В Аянку на рыбалку... или первый бросок на Север. май 2010 г.

Dec 20, 2023 18:47

"Тундра - ну, что ей? - Проживет, а мне надобно, хоть тресни...
Чтоб хоть раз в году, мне в глаза взглянул Северный покой..."

Арон Крупп.



Эта "быль" - яркое подтверждение тому, что Мысль материальна!
Лет пять у меня на работе за спиной висела карта севера Камчатки - Terra inkognita. При всяком удобном и неудобном случае "путешествовал" там... по бумаге.
Слухи, опять же всякие - рыбы - ВО!!! щуки, сиги там разные... Брошенный аэродром для пререгона "Аэрокобр" по Ленд-Лизу ...
Очень хотелось увидеть все это в реале - но как...? Даже не представлял, чем туда добираются люди.



Ну, и вот. Подвез как-то после Нового Года двух мужиков в аэропорт (типа, "бомбилой" подработал) . По дороге услышал, что они обсуждают дела в Пенжинском районе. Полюбопытствовал - не тамошние ли они мужики? Оказалось да! Тогда я представился, что являюсь научным сотрудником рыбохозяйственного НИИ, а ихние края до крайности интересуют на предмет побывать, половить, исследовать и как туда вообще добираются люди?
После недолгого но толкового разговора, Костя, так звали одного из мужиков, по северному просто, сказал: «Ну, чего тут тебе долго про это рассказывать - приезжай к нам весной в Аянку, сам все и увидишь». Обменялись на всякий случай телефонами и расстались. В апреле вдруг звонок - от Кости…!?
- Ну, что, ты собрался? Давай приезжай скорее, у нас тут рыбалка в самом разгаре!
Я доложил ситуацию руководству - получил добро и в конце апреля с командировочным удостоверением вылетел в Корф (он же Тиличики).
Все четко рассчитал - в четверг я в Корфе, ночую в гостинице (забронировал), на следующий день вертак в райцентр Каменское (рейс раз в неделю - по пятницам). А там, рукой подать - 200 км чем-то по тундре и на месте.
В Корфе радостный, счастливый выволок свой баул из Ан-26 и... столкнусся с реальностью. "Завтрашний" вертолет улетел полчаса назад... Типа, прогноз плохой, пассажиров под завязку - взяли, и улетели... Когда следующий - неизвестно...
Делать нечего... устроился в "нумерах". Это только снаружи вид непрезентабельный - внутри все чисто, хорошо, уютно.



Но на душе у меня было совсем "неуютно" - столько усилий, столько уже пропер...
Делать нечего - звоню Косте в Аянку, докладаю обстановку...
Костя (вот же-ж особенность Северных людей) с абсолютным спокойствием, как будто так и было запланировано, меня взбодрил и успокоил:
- Ты, это..., там не ссы... Вездеход оттуда должен завтра выйти, с ними доедешь. Только, это... мест там, наверное, уже нет... С баранами поедешь?
- Да, не вопрос!!! - отвечаю. По нескольку суток доводилось на рыбе мороженной ездить (и ночевать - почти как с кондиционером), а тут баранина... Для настоящих летчиков - пыль.
И точно - утром подкатил ну оччень модный вездеход - ТМ-130 (подарок Президента).



Мужики с вездехода, тоже переспросили:
- Согласен ли ехать с баранами?
- Лишь бы ехать - согласен на все.



За баранами поехали в Тиличики и тут... выяснилось, что... БАРАНЫ БУДУТ ЖИВЫЕ!!!???





Натолкали их в "салон" аш 16 штук... И поехали... А дороги только до Каменского около 400 км... по тундре...



Смешно...?

А я был счастлив - ТРАНСПОРТ ЕСТЬ!!! К тому же, вездеход шел до "конечной", т.е. без геморроя аж до самой Аянки.
Но, вернемся к баранам... Когда их всех затолкали в кунг - там некуда было поставить ногу. Ну, если очень постараться, то в принципе, ногу воткнуть было возможно, но на нее тутже какая нибудь паршивая овца или гадила, или мочилась...

Спасало то, что бараны не могли сидеть задницами на лавках и через это не пользовались комфортабельностью салона по-полной - осталось кое-что и нам. А таких, как я страждущих (помимо восьмерых из кабины), и согласившихся на "бараний" класс набралось четверо. Два коряка возваращались с заработков (без денег и еды), паренек из П-К спешивший на гусиную охоту в Каменское и я.

Салон был реально классный. Если бы не бараны, было б как в просторном купе или каюте - внизу шикарные диваны-лавки, откидной стол, две полки-дивана повыше и над ними багажные полки. Поскольку внизу было сложновато (время от времени какая нибудь тварь норовила туда залезть), я расположился на откидной полке справа. Правда лежать там можно было только плашмя (лицом вниз или вверх). Для набоку не хватало габарита между полками. Но это мелочи - главное ЕХАЛИ!!!

Ехали хорошо. Когда вездеход вырвался в тундру, водила вломил под 60 км/ч. Ну, не везде, конечно - были и кочки... В общем, держаться приходилось крепко. Но это оказалось "полбеды"... Твари нагадили... было жарко, душно и резало глаза. Когда открывали люк, начинали дубеть от холода... Чередовали.

Пока светило, через каждые 3-4 часа ралли устраивали чаевки - проветрить баранов и самим перекусить размяться.



А как стемнело, погнали без остановок. Мой уставший организм вырубился частично (руки держались). Очнулся от тишины - мотор молчал, стояли. Оказывается добрались в Каменское. Было 3 часа ночи. Весь путь занял 16 часов. Бывалые "пассажиры" отметили, что очень удачно. При другом снеге или погоде, добираются вот так же сутками.

Наконец-то выгрузили баранов - им только до Каменского. Хотел бы отметить, что и вездеход и бараны это результат государственной программы поддержки "муниципальных образований в районах крайнего севера", а также развития малого и среднего предпринимательства. Иными словами, тем, кто имеет желание "посуетиться", насобирал бумажек (3 штуки) и зарегистрировался в налоговой - государство отваливает на шару 200-300 тыс. руб. (10 тыс. $). Как ни странно, желающие "озолотиться" в очередь не стоят - попугиваются налоговой, и влом отписывать раз в квартал отчеты.

Как только "сбыли" баранов, все попутчики куда-то незаметно рассосались. Остались только мы, с пареньком "гусятником". Еле успел ухватить за рукав водилу, для разъяснения - "А где тут поспать...?" Махнув в темноту - "Туда..." , исчез и водила.
Мы с Сашей (кажется так звали парня), пошли в указанном направлении и, на наше счастье, увидели в двухэтажном доме пару горящих оконна первом этаже и девушку, курившую на улице.
Мы точно вышли на "гостиницу", в которой не оказалось мест, но девушка (постоялица) любезно пригласила нас почаевать (перекантоваться до утра на кухне).
Не успели мы с Сашей уговорить бутылку (девушки пить отказались - молодцы), как в апартаменты ввалился "ответственый" за меня здесь в Каменском (по поручению Кости). Двухметровый мужик бросился на меня как к родному - "Ты, че не звонишь!? Я уж заждался. Давай собирайся - пошли!" - Так я познакомился с Жаравиным Мишей. У него же и пожил двое суток, пока "отдыхал" водитель вездехода.

,

Архитектурные ансамбли райцентра Каменское, как-то сразу не впечатлили...



Просторы р. Пенжина.



А через день, все-таки тронулись дальше. Правда сразу отъехать далеко не удалось - почти на перевале большого увала лопнул трак. Хорошо, что опытный водитель не съехал с гусеницы.



Пришлось маленько поднапрячся. Как и сам вездеход, гусянки, тоже, очень модные - один запасной трак (он же последний) - 5000 руб. или 170$. К счастью, это было последнее приключение на этой непростой дороге.



С увала открылись виды на широкую долину р. Пенжина. А на тундре вообще снега мало - сам удивился. Так получается из-за того, что все выдувает сильными ветрами. Поэтому олени и могут сравнительно легко доставать ягель. Лед был еще крепкий, но по реке побоялись ехать из-за возможных промоин.





Где-то через час после ремонта проехали с. Оклан. Меня впечатлила местная архитектура - в отличие от почти всех камчатских поселков, где настроили "по-типовому", в Оклане практикуют свой стиль. Домики такие маленькие, чтобы полегче было протопить, а также, если захочется, по-быстрому "перенести" на другое место.





Окланское село реально производит впечатление...
Хрен знает где... в опупенной глуши... без дорог и супермаркетов, стоят у реки десятка три избушек... живут люди...
Живут - хлеб жуют, чем-то занимаются... и никуда отсюда сваливать не собираются. Потому-как - РОДИНА!





В Оклане маленько постояли, отдали почту. Из ближних домов вышли человек пять мужиков, позвали чаевать. Отведали, поговорили - все как у людей.
К обеду тронулись дальше.
Сразу за околицей села одноименная река Оклан (правый приток р. Пенжина). Только по кромке реки и пойме есть деревья - тополь, корейская ива (чозения), на сухих пятаках береза, кое-где кедрач. Река уже была с промоинами. Мелко - прошли без проблем.





А за рекою, до самого горизонту пошла огромная тундра, которая раскинулась в широкой межгорной котоловине - долине р. Пенжина. Горы - края долины, видны лишь на горизонте, километров 80-100 между ними, а в даль вообще сотни полторы-две - катайся-не-хочу.
После Оклана наступна зупынка - село Слаутное, до которого было километров 100 по прямой. В Слаутном, те кто остался до Аянки, бросились закупать картошку у местных. Оказывается в здешнем крае ну очень благоприятные условия для выращивания картошки - лето жаркое и, в отличие от других поселков района, здесь вечной мерзлоты нет.





продолжение следует...

© И. Шатило

Аянка, р. Пенжина, Север Камчатки, Экспедиция

Previous post Next post
Up