В журнале "Россия XXI" (
2015 год, №1) попалась мне статья "Киевская публицистика Михаила Кольцова 1918-1919 годов: материалы к библиографии". В этой статье автор подходит к разработке малоизученных сторон публицистического творчества Михаила Кольцова - знаменитого советского журналиста, - и приводит одну из малоизвестных статей Кольцова под названием "Месть королей", опубликованной в киевской газете "Свободные мысли" 18 ноября 1918 года.
В этом фельетоне меня привлек образ библиотеки, который является ключевым для этого произведения. Автор с какой-то элегической иронией обращается к властителям Европы (позволим себе привести развернутую цитату):
"Короли! Императоры! князья и герцоги! Отомстите своим народам, так коварно и дерзко поправшим ваше величие.
И вот вам способ гордой, красивой и бескровной мести. Из ваших жалких, нищенских, припрятанных грошей соберите десять, пятнадцать миллионов. На эти крохи можно построить на высокой горе большой и роскошный дворец. Постройте его, а во дворце поместите библиотеку.
Соберите на дубовых ножках десятки тысяч томов, в которых сыны обманувших вас народов восхваляли ваших предков и вас самих! Поставьте здесь панегирики и льстивые восхваления не только ваших придворных стихоплетов, Буало, и Сумароковых, и всяческих Тредьяковских, а и тех, кто по-настоящему велик и любим народами, всех Шекспиров и Дюма, Пушкиных и Шиллеров... Снесите сюда все романы о царях от апокрифического "Александра Македонского" до Германа Банга и Мережковского, все трагедии от Софокла до Эдмона Ростана, все поэмы и тьмы, и тьмы, и тьмы стихов, где описаны ваши движения и страсти и ваша любовь и мудрость! Пусть высится этот строгий библиотечный мавзолей на крутой горе, гордым и гневным и будет укором для тех, кто посягнул на вас и обидел...".
(Особенно приятна блоковская реминисценция "и тьмы, и тьмы, и тьмы" из "Скифов"). Михаил Кольцов демонстрирует предельно трепетное отношение к творческому наследию, к книгам:
"И только одного никогда никто не сможет лишить обездоленных монархов. Не ими собранного, но для них изготовленного. Написанного о них".
Итак, библиотека! Средоточие книг, гордый памятник минувших эпох! Этот "строгий библиотечный мавзолей", о котором говорит Кольцов не был построен, однако существует, зримо присутствует в каждой библиотеке, будь то домашней, школьной, краевой... Образ библиотеки "королей" у М.Е. Кольцова - это вызов для будущего, это высказывание, направленное в вечность, "высказывание", которое способно действовать в самом длительном промежутке времени.
Есть в этом что-то от тактики римского полководца Фабия Максима Кунктатора... В любом случае, этот образ, нарисованный Кольцовым, привлек меня: когда мир рушится - идите в библиотеку, когда все плохо - собирайте книги... Есть нечто метафизическое в этом отношении к библиотеке, нечто близкое Борхесу с его "Вавилонской библиотекой". Хотелось бы со временем поискать образ библиотеки во всей публицистике Михаила Кольцова, осмыслить его более строго, в соответствии с научной методологией, но, боюсь, что сама эта моя задумка есть "высказывание в вечность" =(