Не знаю, говорила я уже или нет, что в своё время была довольно сильно ушиблена Конрадом Лоренцем. Результаты его исследований мне кажутся в высшей степени интересными.
(
Для находящихся вне танка: Конрад Лоренц - один из основателей этологии, науки о поведении животных. )
Comments 6
Да не особенно. Я у Рассела читал очень хорошее исследование, посвященное определению грани между наукой и псевдонаукой. По Расселу, псевдонаука оперирует понятиями, которые невозможно опровергнуть. В случае марксизма такое понятие - "классовое сознание". Каковы бы ни были действия, скажем, капиталиста, всегда можно сказать, что им руководит классовое сознание. Если он угнетает рабочих, ухудшает условия их работы - то это ОНО, ясное дело. Но если он сокращает рабочий день, налаживает технику безопасности, предоставляет всяческие поблажки, то опять же им движет классовое сознание - он идет на частичные уступки, чтобы только сохранить саму систему эксплоатации человека человеком. В результате что бы капиталист ни делал, марксист заявит, что им движет классовое сознание.
Reply
Невозомжно опровергнуть такие события, которые можно повторить, соблюдая заданные параметры эксперимента. Стало быть, есть такие события, параметры которых невозможно воспроизвести и они принимаются на веру. Либо не принимаются.
В первом случае это "наука". Во втором - "вера". "Мировоззрение", "Убеждения", "Точка зрения", "Кредо", если угодно. Список можно продолжить до полюс десяти - двадцати пунктов.
Reply
Он искал формальные признаки псевдонауки. Интуитивно он чувствовал, что, скажем, гомеопатия (имеется в виду т.н. классическая гомеопатия Ганнемана) имеет какое-то принципиальное отличие от медицины. Или учение Фрейда - от психиатрии. И он стал искать это отличие. Оно оказалось в том, что псевдонауки создают такие теоретические построения, при которых невозможно даже помыслить ситуацию, при которой какое-то положение было бы опровегнуто. То есть псевдонаука образует свое собственное логичекое пространство, в котором сама себя подпирает со всех сторон, в результате становясь неопровержимой. Вот эту-то принципиальную неопровержимость Рассел и считал признаком псевдонауки.(Кстати, теорию эволюции он тоже подозревал в том, что это псевдонаучная теория).
Рассел ничего не говорил о религии, потому что религия и не претендует на логическую обоснованность, на научность.
Reply
Reply
Leave a comment