Сейчас попробую расшифровать заголовок заметки. Существует скульптура монументальная - это настоящие памятники: большие размеры, дорогие материалы, видные места и проч. А декоративная скульптура призвана украшать сады и парки, улицы, фасады зданий. Тут и размеры поменьше, и материалы частенько попроще. Конечно, нет в нашем городе ни атлантов, ни кариатид, ни Самсонов в фонтанах, ни Аполлонов на фризах - нет у нас всех этих излишеств, и никогда не было. Но тем ценнее и роднее то, что есть.
1. Неутомимый кузнец, украшавший когда-то ограду сквера напротив Центральной гостиницы.
Из дореволюционной поры нужно вспомнить прежде всего знаменитых "смеющихся" львов из жерновогорской опоки на воротах купеческих домов. Их производство было поставлено умельцами Жерновогорья на поток, и забавные львы стояли на воротах многих купеческих особняков не только в Вятке, но и в уездных центрах. А кроме львов и вспомнить почти нечего. Да и памятник-то в Вятке до 1917 г. был всего один - императору Александру III в саду Александро-Невского собора. Отсутствие старой традиции связано с тем, что издревле на Руси к скульптуре относились с большим подозрением - как к "латинской заразе", и с тем, что памятниками - и историческим лицам, и событиям - часто служили храмы, часовни, различные общеполезные заведения. Так, к примеру, тот же Александро-Невский собор был воздвигнут в честь посещения Вятки императором Aлександром I. В память визита другого царя, Александра II, был заложен в нашем городе Александровский сад. А старинная Устюжская часовня у Раздерихинского спуска была по сути памятником всей нашей древней истории.
2. Думаю, все узнали этот дом по улице Ленина - его тоже украшали скульптуры.
Но вот наступил 1917-й год, и началась иная эпоха. Не прошло и пяти лет, как на главной городской площади - вопреки отсутствию материалов и прочим помехам - встал памятник народовольцу Степану Халтурину. А затем в садах и парках, на зданиях стали появляться скульптуры, изображающие освобожденный труд и счастливую, радостную жизнь советского человека. Кто не помнит этих растиражированных по всей стране физкультурниц, "девушек с веслом", пионеров, рабочих и работниц... Менялась жизнь, энтузиазм уходил в прошлое, и из декоративной скульптуры уходила потихоньку идеологическая составляющая.
3. Скульптуры пионеров у парадного входа средней школы №17 города Кирова.
4. У входа в роддом №2. И, наконец, в наше время декоративная скульптура стала и вовсе почти безыдейной. Многих сознательных горожан раздражают эти "дубы с ухом", "вятцькие печати" и "подковы счастья". Вот мол, который год нет средств на памятник великому земляку - Федору Шаляпину, а на "дуб с ухом" деньги нашлись. Ответ на эти сетования чаще всего звучит такой: "А вот народу нравится!" В последние годы российские города настигла большая волна декоративной скульптуры, и появились памятники самым необычным персонажам и явлениям - чижику-пыжику, сантехнику, букве Ё, и т. д. Такие памятники проще и ближе. Они забавны и часто даже смешны. А, впрочем, господа, разве старинные вятские львы не забавны?
5. Один из двух уцелевших вятских львов на воротах прозоровского дома в Вятке.
6. "Улыбающийся" лев на воротах дома в городе Уржуме...
7. ...и на воротах особняка в городе Слободском.
Из дореволюционных непритязательных украшений нашего города можно вспомнить еще фигуры ангелов на колокольне кафедрального Троицкого собора, двуглавых орлов и грифонов на особняке купца Булычева и небольшую скульптурную композицию в Истоминском саду.
8. Грифоны, восстановленные недавно скульпторами Бондаревым и Коциенко
тоже - в полном согласии с вятской традицией - улыбаются.
9. Скульптура у бассейна в форме Черного моря Истоминском саду
(ныне - Ботанический сад ВГГУ).
Сколько различных гипсовых и бетонных изваяний украшало в советское время наши сады, парки, улицы и дома - посчитать невозможно. Почти все они давно отжили свой небольшой век (немудрено - гипсовая статуя долго ли простоит при нашем климате) и куда-то исчезли. А жаль. Вот например, в Хабаровске их сохранили, бережно отреставрировали (в том числе и знаменитую "девушку с веслом" скульптора Шадра) и устроили целый парк советской скульптуры. У нас последняя "девушка с веслом" стояла, помнится, в парке им. Гагарина, но ее в лихие 90-е кто-то утащил себе на дачу.
10. В парке КОР (Клуба им. Октябрьской революции) по ул. Комсомольской.
11. Вход в городской сад им. Ст. Халтурина (ГАСПИКО).
12. Еще раз - кузнец у Центральной гостиницы (ГАСПИКО).
13. Пионер у входа в детский парк "Аполло" (ГАСПИКО).
Из того, что уцелело, все сразу вспомнят скульптурную композицию со школьниками в детском саду "Аполло" и фигуру воспитанника ФЗУ на фасаде здания бывшей мужской гимназии (на улице Спасской).
14. Еще раз полюбуемся на школяров.
15. А вот и ФЗУшник с домрой в руках (просьба - не путать вятскую домру с домброй).
Очень жаль, что нет теперь бронзовой фигурки Ассоли (героини гриновского романа) в сквере у "Алых Парусов". Недавно сломали здание кинотеатра и вырубили сквер. Правда, где-то я читал, что с постамента скульптуру Ассоли снял сам автор, Владимир Бондарев, когда на нее стали покушаться любители дармового цветмета, и хранит ее до лучших времен у себя в мастерской.
16. Ассоль в сквере у к/т "Алые Паруса".
Он же, Владимир Бондарев, как я уже сказал, восстановил грифонов и двуглавых орлов в коронах на фасаде бывшего булычевского особняка по улице Ленина и создал две скульптуры апостолов Петра и Павла (в нишах на здании Александровского костела). Интересно, что фигур апостолов на фасаде костела до революции не было, но похожие вроде бы стояли внутри, в алтаре костела. Из современных скульптур одну уронили и сломали хулиганы, вторая - стоит.
17. Двуглавые орлы на фасаде бывшего особняка Булычева (ул. Ленина).
18. Апостол Петр на фасаде Александровского костела.
Из современной же декоративной скульптуры наиболее удачным произведением, по-моему, является памятник Дымковской игрушке у здания кукольного театра:
Всё!