Путешествие на гору Гильбоа

Feb 13, 2009 23:27

Недавно нашей подруге Инке пришло письмо из компании Виза. Они предлагали посылать ей месячный отчет не по обычной, а по электронной почте. В качестве компенсации за сэкономленную бумагу компания Виза обещала посадить на горе Гильбоа дерево и назвать его в честь Инки. Логика не очень понятна. Если на бумаге действительно удасться сэкономить, то зачем тогда сажать дерево? Наоборот, можно тогда будет срубить одно лишнее. Короче, в прошедшие выходные мы поехали на гору Гильбоа искать Инкино дерево.
То-ли она тратит слишком мало денег по Визе, то-ли дерево еще не посадили, то-ли табличка "О, Инка, Спасительница Деревьев!" затерялась среди других подобных, но Инкиного дерева мы не нашли. Зато нашли и увидели много другого.
История эта, на самом деле, началась намного раньше. В 1055 г. до н.э. царь Саул, воевавший в этих местах против филистимлян (палестинцев), погиб в бою на горе Гильбоа вместе со своими сыновьями, включая Ионафана, отношения которого с будущим царем Давидом мы оставим в стороне. Так вот, Давид оплакивая, официально, гибель Саула, проклял гору Гильбоа:

"Горы Гелуйские (Гильбоа)! Да не сойдет ни роса, ни дождь на вас и да не будет на вас полей с плодами ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем...
Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей не разлучились и в смерти своей; быстрее орлов, сильнее львов они были; ...
Скорблю о тебе брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской".

Толкование профессора Касуто к этой главе поясняет, что речь идет о любви мужчин к своим женам и детям, либо, наоборот, о любви жен к мужу. Но, вопреки знаменитому профессору, тель-авивские геи ежегодно выходят на парад гордости с этой фразой, начертанной на своих знаменах.
Короче, непонятно, кого оплакивал Давид. То ли царя Саула, в чью должность он незамедлительно вступил, то ли Ионафана, возлюбленного непонятным образом. Но факт остается фактом.
На горе Гильбоа деревья расти перестали.

Вопреки проклятию Давида, через 3005 лет Еврейский национальный фонд (в ивритской аббревиатуре - КАКАЛ) наплевал на это проклятие и высадил на Гильбоа 3 миллиона деревьев.
Так что, все деревья на фотографиях выросли не сами, а были посажены человеком.

Главной достопримечательностью Гильбоа является цветение ирисов на специально отведенной для этого поляне. Вот так выглядит выросший в неотведенном ему месте ирис.

Перед вами вид Изреэльской долины в северном направлении от горы Гильбоа. На заднем плане в центре - гора Тавор идеально круглой формы. Она считается окретными жителями и некоторыми богословами Центром Мироздания. В этом они расходятся с другими богословами, которые считают Центром Мироздания Краеугольный Камень в Иерусалиме, Нью-Йоркскую биржу, Собор Парижской Богоматери или Китай, название которого в переводе с китайского языка звучит как "Страна Которая Посередине" (кто не верит - Zhong Guo - может проверить в словаре).

Изреэльская долина. не Израильская а именно так, как написано. Переводится - "Да посеет Бог". Поселение посередине - кибуц Эйн Харод. Знаменит тем, что, после речи Хрущева на 20-м съезде, часть кибуцников не поверила, что Сталин был плохой и основало свой сталинисткий кибуц Эйн Харод Объединённый. Так они и живут до сих пор с им одним ведомой границей посреди живописного поселения. Именно в этом месте царь Саул разбил свой лагерь перед той роковой битвой.
Но не так выглядело это место лет за 100-150 до гибели Саула. Здесь состоялась знаменитая битва евреев под руководством пророчицы Деборы с каким-то некогда могущественным Хацорским царем. Войска Деборы с интересом наблюдали с горы Гильбоа как 900 колесниц Хацорского царя вязнут в неосушенном тогда еще сионистами болоте. Наши тогда победили.
Бог, а также населяющие долину жители, насеяли изрядно. Вот это круглое поле, напоминающее рассказы о Незнайке в Солнечном Городе видно даже из космоса.

Круглое оно для того, чтобы вон та диагональ в первом квадранте - поливальная система ездила бы по кругу и все равномерно поливала. Южнее него северная оконечность зеленого 400-метрового горного массива Гильбоа. Само круглое поле, находится метров на 50 ниже уровня моря.
Согласно литературе, в 609 г. до н.э, один из израильских царей погиб тут, пытаясь воспрепятствовать переходу тогдашнего египетского фараона Нехо Второго из Египта в будущий Багдад на летний отдых. Царь не знал, что по долине некогда проходила древняя дорога - "Морской Путь" из Египта в Междуречье и обратно и фараоны так уже, по-привычке, тут ездят. Да и вообще, последний серьезный фараон к этому времени уже тысячулет как лежал в пирамиде.
Следующее сколько-нибудь значительное историческое событие в этих местах произошло лишь 2527 лет спустя. Это был прорыв австралийской конницы на помощь британскому Генералу Аленби в его битве с турками в 1918-м году.
Ну и местечко тут у нас. Где еще в мире австралийская конница идет по следам египетского фараона. Причем в противоположном от Австралии углу глобуса.
Примерно в этом районе, немного юго-западнее, близ местечка Мегидо, на горе (на иврите Ар) запланирована грандиозная битва Добра и Зла - Армагедон, о чем заблаговременно снят одноименный фильм. О путешествии в Национальный Парк Ар Мегидо - в другом отчете.
Так вот. Вернемся к нашему походу. Все туристические маршруты в еврейской стране ведут сверху вниз. Это требует съездить вниз, оставить там одну машину, вернуться наверх и радостно отправиться на маршрут, окончив который, требуется повторить процедуру с машинами.
Покинув вершину горы и двигаясь по красно-белой маркировке мы любовались видами Изреэльской Долины, окрестных гор, рукотворного леса и прочих занятных достопримечательностей.
Вот, например, противо-коровья вертушка. Люди пройти могут, а коровы нет.

Или вот такое еще приспособление против коров с проблемами в моторике. Требуется изрядная дрессировка чтобы шагать всеми четырьмя копытами по редким стальным перегородкам. Я никогда не видел корову провалившуюся в такую ловушку. То ли они научились по ней ходить, то ли они достаточно умны чтобы отдавать отчет своим собственным возможностям и не лезть на рожон.

Вся эта благодать вскоре кончилась. Перед нами открылась 400 метровая пропасть с крутым серпантином спуска.
Дети (7-9 лет) решили, что с такой пустяковой горы они спустятся и без родителей.

Моя жена Жанна радостно произнесла: "Ну вот и начался настоящий маршрут", спрыгнула с камешка и сломала ногу. Тогда мы еще не знали сломала или нет, но отчетливо понимали, что вертолету приземлится тут негде и надо спуститься вниз до темноты. "Жанна сломала ногу" - громко объявил стоявший рядом Эдик. Разгорелся небольшой спор о том как далеко был слышен хруст сломанной ноги и почему я, то есть, родной муж, этого хруста не слышал. К лежащей в недоумении Жанне подползла физиотерапевт Инка, дерева посаженного в чью честь мы так и не нашли. Инка диагностировала отсутствие перелома и прописала немедленный спуск вниз до машины.
Следующие два часа мы спускались 400 метров вниз по крутому ступенчатому склону с вбитыми в скалу скобами на отвесных участках. Под руководством показывающего путь Льва и с Ленькиной палкой изготовленной из фотоаппаратной треноги и взятой им на всякий случай для себя, через два часа при лунном свете мы спустились вниз.
Когда на следующий день в приемном покое врач спросила Жанну: "Наступали ли Вы на ногу после того как упали?" - мы оба нервически захохотали.
Покинув предгорья Гильбоа, мы все вдвадцатером отправились в гостиницу в Тверию, где поужинали, обменялись впечатлениями, позавтракали и отправились утром на следующий маршрут - спуск с западной оконечности Голанских Высот на восточное побережье озера Кинерет (Галилейское Море, Тивериадское озеро).