Как это делается: шабатние халы в Меа Шеарим

Nov 27, 2011 10:58

Если вы собрались прочесть этот пост полностью, то лучше сразу забудьте о диетах, калориях и правильной работе желудочно-кишечного тракта. Потому что говорить и смотреть мы здесь будем на ночные мечты и кошмары всех худеющих, а также неотъемлемый атрибут каждой еврейской праздничной трапезы - сладкие халы. И не просто сладкие халы, которые можно купить в каждой израильской пекарне оптом и в розницу, а самые необыкновенные халы, выпекаемые на Святой Земле. Произведение искусства (а иначе о них и не скажешь), круглые, продолговатые, маленькие и большие - какие угодно - эти шабатние халы знамениты на весь мир, и вот уже более ста лет украшают праздничные столы евреев от Иерусалима до Нью-Йорка.






Открытая в 1896 году, пекарня «Ланднер», расположенная на небольшой улочке, уходящей в сторону от Меа Шеарим, 115 лет не прекращает раздувать свои печи. Каждая круглая хала лепится здесь вручную, иначе и быть не может - человечество было способно открыть квазикристаллы, но так и не смогло изобрести машину для производства круглых хал. Во всяком случае, сотрудники пекарни настаивают, что их произведения уникальны, и ни одна машина не заменит творческий полет фантазии халолепщика.

Семейное производство, прославившееся настолько, что именно его продукцию самолетами накануне шабата доставляют в США для американской еврейской диаспоры, приютилось на первом этаже старого дома. Передавая из поколения в поколение управление пекарней, ее владельцы, семья Ланднер, несмотря на успешные продажи хал, не утратила вкус к семейному, камерному бизнесу.



В этой пекарне все так же тесно и прижато друг к другу, как халы на противне. У входа в зал готовой продукции, сбоку около двери, приютился кассовый аппарат, там же можно найти и кассира. Пройдя чуть глубже, уже можно оторвать от пачки ярко-оранжевый пакетик и начать выбирать прямо с горячий листов самые подрумяненные и обкунжутенные халы. Еще чуть дальше - огромная печь, около которой, наверное, было бы хорошо греться в морозы, но невыносимо находиться в израильских зной, и сразу справа от нее - цех по лепке хал. Огромный чан с тестом соседствует со столами, на которых разложены подходящие изделия.





Здесь никто ничего ни от кого не прячет. За окном слышен шум играющей детворы, периодически звонит прибитый к белому кафелю телефон, подходят халы, снуют туда-сюда любопытные покупатели и мамы с колясками. На первый взгляд может показаться, что здесь царит атмосфера хаоса и не хватает гигиены, однако, покрутившись вокруг пышных комков теста, понимаешь, что это и есть атмосфера настоящей домашней пекарни.

Разве наши бабушки, ставя в свои духовки противни с пирогами и хлебами, пеклись о стерильности кухни, на которой одновременно могли играть свои и чужие дети, завариваться чай, бубнить радио, а воздух при этом не переставал наполняться дурманящим ароматом сдобы, присыпанной кунжутными семечками?





Однако, оставьте кухни бабушек, приходите лучше в четверг вечером на улицу Лейб Даян к скромной вывеске пекарни. Здесь в это время, равно как и во всех других пекарнях Меа Шеарим и соседних районов, начинается подготовка к шабату и выпечка специальной партии хал. И если в современных кварталах Иерусалима с наступлением темноты жизнь замирает и все живое засыпает, то в Меа Шеарим в четверг вечером ситуация прямо противоположная - здесь в это время все только начинается.













Открываясь в этот день во второй половине дня, пекарни работают всю ночь напропалую, пытаясь успеть испечь большие партии круглых, сладких хал, которые уже в пятницу лягут на праздничные подносы хозяек лучших домов Израиля и США.

Однако, что нам теория без практики. В самую старую действующую пекарню Иерусалима я заглянула с прекрасной moon_live. И пока я тыкалась объективом в раскаленную печь, ей, ожидающей меня в «зале продаж» уже предложили самый удобный стул. Когда я вышла из жаркого помещения, она отщипывала от горячей халы кусочки, и я поняла, что без дегустации съемка любой пекарни была бы неполной.

Большая круглая сладкая хала здесь стоит семь шекелей, и к ней в нагрузку предлагается, как мы уже знаем, стул для желающих отдохнуть.

Пока мы сидели и восхищались купленной халой, в пекарне успело побывать человек десять, каждый из которых, в отличие от нас, микропокупателей, уносил с собой огромные пакеты выпечки для своих больших семей.











Безусловно, Меа Шеарим есть чем гордиться. И приятно знать, что это что-то заключается не только в доскональном знании на память ТАНАХа, но еще и вот в таких вкусных и традиционных вещах, как выпечка хал. И действительно, ну кто еще может справиться с этим лучше, как не жители самого консервативного района Израиля, которые из поколения в поколение не только совершенствуют технологию хлебопечения, но и умудряются презреть практически все достижения современной промышленности. Все так же, по старинке, надев на белые рубашки серые передники и на руки перчатки, работники пекарни засовывают листы с халами в печи, плетут косички из теста и первыми (а не автоматы) вдыхают запах свежеиспеченной сдобы, от одного только вида которой уже набираешь вес.





И хотя моя прабабушка говорила, что она поправляется от смеха, я думаю, все дело было вовсе не в ее жизнелюбивом юморе, а как раз вот в этих домашних, шабатних халах. И хотя я деградировала в своем еврейском развитии настолько, что не способна испечь даже правильные пирожки с горохом, у меня все еще остается шанс на хорошую мину: всегда можно зайти в пекарню.



(с) для "Вестей" из Меа Шеарим

Израиль, Иерусалим

Previous post Next post
Up