Dec 07, 2013 09:53
... ни за власть, ни против нее. Ни за оранжевых, ни за синих. Ни за белоленточных, ни за кремлевских. Ни за Европу, ни за Азию. При этом я понимаю, что мирный протест (в рамках закона) в принципе допустим для христиан. И заранее согласен, что в крайних экстремальных случаях допустимы и крайние экстремальные меры. Но... причины мои лежат не в сфере "можно-нельзя". Политика всегда будет "серой зоной", где правда и ложь часто перемешаны в весьма причудливых пропорциях.
"С кем вы, мастера культуры" (с)
Человек - существо ведомое. Многим неприятно это признавать, но все мы за кем-то идем и кому-то подражаем, осознанно или неосознанно. Некоторые верующие идут на митинг "за идею", "за справедливое государство", "против засилья коррупции" и проч., обращая мало внимания на то, с кем они маршируют вместе и кто выступает на трибуне. Мне, например, странно видеть христиан рядом с колонной гомосексуалистов и националистов. Ну да, лично вы не поддерживаете ни гомосексуалистов, ни националистов. Однако вместе с ними "скованные одной цепью, связанные одной целью". Не думаю, что выступать в одной компании с этими людьми (даже ради благой вроде бы цели) - это очень мудро и является добрым свидетельством. Не следуй за большинством на зло.
Массовые беспорядки
Любое массовое скопление людей (не обязательно даже политически мотивированное) всегда опасно. Ну хорошо, вы пришли на мирную демонстрацию. А в многотысячной толпе - пара десятков провокаторов, бросающих в полицейских камни и бутылки с зажигательной смесью явно не с мирными целями. Постепенно в потасовку со стражами порядка включается все больше и больше народу, начинается давка. "Злые полицейские" и "церберы кровавого режима" вынуждены применить слезоточивый газ и резиновые пули. Кое у кого из них сдают нервы (в правоохранительных органах тоже люди служат, а не роботы). Потом напишут "спецназ разогнал мирную демонстрацию", "дети пострадали" и проч. Простите, а что вы хотели? Да и детей зачем на демонстрации водить? Чтобы их задавили там? Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж. (Пр. 29:8)
Атмосфера бунта и разделения
Митинг - это не интеллигентный разговор. Обычно (особенно в славянской культуре) это выступление "за все хорошее против всего плохого". При этом все плохое достало, а хорошего конструктивного предложить мы вряд ли сможем. Поэтому из политического оппонента делается соломяное чучело, которое легко атаковать. Начинается деление на "наших - не наших", "истинных патриотов и агентов Госдепа", "креативный класс и овощей" и проч. Мало того, что подобное мышление примитивно, так оно еще и приводит к агрессии, разделениям (в том числе и в церковной среде), ненужным спорам. Да и самих верующих это провоцирует на раздражение, неуважение к другой позиции, лозунгизм в мышлении.
Уважение к властям
В Писании много примеров, когда пророки Божьи обличали современных им правителей. Однако, меня всегда удивляло КАК они это делали - уважительно, без навешивания грязных ярлыков. Например, апостол Павел уважительно называл нечестивого Феста "достопочтенным" (Деян. 26:25), при этом возвещая ему Евангелие. В другом случае, апостол извиняется за поношение на первосвященника: "начальствующего в народе твоем не злословь" (Деян. 23:5). Даже когда власти запрещали говорить об Иисусе, апостолы, почему-то без ругательств и оскорблений, возражали следующими словами: справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4:19). Вопреки этому, слоганы и кричалки на митингах часто содержат оскорбительные эпитеты в адрес руководства страны или даже целых органов власти и политических партий. Вот я никогда не голосовал за "Единую Россию". Но и "Партией Жуликов и Воров" ее тоже не назову. Потому что не уверен, что все члены партии - жулики и воры, и у меня нет на руках решения суда. А нет уверенности и фактов - значит нет и диагноза.
Грязное дело
Политика такова не просто по причине ее коррупционности. Речь здесь идет о политтехнологиях, лукавом оперировании фактами, которыми легко можно запутать даже самого продвинутого и создать нужный образ в глазах общественности. Вопреки сложившемуся стереотипу, пользовуются подобными методиками абсолютно ВСЕ политические силы, а не только "гэбэшный Кремль" или "проплаченная оппозиция". И здесь действует библейский принцип "первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его" (Пр. 18:18). Иными словами, кого услышали первым - тому и верим. Формулировкой Тертулианна Credo quia absurdum (Верую, ибо абсурдно), относящаяся к тайне смерти Христовой, к сожалению, можно охарактеризовать доверие многих людей политикам. Причем, Тертулианн говорил о плоти и смерти Христовой на основании Божьего Слова. А здесь - вера грешным людям, манипулирующим фактами. Поэтому вполне возможно, что через некоторое время наступит болезненное прозрение. Так говорит Господь: проклят человек , который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа (Иер. 17:5).
политика,
служение,
дискуссии