В Ключи за микижей (апрель 2012 г.)

Jan 10, 2013 18:13

«Летний» рыболовный сезон 2012 г. довелось открыть на р. Камчатке, в районе пос. Ключи - там где она прорывается между Ключевской сопкой и вулканом Шивелуч. Про особенную весеннюю рыбалку в Ключах слышал очень давно, но сподобился вот только сейчас - спасибо Сергею Марковичу Иванову, который нас пригласил и все «это» устроил.

А особенность тамошней рыбалки состоит в том, что река Камчатка вниз от пос. Ключи начинает освобождаться ото льда почти на месяц раньше, чем во всей округе. Причиной тому те самые ключи, в честь коих нарекли поселок, которые нисходят под землей со склонов Ключевского вулкана и бьют в русле под водой и по берегам реки.
И как только «отходит» лед, местные рыбаки, оголодавшие по летней рыбалке за зиму, стремятся на реку и рыбачат - «плавом». Но об этом в «своем» месте…
Главное, что удалось оторваться от нескончаемых бумажных дел и вместе с коллегой и приятелем Олегом отозваться на уже оч. многолетнее приглашение Сергея, который как раз был в городе и возвращался домой в Ключи.

Собираться долго не пришлось - едем на «все готовенькое», поэтому мы все втроем и с барахлом вполне свободно двинули в дорогу на машине Сергея (Королла универсал с дизельным движком).
Двинули с утра 14 апреля 2012 г. Путь не близкий - из П-К до Ключей почти 580 км, к тому же торопились, чтобы проскочить ледовую переправу через р. Камчатку, которую грозились вот-вот закрыть.

Но как бы кто не торопился, знаменитые пирожки в Сокоче (100 км от Питера) не пропускает никто. Мы тоже, не стали нарушать традиции - "оно", вернее они (пирожки) того стоят.

А дальше дорога, дорога, дорога…
Сколько раз не доводилось ездить по камчатской «главной» - никогда не престает удивлять «разность» природы и ландшафтов. На фото ниже березовые леса в долине р. Быстрой, которая Малкинская.

В паре десятков км за Мильково (300 км от П-К) начинается настоящая сибирская тайга с елками и лиственницами.

Когда в створе дороги показалась Ключевская группа вулканов (Ключевской, Безымянный, Камень), на душе и затекшей заднице полегчало - это переправа (168 км от столицы мильковкой сметаны).

Через пару кривунов объезда показалась и сама переправа. Шлагбаума не было, но сам вид «ледового полотна» уже как-то не вызывал восторга…

Даже пешеходный переход не добавлял уверенности.

Поскольку явных полыней от утопленных машин не было, да и не слышали про такое пока… В общем тронулись… и благополучно прорвались.

Выехав на твердое, оказались почти на месте (каких-то 125 км уже не в счет). Ключевской «со товарищи» почти под боком.

Еще полтора-два часа, и вуаля - столица знаменитой Куры приютила наши измученные дорогой тела.

Утром нового дня, пока Сергей хлопотал по снаряжению активной части экспедиции, мы с Олегом обнаружили у него на сараюшке вот такой вот «тюльпан» или наконечник на спиннинг. Сразу как-то зауважали местную рыбалку.

По туннелям из снега, обозначающих улицы, добрались до набережной и… вот она - река Камчатка.

Собрались плыть двумя лодками. Старт от лодочного гаража нашего нового товарища и компаньона Леши - приятеля Сергея. Рельсы и шпалы на переднем плане это не железная дорога а «поката», чтоб сподручней спускать лодки на воду.
Внушительные габариты, в частности уклон и длина, этих инженерных сооружений обусловлены большим перепадом уровня воды в период межени (сейчас) и паводка (в середине июня), что заметно на досках гаражей (стрелочка).

Торжественный момент - спуск на воду «линкора» Леши.

Всё и все упакованы…

…и в путь. Впереди громада вулкана Шивелуч.

До места лова путь оказался не близкий. Дело в том, что «самый жор» происходит как раз у нижней границы ключевской полыньи, т.е. практически у кромки льда еще не вскрывшейся реки. А под конец апреля эта «кромка уехала» от Ключей почти на 60 км вниз - пришлось «догонять».

Но длинный путь не напрягал. День выдался тихий, солнечный и настолько ярко-слепящий, что аж больно было смотреть на проплывающие по берегам красоты - слева вулкан Шивелуч, справа правильный и огромный конус Ключевской сопки.

Практически полный штиль отполировал поверхность реки до зеркала, что очень способствовало безопасному прохождению пути - то там, то сям встречались сплывающие льдины. И чтобы не повторить судьбу Титаника, рулевым приходилось очень зорко следить за «дорогой».

Где-то через полтора часа покатушек, едва видневшийся вдали гребень хребта Кумроч уже стал закрывать горизонт. Этот хребет естественной плотиной как бы перегораживает путь р. Камчатке в Тихий океан, но мощная река все ж «пропилила» в нем дырку - это место называют здесь «Щеки».

Здесь же и стали попадаться первые искатели микижовой удачи. Полученная информация была не шибко оптимистичной - «вчера-позавчера - было как грязи», а сегодня «рассосалось»… в общем, как и положено на нормальной рыбалке.

Но мы мужики тертые - «доверяли»… и проверяли. Первую микижу вытащил Алексей, потом клюнуло и на нашей лодке - что-то приличное зацепил Сергей.

После недолгого, но аккуратного вываживания, в лодке затрепыхалась зачетного размеру кунджа. Тут же клюнуло и у меня, и я даже успел разглядеть малиновый бок красавицы микижи, но… она оказалась хитрей…

Пожалуй, в самый раз будет подробнее остановиться на особенностях местной рыбалки. Как я уже писал, подобная рыбалка, (конкретно на микижу) практикуется здесь только в относительно короткий период, пока вниз от Ключей уходит лед, т.е. в несколько недель апреля. Позже она уже так не клюет, а зимой - как и везде зимой. Летом же пойдет лосось и будет уже не до баловства - нужно будет ловить рыбу.

В качестве самой «забойной» снасти на микижу местные используют короткие и совсем не фильдиперсовые спиннинги. У Сергея и Леши были полутораметровые огрызки с намоткой лески не более половины катушки. Забросы из этих «орудий» лова были совсем никакие, но этого и не требовалось - более 15 м бросать было не нужно.

А вот на блесенки я позавидовал. С виду совсем незамысловатые - «ивовый лист» длиной сантиметров 10 с небольшой продольной и поперечной кривизной. Делают сами, лучше всего получаются из блестящих чайников (жены лютуют). Получается выпуклая сторона зеркальное серебро, внутри «золотая». По весу - относительно легкие , где-то около 25 г. Тройник обычный, при наличии улова насаживается култычек (кусочек шкуры с мясом).

Техника лова, тоже особенная. Лодка выводится на нужную «траекторию», ставится поперек, мотор глушат и «отдаются на волю течения» - сплавляются со скоростью реки.
Самый прикол в том, что заброс нужно делать не в стороны берегов (как мы обычно рыбачим на сплавах летом), а вверх по течению…!?
Рыбачить с такими забросами без зацепов позволяет «качество» местного дна реки (мелкий галечник). Справедливости ради отмечу, что зацепы все же бывают, но крайне редко, и легко снимаются с заходом выше по течению на моторе.

И вот, после недальнего заброса нужно дождаться пока блесна не «тукнет» об дно (глубина 2,5-3 м), после чего требуется плавненько поддернуть блесну и опять ждать, пока не «тукнет». И так весь день… В момент ее «полета» оно и клюет. Дальше, все как обычно - подсечка, вываживание и, если все «пучком» - обзачетивание уловом. Фсе…
«Рыбацкие» участки длиной, как правило, с полкилометра, т.е. на 10-15 минут сплава, после чего заход на моторе в начало - эдакая карусель.

До предполагаемого места нашего лагеря было еще прилично, и мы по ходу дела тестировали приглянувшиеся участки. Нет-нет, да и клевало. Не скажу, чтоб уж густо, как об этом ходила молва, но и без рыбы не сидели.

Проплывающие по берегам виды то и дело отвлекали от рыбалки. Было просто невозможно удержаться, чтоб не «щелкнуть» красоты в очередном ракурсе.
На фото ниже вулкан Шивелуч.

Потихоньку-помаленьку мы двигались вниз к предполагаемому месту лагеря, который намечали устроить в устье тихой протоки правого притока р. Камчатка - р. Хапица. А судя по карте, эта самая Хапица как раз текла вдоль подножья сверкавшего на фоне неба и реки хребта Кумроч.

И когда уже казалось, что вот-вот…

…Дорогу к месту ночевки преградил сплошной лед - типа «приехали», но не доехали…
Алексей, не долго думая, проверил преграду на крепость и оказалось, что препятствие вполне преодолимо. Правда, на всякий случай «ледоколом» пошел Алексей на своем «Прогрессе», а мы с Сергеем на «Крыму» четко проследовали в кильватер.

Наша настырность была не напрасной и через несколько минут мы запарковались в намеченном месте.

На берегах, без малейших признаков весны, высились снежные горы, но другого и не ожидали. Пришвартовав надежно лодки все дружно принялись вытаптывать лагерную поляну и место под палатку.

Снежный покров был в такой интересной весенней стадии, когда по ночам затвердевает приличный наст, по которому даже можно спокойно ходить, но днем вся эта корка превращалась в кашу. Однако, если не ступать на свежий снег сразу, а слегонца его притоптать, то обретается вполне надежная несущая способность.

Минимально требуемый «плацдарм» натоптали довольно быстро, и первым делом поставили палатку. Потом, по ходу дела, «жизненное пространство» постепенно расширяли, поскольку шаг влево или шаг вправо приводили к «провалам» почти по грудь.

Каких-то полчаса и все уже были «дома».

Завершив «коллективные операции», приступили к индивидуальным занятиям: мы с Олегом принялись за биоанализ улова, а Сергей с Лешей хлопотали по кухонной и печной части.

А вот и результаты «тестирования» - по паре-тройке микижи и гольцов, остальное кунджа. Хучь и не 4 мешка микижи, как позавчера в одиночку наловил Алексей, но, тоже, вполне зачетно.

Как только мы с Олегом разобрались с биоанализом, у Сергея поспела уха - первая в этом сезоне (для меня).

Пока дегустировали уху в прикуску с коньячком Сергея, обратил внимание на невесть откуда показавшуюся среди безоблачного неба тучку. Выяснил причину, выйдя из леска на лодки - это бабахнул, спящий до этого аки младенец, Шивелуч…

…Что совсем никак не отразилось на нашей жизнедеятельности - рыбка удалась.

Завершающий кадр первого рыбацкого дня - Леша запустил теплового монстра.