Рыбалка со сплавом - это вещь!
На целую неделю вся река (естественно, и РЫБА!) - ваши! Ходи, где хочешь, делай, что хочешь, да, и спать можно, где попало ("две комнаты с кухней" (с) отдыхают))).
Есть, конечно, мелкие неудобства в виде - все время "на дожде, комарах и улице"... или живые медведи через тент палатки... но это лишь крошечная дань за полное погружение в настоящую и первозданную Природу! Да, и современный "стаф" позволяет свести все эти неудобства к приемлемому минимуму.
На примере одной из таких рыбалок постараюсь рассказать и показать - как это делается. Речь пойдет об одном из рыболовных туров на р. Опала. Рыбалку для группы из 8-ми американских рыбаков проводили совместно давние партнеры по этому бизнесу - камчатская и американская рыболовно-туристические компании.
Опала - крупная река юго-западного побережья Камчатки (здесь, на Камчатке все, что более 100 км - река крупная!). Берет начало с плато вулкана Горелый, пересекает кальдеру вулкана Опала, выходит на западную тундровую равнину и впадает в Охотское море. Общая протяженность реки 161 км, площадь водосбора 4070 кв. км.
Характер течения реки весьма разноообразный - на верхнем участке, до выхода из кальдеры - горный, ниже - относительно равнинный, с обилием проток и быстрым течением. А еще ниже, в пределах тундровой равнины - одним широким и мелковоным руслом, со встречным свежим морским ветром, превозмогающим силу течения. В общем, там не скучно. )
До 90-х годов прошлого века река оставалась дикой и малопосещаемой. В настоящее время часто используется рекреационным рыболовством. Появилась доступность к верховьям на транспорте повышенной проходимости, поэтому на сплаве в пределах верхнего участка (до входа в кальдеру), рыболовные группы сопровождают по берегу компании "джипистов" (молящие о продаже им водки)))
Сюда на нерест заходят все виды тихоокеанских лососей - чавыча, нерка, горбуша, кижуч, кета, в незначительном количестве сима. Очень многочисленен в реке проходной голец. В небольших количествах обитает кунджа. Однако самым привлекательным видом, особенно в нашем случае, являлась жилая микижа, популяция которой этой реки славится круными размерами.
Участок сплава на схеме ниже.
Следует отметить, что прежде, чем оказаться у этой кучи шмурдяка перед вылетом на реку, произошло очень много разнообразных событий и "актов", связанных с началом такого рыболовного тура. И, если оставить "за кадром" огромную организационно-договорную работу босов, то вахта гидов и повара начиналась за неско дней до вылета и заключалась в комплектации, проверке и (при необходимости) ремонте снаряжения и снабжения, которое используется на сплаве. Список и объем такого шмурдяка большой - описание и уточнение будет по месту.
Вылет на реку планировался с запасного аэродрома, расположенного близь п. Северные Коряки, где на ту пору было очень хорошо с погодой (в отличие от аэропорта в Елизово или Николаевке).
В ожидании вертолета протестировал свою новую камеру (Sony NEX-6). После предыдущей мыльницы - гаджет приятно впечатлял.
На фото ниже - зубья хребта Ганальские востряки.
Здесь же - "выгул" стада (хорошо, что вертолеты садятся и взлетают вериткально))).
И хоть на старте погода звенела, вылететь смогли толко к полудню - держали метеусловия на реке. Тем не менее, на нашу Опалу благополучно добрались, при этом довольно рано, чтобы в этот же день начать сплав. Время полета до реки, если лететь прямиком (через Мутновский перевал) всего-то минут 40-45.
Здесь уточню, что в случае, если удается добраться на реку часов до 2-х и ранее, то сплав возможно начать сразу, в этот же день. А если получается прибыть на реку позже, то начинать сплав в этот день уже не целесообразно, поскольку прилично времени уходит на сборку и надувание плотов, их загрузку и все такое. В таком случае сразу ставится лагерь, а плоты собираются после. Гости-рыбаки изучают окрестности и могут половить рыбу в пределах пешей доступности.
При позднем раскладе, если уж и приспичит начинать сплав, то где-то через час его уже прийдется заканчивать и ставить лагерь. Разгрузка плотов и распаковка всего снаряжа в придачу.
В зависимости от массы снаряжения, количества людей и дальности полета, для заброски на реку используется вертолеты Ми-8 или Ми-8 МТВ. Различие которых в мощности и, соответственно, грузоподъемности. Как правило Ми-8 на дальность полета час или менее может взять 2-2,5 т груза (с пассажирами в т.ч.), а Ми-8 МТВ в полтора раза больше. В случае если нужно лететь подальше, то в салоне уменьшается место и полезный груз за счет установки дополнительных тополивных баков (количество которых может заполнить весь салон))).
Конечно же, на фото выше случай не наш - это совсем из другой "песни", но в принципе, такое возможно )
Мы долетели с максимальным комфортом, т.е. только с нашей поклажей. Для справки - вес одного "багажа" для группы рыбаков из 8-ми человек составляет примерно 1,5 т.
По прибытии на место в общих чертах сориентировали гостей-рыбаков за особенности рыбалки на даном конкретном месте, что выражалось в рекомекндациях по снастям и приманкам, а также в выборе участков для лова. А сами принялись за строительство флота.
В опитимальном раскладе для сплава с рыбалкой, на один плот садят двух рыбаков. Конечно, с учетом грузоподъемности такого судна, посадить туда и сплавлять можно хоть 10 человек, но это уже будет только сплав. Рыбачить в такой толпе некомфортно. А для двоих, сидящих в разных концах плота, рыбачить во время сплава очень даже удобно.
В нашем конкретном случае использовали 3 шт. 16-ти футовых рафтов и один катарафт (на фото ниже). Соответственно, команда гидов на этот "флот" из 4 чел., один из которых сам Paul Allred - американский партнер моих приятелей и собственник компании "Ouzel exspedition".
Все плоты и катарафт комплектуются рамой с уключинами под большие распашные весла, что позволяет одному гребцу легко управлять довольно большим судном. Забегая напед, отмечу, что поперечные трубы этих рам и распашные весла используются еще и в каркасе кухонной палатки и большого лагерного тена.
Для надувания плотов, а также их подкчки в процессе сплава, каждый рафт комплектуется ручным насосом. А в последние годы для ускорения процесса сборки плотов на старте используется еще и электрический центробежный наксос с питанием от аккумулятора, что позволят надуть весь флот в течение получаса.
Собранные рамы крепятся к плотам с помощью самоблокирующися ремней. Каждое судно комплектуется запасным веслом.
А вот и долгожданный момент начала сплава.
Как правило, если вертолет может высадить группу близко к реке, сборы и упаковка снаряжа до готовности к сплаву занимают около 2-х часов. За это время гости-рыбаки успевают распаковать и настроить снасти, облачиться в гортекс, а также исследовать ближнюю округу. Многие отмечаются и первыми на реке трофеями.
Ну, а кудесник повар к этому времени накрывает стол, после чего, приняв и закусив за успешное прибытие.
Ну, и... "помолясь усердно Богу, отправляемся в дорогу".
Продолжение следует...
© И. Шатило