Генеральному директору
Музейного объединения "Музей Москвы"
Ведерниковой Г.И.
Уважаемая Галина Ивановна!
В своем письме Вы отказали нам, православной общине храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова под Вязом, в совершении пасхального богослужения в нашем собственном храме. Ваш отказ был воспринят всеми нами с большим огорчением.
Мне трудно передать словами ту меру скорби, которую испытывает православный человек, вынужденный видеть оскверняемую святыню. Но еще труднее описать горечь, которую испытывают члены общины, православные москвичи, из-за того, что Вы лишили их пасхальной Литургии в их храме в главный христианский праздник.
Признаюсь, обращаясь к Вам с очередной просьбой пойти навстречу верующим, на этот раз я искренне ожидал встретить понимание. Не только потому, что всю осень и зиму мы каждый воскресный и праздничный день молились у стен храма, и каждую неделю Вы видели под своими окнами всех тех людей, судьбу которых Вы решаете, тех, кому Вы отказываете в праве на религиозную жизнь, - священство, интеллигенцию, учащуюся молодежь.
Но были и объективные причины, которые внушали надежду на возможность долгожданного шага с Вашей стороны нам навстречу. В последние месяцы возглавляемый Вами Музей Москвы активизировал проведение выставок и мероприятий в «Провиантских магазинах» - тех самых помещениях, куда годы назад должны были быть перевезены две небольшие экспозиции из храма на Новой площади. Поскольку площади «Провиантских магазинов» стали эксплуатироваться более интенсивно, мы рассчитывали на Вашу готовность сделать принять решение, которого православная Москва ждет уже 19 лет, - освободить храм для богослужений.
Как в октябре 2010 года, в престольный праздник храма святого Иоанна Богослова, так и сейчас, накануне пасхальных торжеств, у Вас был прекрасный повод наконец сделать этот шаг навстречу верующим. Но как полгода назад, так и сегодня на все просьбы настоятеля и прихожан храма Вы отвечаете одно только «нет».
К сожалению, Вы говорили мне неправду, глядя в глаза, еще на нашей первой встрече, когда отказывали в совершении богослужения в Престольный праздник храма 9 октября 2010 года. Вы отказывали под предлогом отсутствия помещений для переезда. Но именно в это время в "Провиантских магазинах" разворачивалась грандиозная по масштабу Неделя дизайна, в которой были задействованы не только выставочные павильоны комплекса, но прилегающая территория. Потом здесь же проходили выставки "Спешите делать добро", "Город, в котором мы живем - путь к социальной гармонии", "Делу время - потехе час" и десятки других полномасштабных выставочных проектов, с не менее яркими названиями, торжественными открытиями и размерами экспозиции, в десятки раз превышающими объемы нашего храма. Нам же Вы продолжали говорить, что комплекс "Провиантских магазинов" не приспособлен для выставочной деятельности.
И сейчас, отказывая верующим москвичам в возможности встречать Пасху в собственном храме, предлагая им довольствоваться мостовой у его стен, Вы продолжаете говорить о невозможности переезда из храма вполне мобильной экспозиции по причине якобы неготовности "Провиантских магазинов" к выставочной деятельности. И в это же самое время пространство этого гигантского музейного комплекса отдается под новые и новые проекты.
Вы говорите, что «Провиантские магазины» не приспособлены для выставочной деятельности? Это неправда. За последнее время здесь на тысячах квадратных метров было реализовано не менее 25 крупных выставочных проектов. Которые, по информации сайта Музея Москвы, посетило более 700 000 человек! Наряду с отремонтированными и оборудованными выставочными площадями в офисных зданиях комплекса Провиантских магазинов также кипит работа.
Деятельность музея в новых зданиях можно только приветствовать. Но ведь эти здания были переданы Вам властями столицы под переезд Музея из храма! Так ли трудно это было сделать? Неужели выставка в храме общей площадью 648 кв.м. (!) не может быть перемещена в новые здания объемом в 22 500 кв.м.? Неужели сложно дирекции музея переехать из 1500 кв.м. церковных строений в предоставленные для этого Правительством Москвы отремонтированные здания, а потом уже создавать здесь новые подразделения музея? Притом что с самого начала и до сих пор мы предлагаем Вам совместно разработать план поэтапного переезда, без спешки и суеты.
В своем письме Вы отказываете нам встретить Пасху в нашем храме - и при этом призываете меня как настоятеля к "взвешенной позиции", ссылаясь на договоренности, якобы достигнутые мной на встрече с заместителем мэра Москвы Л.И.Швецовой в ноябре 2010 года. Поверьте, сложно найти более взвешенную позицию, чем 19 лет терпеливого ожидания освобождения Музеем незаконно занимаемого храма. Если, конечно, под "взвешенной позицией" Вы не подразумеваете полное молчание - как наиболее желаемую для Вас реакцию с нашей стороны. И уж тем более странно слышать от Вас не соответствующее действительности утверждение о якобы достигнутой на этой встрече договоренности нашей общины с мэрией. Я официально заявляю о том, что никаких договоренностей и компромиссов со мной и с нашей общиной никто не достигал, наши предложения и просьбы никем не учитывались. Мы лишены возможности молиться в храме и все это время находимся на улице.
Галина Ивановна! Понимаете ли Вы, что, прикрываясь авторитетом Правительства Москвы в этом не поддающемся объяснению противостоянии закону и правде, Вы дискредитируете власти города? Понимаете ли Вы, что, снабжая общество и чиновников недостоверной информацией о ситуации с храмом, Вы создаете на пустом месте повод для конфликта? Понимаете ли Вы, что Церковь, имея права на храм согласно Постановлению Правительства Москвы, законно оформленным Свидетельствам и Охранному договору, сознательно не выселяет Вас через суд, а все эти 19 лет, уважая высокую миссию Музея, терпеливо и с доверием ждет его переезда?
До Пасхи еще есть неделя, неделя воспоминания Страстей Христовых. Я еще раз убедительно прошу Вас обеспечить переезд экспозиции в новые здания и позволить начать богослужения в храме. Мы оба знаем, что Вы можете решить этот вопрос.
Конечно же, и в случае Вашего отказа мы будем встречать Пасху здесь. Поверьте, после 30-градусных морозов и метелей молиться под весенним дождем не так тяжело. Мы готовы и дальше молиться на тротуаре и в ближайшую, и в следующую Пасху, и во все воскресные и праздничные дни. Потому что у нас нет другого храма. Здесь - место нашей молитвы. В любом случае, духовный дом нашей общины - храм святого апостола Иоанна Богослова под Вязом, независимо от того, прилегающая ли это территория или церковное здание.
С уважением и надеждой на понимание,
Игумен Петр (Еремеев)
настоятель храма святого апостола Иоанна Богослова -
Патриаршего подворья в Китай-городе,
ректор Российского православного университета,
от лица прихожан храма.
18 апреля 2011 г.
№ 01/45
От себя добавлю, что, на мой взгляд, отец Петр - не тот человек, который будет поднимать шум без предварительных долгих и кропотливых попыток решить проблему мирно. Но, видимо, руководство музея показывает полный неадекват. Не знаю, будет ли толк от лишнего привлечения внимания к этой проблеме, но хуже, думаю, в любом случае не будет.