Демьян Бедный в Вятке. Часть вторая. "В окружкоме партии никого нет, все ушли в кинематограф".

Feb 23, 2013 16:41

 В первой части остановились мы на том, как Демьян Бедный, приехав в Вятку, отправился на кожзавод, и здесь, посмотрев на страшные условия труда рабочих, накинулся на заводскую администрацию:
 - Безобразие! До революции за такие порядки рабочие вывезли бы мастера на тачке за ворота! Окружное начальство у вас бывает? Видит все это и мирится?! Ну дела!
 Надо сказать, что вид у Демьяна был весьма внушительный. Высокий ростом, к тому времени сильно располневший, поэт выглядел как большой начальник, нагрянувший с инспекцией. По сему поводу можно вспомнить интересный случай из биографии Демьяна - было это в 1921 году, в Перми. Темный январский вечер, пермские комсомольцы устроили субботник и таскают бревна из Камы - на дрова. Мимо по улице шествует полный, хорошо одетый человек.
 - Пролетарий борется с топливным кризисом! - крикнул толстяк в шубе комсомольцам. В ответ один из комсомольцев вытащил из кармана наган и, нацелив его в лицо толстяку, пролаял:
 - Ах ты, сука, буржуй проклятый! А ну, берись за веревку и работай с нами! А потом отведем тебя в ЧК!
 Толстяк впрягся в лямку и потянул здоровенное бревно в типографию на окраину города. После работы завернули в ЧК. Здесь толстяк предъявил документы. Вдобавок, как нарочно, в кабинете чекиста висел портрет пролетарского поэта Демьяна Бедного. Только тут пермская комсомолия поняла, кого она заставила таскать бревна...


Но вернемся в Вятку. С завода Демьяна Бедного повезли в клуб кожевников его имени. Здесь Демьян, не стесняясь в выражениях, поделился с собравшимися своими впечатлениями от экскурсии по заводу. После речи Демьяна на трибуну один за другим стали подниматься рабочие. Они не только поддержали гнев поэта, вызванный забвением интересов рабочих, трудившихся в тяжелых условиях, но и привели немало примеров, показывающих равнодушие вятских руководителей к нуждам города. Помимо ругани от тех, кто осмеливался выйти на трибуну, перед Демьяном, сидевшим в президиуме, быстро росла гора записок, где рабочие выкладывали всю давно накипевшую злобу на местное начальство. Это был скандал - и Демьян не собирался его унимать. Сидевшего рядом Леонида Кудреватых, журналиста "Вятской  правды", Демьян спросил, кто находится в президиуме. Кудреватых перечислил всех - поименно и по должностям.
 - Так. А из окружкома партии никого нет? - спросил Демьян.
 - Никого.
 - Значит, на рабочие собрания эти коммунисты не ходят? Боятся услышать от рабочих слово правды! - произнес побагровевший Демьян. - Ну, так я им скажу это слово...
 И снова пошел к трибуне...



Вятка. Общежитие и клуб им. Демьяна Бедного в бывшем женском монастыре.
Открытка из мопровской серии 1927 г.

Видимо, из дирекции кожзавода уже кто-то позвонил в окружком ВКП(б) и подробно все рассказал о случившемся на заводе. Начальники сразу поняли, что произошло, и на встречу с рабочими в клуб не явились.
 Вечером на товарищеский ужин в честь гостя собрались местные журналисты, литераторы, рабкоры. Ждали на ужин и руководителей из окружкома партии, которые обещали обязательно приехать и приветствовать пролетарского поэта. Но - после всего, что было на заводе и в клубе - надо ли говорить, что никто из партийных начальников на ужине не присутствовал? Кто-то из журналистов еще раз позвонил по телефону - может, забыли или делом заняты? Долгие гудки, голос сторожа:
 - В окружкоме никого нет. Все ушли в кинематограф...
 - Теперь все ясно, - заметил Демьян Бедный, узнав о звонке. - Теперь я вижу позицию руководителей окружкома в отношении меня и вас, "писателишек".
 А на следующий день, седьмого января, журналисты "Вятской правды" готовили подробный репортаж о выступлении Демьяна Бедного в клубе кожевников и о состоявшейся утром в тот день встрече поэта со студентами пединститута. Речи Демьяна были подробно записаны. В редакции решили, что напечатать их надо полностью. Но не тут-то было. Ишь ты, осмелели "писателишки", решили опозорить окружком партии на весь свет! В номере газеты был напечатан лишь куцый отрывок из репортерской записи:

"Дорогие товарищи! Очень трудно беседовать тогда, когда нечего сказать. Но бывает еще труднее тогда, когда хочется сказать многое, но не знаешь, с чего начать. Мне часто приходится бывать на многих большевистских, советских и рабочих собраниях. Как большевистскому "протодьякону" мне везет. Вот приехал я в Вятку и сразу попал в клуб, который был когда-то женским монастырем.
 В Москве из церкви Пантелеймона сделали клуб имени Д.Бедного. Демьяна Бедного превратили в Пантелеймона. Один паршивенький пароходик "Зосима и Савватий" переименовали в пароход моего имени. Но пароход от этого не изменился, он остался таким же. Вот и ваш клуб зовется моим именем. В обыденной жизни его зовут попросту "Демьянка". В "Демьянке", как я узнал, подчас бывают пьяные и хулиганы. А потом о своем клубе вы будете говорить:
 - Демьянка-пьянка.
 Не хочу я, чтобы мой клуб назывался так. Пьянства у вас в Вятке действительно много. Бывал я в разных городах, но такого количества пьяных, как в Вятке, я еще не видал. Вам надо вести большую борьбу против пьянства, поднимать культурный уровень рабочих и особенно крестьян.
 Есть другое зло - невежество. Невежество - лучший друг религии. Раньше дворянские писатели восхваляли и пели:
 - Ах, как хорошо умирает русский мужик!
 Свое счастье в смерти русский мужик видел раньше, когда жить ему было трудно. Невежество мужика порождала царская Россия. Эта Россия искала путь к спасению, но кроме смерти ничего не нашла. Смерть ее наступила в семнадцатом году.
 Теперь надо хозяйничать по-новому. мы стараемся и добьемся того, чтобы как можно скорее вылезть из болота прошлого. Мы должны закалять себя в бою, покончить с мягкотелостью, дряблостью, перестать быть "соломенными богатырями". Наша политика, политика рабоче-крестьянского правительства заключается в том, чтобы создать волевой стержень в массах. Эту переделку будут проводить такие ячейки, как клуб.
Я горжусь тем, что культурное учреждение, ваш клуб, носит мое имя. Но вместе с тем я обращаюсь к вам с просьбой - поддерживайте свой клуб, ходите сюда не ради пьянки-гулянки. Загорайтесь энтузиазмом социалистической стройки! Помните, что только культура окончательно выведет вас в люди".

В общем, получалось, что все безобразия, о которых прознал Демьян в Вятке - это пьяницы и хулиганы в клубе его имени. Из уже набранного текста выступлений Д.Бедного были вычеркнуты многие места. В частности, такие:

"К вам в Вятку я приехал не для того, чтобы показать себя... Хочу сам поглазеть, что у вас есть хорошего и плохого.
 Я ехал в Вятку с надеждой, что мне покажут новое, хорошее. Но я приехал и пожалел. Я, как архиерей, по одному-двум заводам помахал кадилом и убежал. И хорошего у вас видел мало. Я уже говорил - на кожевенных заводах вонь, грязь, невыносимые условия труда. А в Доме крестьянина? Вонища - мухи дохнут. Пьяных до черта. И никого из культурников. Хрипит один пьяный граммофон..."

"Я приехал в Вятку, а пришел ли ко мне кто-нибудь сказать: "Приходите, посмотрите на наши достижения"? Нет, никто не пришел. Ведь могли бы использовать меня. Придите, покажите мне хорошее, и я прогремлю о вас на всю Россию. Ведь мы  - одно целое. Мы служим друг другу, общему делу. Не для одного клуба я приехал сюда. Я приехал посмотреть, как у вас живут, работают, что у вас хорошего. Зарядите меня хорошо, и я расскажу сотням тысяч о ваших достижениях. Вы просите меня остаться: покажись народу. Что я буду показывать себя, коли вы мне ничего не показываете? Выходит, пустое место на пустом месте."

Никаких достижений Демьяну Бедному не показали. Да и показывать-то, по большому счету, из советских достижений в нищей и затюханной советской Вятке было нечего.
--------------
Литература:
1. И.Бразуль. Демьян Бедный. М.,1967. Рассказ о поездке Д.Бедного в Вятку на с. 262-264.
2. М. Решетников. Демьян Бедный в Вятке. Спутник агитатора. Киров, 1983, №10. С. 26-27.
3. Л. Кудреватых. Письмо Демьяна Бедного. Огонек. М.,16.12.1962, № 51. С. 25-26.

vyatka

Previous post Next post
Up