм. Некоторые советуют посетить I-Мax недалеко от въезда в парк, но мы туда не поехали, чтобы не делать крюк.
Возможности изысканного питания в Гранд Каньоне ограничены, а цены высокие. Например сосиска от $6.5. Однако много мест для пикника, и брать еду с собой не запрещено. Перекусив своим, а жена еще и мороженным, настал момент выбора второго маршрута.
Было 2 возможности: Hermit Road, куда можно добраться только на шатле (частный транспорт не пускают) или Desert View, куда наоборот шатлы не ходят. Мы выбрали Desert View, так как она заканчивается на восточном выезде, что экономило нам дальнейшую дорогу.
Сразу скажу, что фото не всегда отображают грандиозность видов и различие пейзажей с разных точек обзора. Но все же виды приедаются, и закончив 2-й маршрут в 15:30 наши впечатления были вполне насыщены и мы не испытывали ощущения, что чего то недосмотрели из-за недостатка времени.
Подчеркну, что все эти маршруты находятся в верхней части Гранд Каньона. У желающих посмотреть Гранд Каньон снизу есть 4 основных варианта, первые 2 из которых небюджетны и требуется бронирование как минимум за несколько недель: (1) сплав по реке Колорадо, (2) поход на мулах, (3) пешком на несколько часов (16 км в каждую сторону с перепадом высот). Вариант на мулах подходит (по крайней мере официально) только, если вес всадника до 220 фунтов (100 кг в одежде). Есть еще 4-й вариант: добраться на своем транспорте по дороге Diamond Creek. Нюанс в том, что въезд на дорогу находится в 220 км к западу от Южного въезда в каньон, сама дорога гравийка, подходящая для любой машины, и поездка по ней до «дна» каньона займет около часа в каждую сторону, не считая остановок. Кроме того, дорога находится во владении индейского племени, а потому проезд платный, ~$30. У нас на это не было времени, так что возможно в следующий раз, если поеду из Лас Вегаса.
Еще нужно взять в расчет разницу высот. Верхняя часть Гранд Каньона находится на высоте 2000 м над уровнем моря. В наш период (20 апреля) температура воздуха была +20-23 С, хотя солнце очень сильное, когда не было облаков; нижняя часть на высоте всего 750 м, и температуры там выше на 10-15 С.
В 15:30 мы проехали через восточный выезд и направились в Пэйдж, где запланировали на закате посмотреть Подкову, а наутро следующего дня верхний каньон Антилопа. Расстояние в пути 180 км (2 часа). Мы планировали пообедать по пути в селении Камерун, но жена категорически отказалась от Макдоналдса, а у разрекламированного на придорожных щитах ресторана «индейской кухни» рейтинг гугла 2.5. Поэтому дотерпели до приезда в Пэйдж.
Еще нюанс: я и не заметил как время на телефоне перескочило на час вперед, при том что мы были по-прежнему в Аризоне. Оказалось, что на прилегающих индейских территориях летом формально используется «горное время», которое отличается от времени остального штата, но соответствует соседней Юте. Пришлось переводить назад вручную.
В 17:30 мы приехали в Пэйдж и заселились в отель Hampton Inn.
Продолжение в следующей главе.