АВАТАР: БИТВА ЗА ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ

Jan 18, 2013 21:40

Три года назад Джеймс Кэмерон, великий мастер зрелищного кино, сумел заставить сотни миллионов зрителей по всему миру компактно и почти одновременно (в рамках нескольких премьерных недель) пережить некий очищающий комплекс чувств, который режиссер транслировал через свой фильм.
Для меня очевидно, что «Аватар» - это выдающееся явление мировой культуры 21 века.
Причем не так называемой «культуры кино» или «художественной культуры» (что бы это ни значило), а культуры в подлинном смысле, имеющей дело с проблемами жизни и смерти человека, как в физическом, так и в духовном плане.

Современное кино - это, если угодно, род терапии или гипноза, и как всякий гипноз, оно может быть направлено как на благо, так и во вред, в зависимости от установки гипнотизера. Отдельный предмет для разговора - действует ли «гипнотизер» (т.е.режиссер) сам по себе, или через него проявляются в мире другие силы, гораздо большие, чем его собственная?
Критики сетовали, что конфликт фильма очень прост, не нов, наивен, сравнивали его с другими произведениями на подобные  темы: «Покахонтас» студии Диснея, «Танцы с волками» Кевина Костнера и т.д., -  и приходили к выводу, что единственное, хотя и выдающееся достижение Кэмерона - это создание новаторских и завораживающих спецэффектов, то есть путали местами, как часто бывает, послание и средство его передачи.

На свете не существует новых идей. Есть только несколько вечных тем - и постоянно обновляющиеся способы их выражения. Это именно то, над чем работают подлинно крупные художники (и солидарные с ними в этом духовные подвижники) - над максимально эффективной передачей вечного и неизменного Послания.
В мире «Аватара» действуют два основных начала: гармония с одной стороны, жадность и ограниченность с другой.
Гармония, баланс жизни, взаимоперетекающие и всепроникающие потоки энергии планеты Пандора - это олицетворение того, как должно было бы быть на планете Земля, если бы не существовало противоположного начала - тупого стремления к наживе, с вытекающими из него грубыми системами ценностей и отношений.
Даже смерть на Пандоре естественна и гармонична: «вся энергия только одолжена и в конце должна вернуться к источнику». Смерть на Земле, напротив, глупа и бессмысленна: брата-близнеца главного героя убивают «ради бумажек в его кошельке», то есть из той же алчности.

Земляне (именно земляне, а не какие-то абстрактные «инопланетяне») пришли со своей «умирающией планеты» на которой больше нет зелени, чтобы добывать нечто неимоверно дорогостоящее, и не собираются останавливаться ни перед чем. «Они убили свою Мать, и хотят сделать то же самое здесь». Здесь явная перекличка со словами агента Смита из «Матрицы», говорящего о человечестве как о чуме, вирусе, пожирающем землю перемещаясь с места на место по мере истощения ресурсов
Алчность показана в «Аватаре» с наглядностью детской картинки: огромные бульдозеры вгрызаются в девственную природу, оставляя за собой развороченную землю.

Что делает Кэмерон?
Он берет простую и вечную дилемму. Делает зло и алчность наглядными и убедительными, и в добавок очень узнаваемыми в нашей с вами повседневной действительности.  
Но самое главное - добро и гармонию он делает такими манящими и желанными, как детская мечта, никогда до конца не умиравшая в каждом из нас - мечта о полете, о подвиге, о любви, о единстве со всем миром. (Послушайте еще раз песню в исполнении Леоны Льюис)
Именно ради создания этого феномена желанности используются  сказочно убедительные (подходящее выражение!) спецэффекты и создается феерический мир Пандоры, с ее светящимися растениями, порхающими семенами Священного дерева, прекрасными в своем ужасе хищниками и возможностью всех обитателей физически и физиологически - особыми нервами, словно проводами - соединяться друг с другом и с богиней-Матерью.

Этот фильм не предназначен для того, чтобы о нем размышлять или рассуждать. Он предназначен для непосредственного переживания. Отсюда то огромное значение, которое режиссер придавал своим спецэффектам (по сути дела весь фильм - это один большой спецэфект).  Это не украшение и не трюк, как часто бывало в кино до Кэмерона, а особый способ передачи послания. В мир «Аватара» - буквально - хочется войти и остаться в нем жить, и не возвращаться туда, откуда мы пришли в кинозал.  Где-то в сокровенных глубинах души многие из нас, уставших от крысиной беготни  повседневности, отдали бы свои дома, машины, ученые звания и прочее ради возможности  вести «примитивную» жизнь одного из на'ви на Пандоре.
Здесь - важный момент. Эффект, которого добивается Кэмерон - это удивительная, почти психоделическая красота мира, изображенного в фильме. Зритель неохотно расстается со своими 3D-очками и неохотно покидает кресло.
Но сказки сказками, а ему все-таки в тот же день или на следующий приходится возвращаться к своим делам, выглядящим, несомненно, намного серее, чем жизнь на экране.

И вот тут происходит то, ради чего устроен весь этот сыр-бор. Зритель выносит из кинозала образ идеального мира, отпечатавшийся в его ошеломленном и очарованном сознании. Есть вероятность, что «образец» Пандоры задержится в нем надолго. Контраст между только что увиденной сказкой и реальностью хотя бы на некоторое время будет мешать спокойно спать.

Есть вероятность, что в ком-то это противоречие сможет запустить редкостный процесс самосознания.
Внешние впечатления распространятся на внутренний мир, и возникнет  понимание того, что только что увиденное - это вовсе не сказка, рассказанная о какой-то далекой планете, и даже не метафора проблем, терзающих саму Землю. Что всё это ещё ближе. Те же самые два начала: гармония, благо, единение с Богом, с одной стороны, а с другой стороны алчность, стремящаяся эту гармонию нарушить, со всеми ее войсками наемников, бульдозерами и боевыми машинами - постоянно живут внутри нас, и их противостояние - это пресловутая борьба Добра и Зла за обладание душой человека. 
Физически ощутив это в себе, человек получает свой первый шанс начать внутреннюю работу.


кино

Previous post Next post
Up